Роковая «Метель»

228
О пушкинской постановке Малого театра в год 220-летия поэта
Нина Катаева

Этот спектакль, поставленный прошлой весной, я посмотрела в июне, и он никак не отпускал меня.

Вспоминался фильм Владимира Басова с Марьей Гавриловной – Валентиной Титовой, Владимиром – Олегом Видовым и полковником Бурминым – Георгием Мартынюком, на который ходила школьницей. Был культпоход с учительницей литературы, и после фильма мы никак не могли разойтись – спорили, могло ли такое случиться, чтобы тебя три раза обвели вокруг аналоя, а ты не почувствовала, что венчаешься вовсе не со своим возлюбленным, к тому же с брюнетом, а не с блондином!.. Я все больше молчала и слушала, а мнения весьма разделились, и тут наша классная вдруг говорит: «А мы сейчас нашу Машеньку спросим». Это меня, значит, не скрою, схожесть с пушкинскими героинями у меня была, тем более, дело в провинции происходило.

И все на меня уставились. Я помолчала и говорю: «Колеблюсь, то так мне кажется, а то эдак…». И девчонки неожиданно: «И мне также…, и мне…». В общем, развел нас Пушкин во мнениях. И позже, сколько раз не перечитывала повесть, не пересматривала в разных возрастах фильм, червь сомнения продолжал точить. Неужто можно было даже в ночной церкви, освещенной двумя-тремя свечами, обвенчаться с другим, с повесою, занесенным сюда волею случая, который, по гусарской привычке, мгновенно усек противозаконность действа и решил подшутить над заждавшейся жениха невестой?..

Музыку Свиридова, сочиненную к «Метели», зрители восприняли, как неотрывную часть фильма. Сплавившись с пушкинской прозой, она и помогла создать картину, которая, несмотря на отсутствие громких наград, все же вошла в личный золотой фонд зрителей середины прошлого века.

Десять лет спустя, в 1974 году, Георгий Свиридов отредактировал партитуру, и «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина “Метель”» стали самостоятельным произведением. Без этой гениальной музыки давно не обходится ни один из серьезных концертов, потому что это та музыка, от которой замирает душа.

В 1984 году Петр Фоменко, как всегда, с тонкостью и нюансами, снял на ТВ свою версию «Метели», с бледноликими героями и без музыки Свиридова. А тем временем мистический сюжет, в котором метель смешала землю с небом и подменила женихов у невесты, не переставал волновать режиссеров, как наших, так и зарубежных. В 1972 году Альфредом Форером была снята франко-немецкая молодежная мелодрама «И дождь смывает все следы», в которой злой рок, в виде дождя на сей раз, разлучает влюбленных, но складывается все еще жестче: жених героини гибнет под колесами автомобиля того, кто, по воле случая, приедет к ней вместо него. Постаревшие поклонники этого фильма до сих пор смотрят его со слезами на глазах. Ну, и наконец совсем недавно, в 2010 году, на РТР выпускницей ВГИКа, ученицей Игоря Масленникова – отца лучшего «Шерлока Холмса» и «Зимней вишни» – Фрюзой Фархшатовой был снят сериал «Метель», в котором вьюга тоже спутала карты, и к нареченному героине пришлось пробиваться несколько лет…Несмотря на то, что намеков на параллели с Пушкиным было много, даже село, где все происходило, называлось Радово (вместо Ненарадова), мистические совпадения выглядели натяжками, и эмоций сериалу не добавляли. Сомнений не было: главное открытие свершилось 55 лет назад, когда пушкинская «Метель» нашла свою музыку.

Благодаря именно этому обстоятельству, в репертуаре Малого театра появился спектакль-концерт «Метель» по Пушкину, с оркестровым исполнением музыки Георгия Свиридова. Поставлен Алексеем Дубровским по инициативе архимандрита Симеона (Томачинского), ректора Курской духовной семинарии и духовника фонда «Настоящее». И вначале был показан в Пасхальную неделю, как обычный концерт. Премьеру увидели дети из спецшкол, благотворительных организаций и многодетных семей. Выступая на пресс-конференции, архимандрит Симеон ответил на сакраментальный вопрос, интересующий многих.

Мы называем это мистикой, а духовник сказал, что «Метель» – поэма о Промысле Божием, который предполагает соучастие человека. Без этого, как показал Пушкин, реализация Божьего замысла невозможна.

Герои хранили верность друг другу, и это великий пример во времена достаточно легкомысленного отношения людей к «малой Церкви», как мы называем семью. И конечно, многие христианские ценности становятся понятнее, когда даны в живых образах, через культурную призму классических произведений».

Алексей Дубровский рассказал в многотиражке Малого театра о том, что сценическая версия повести была рассчитана, скорее, на филармоническое исполнение, но его команде – музыкальному руководителю постановки Григорию Гобернику, художнику Марии Утробиной, исполнителям главных ролей Василию Бочкарёву, Игорю Петренко, Константину Юдаеву и Мари Марк – хотелось создать полноценный музыкально-драматический спектакль. «Мы вернулись к первоисточнику, и, прикоснувшись к двум гениям – Пушкину и Свиридову, попытались следовать за ними», – сказал режиссер.

И у них получилось. Это понимаешь сразу, едва твоему взору открывается аванзанавес, словно морозной вязью испещренный рисунками и строчками из пушкинских черновиков, и голосом Василия Бочкарева от имени издателя вам возвещается и о почившем сочинителе Иване Петровиче Белкине, написавшем «Метель», и о самом Александре Пушкине, придумавшем всю эту затею. Поэт ни на минуту не оставит вас, все будет происходить под неусыпным его надзором, а когда вступит музыка Свиридова, вам непременно подумается о том, какая бы это была встреча, если бы композитору с поэтом довелось свидеться…

Так и хочется написать – Свиридов родился на свет Божий, в том числе, и для того, чтобы написать музыку к «Метели».

Взлетит аванзанавес, и взору вашему откроется картинка из «повестей» – луна, снега, домишки, дорога, верстовые столбы, дальний храм. Режиссер подчеркнуто ничего «не интерпретирует». И всюду пюпитры с нотами, напоминающие о том, что оркестр Малого театра под управлением Александра Мещерякова, лауреата международного конкурса в Италии, полноправный участник спектакля. Он слева, в глубине сцены, на подиуме. А на авансцене, в одной из усадеб зреет такой жаркий взрыв чувств и протест против родительской тирании, какой возможен только среди морозной России. Романтическая пара – в исполнении Мари Марк (Марья Гавриловна) и Константина Юдаева (Владимир) готовится к побегу и тайному венчанию. Маша в спектакле – абсолютная героиня романа в стиле Жан-Жака Руссо, романтическая статуэтка-мечтательница, словно материализовавшаяся из пушкинских рисунков. Владимир – не так горяч, как мы привыкли его представлять, сдержан и, можно даже сказать, холоден, – денди, прагматик, гордец. Но такой Маше он под стать.

Герои вальсируют, кружатся, комментарии издателя и видеоинсталляция над сценой, в которой постоянно бегут пушкинские строки и оживают его рисунки, напоминает о том, что мы просто листаем повесть, прислушиваясь к мыслям соотечественников, живших за два века до нас, и делаем остановки. Музыка Свиридова, иногда забываясь, что она все же на спектакле, а не на концерте, помогает сюжету идти вперед. В роковой метели блуждают двое, и, как ни странно, выигрывает тот, который поддался «преступной проказе» под влиянием «непростительной ветрености». Владимир, проморгавший Машу из-за метели, отправляется на войну и погибает с честью. Позор, или неудача вкупе с нелепостью смыты кровью – все в духе времени. Маша остается верна… неизвестному «супругу», с которым обвенчалась в ночи, пока Провидение не сталкивает ее с ним лицом к лицу.

Надо сказать, несмотря на то, что, помимо любви, в сюжете речь идет о серьезных вещах – о долге, чести, совести и порядочности, обо всем Пушкин пишет с иронией. И о том, что происходит в домах ненарадовских помещиков и армейского прапорщика Владимира, и в отношениях Маши с ее обожателями.

В спектакле эту ноту очень точно ведет г-н Издатель. Без улыбки смотреть этот спектакль невозможно. Объяснение с гусарским полковником Бурминым, которого играет Игорь Петренко, пожалуй, самая удачная сцена в спектакле. У обоих – камень с души, но ведут они себя по-разному. Маша – все в том же вальсе, а Бурмин – в раздумьях. Это первая роль для актера, вернувшегося в альма-матер после многолетнего побега в кинематограф. Его Бурмин много чего пережил, это видно и без руки на перевязке. Простил ли себе ту «проказу» – вряд ли кому расскажет, фактически из-за него погиб человек…

На поклонах артисты вместе с залом аплодируют оркестру, пушкинская «Метель» набирает силу.

Специально для «Столетия»
Источник: stoletie.ru
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: