Профессору проще, чем учителю



Средняя школа в России имеет шансы растерять международные достижения

Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовала справочник «Образование в цифрах-2019», в котором даны последние сопоставимые со статистикой ОЭСР цифры, характеризующие состояние российского образования на начало 2019 года. Главные выводы работы: бюджетное благополучие последних лет позволило довести уровень госрасходов на образование до среднеевропейского при явно менее высокой доле расходов на высшее образование. В реальном выражении расходы на эти цели стагнируют последние годы, в силу демографических причин при сохранении статус-кво средняя школа будет скорее снижать показатели, высшая — улучшать.

Краткий статистический справочник «Образование в цифрах-2019» подготовлен ВШЭ и является совместной публикацией университета, Росстата, Миннауки и Минпросвещения. Большая часть данных публиковалась ранее Росстатом в отдельных сборниках 2015–2018 годов, тем не менее это де-факто подтвержденные в системе образования РФ данные о состоянии этой сферы в форматах, сопоставимых со статформатами стран ОЭСР и в ряде случаев Евросоюза — так, часть показателей рассчитана в стандартном за пределами РФ для описания образовательных систем классификаторе МСКО.

Наиболее интересны для РФ в этом случае международные сравнения общих расходов бюджетных систем на образование.

Напомним, в силу финансирования самого затратного и массового сегмента системы, средней школы, вторым-третьим уровнями бюджетной системы его софинансирование федеральным бюджетом бывает иногда значительным (например, расходы по нацпроектам на строительство и ремонт школ, оборудование и т. п.), хотя в стране бытуют диаметрально противоположные мнения о том, как в сравнении с развитыми странами финансируется образование в РФ.

Публикуемые ВШЭ консолидированные данные показывают, что в 2017–2018 годах приоритеты расходов бюджетной системы на образование в РФ почти ничем от ОЭСР не отличаются. Россия тратит на всю систему (включая профессиональное среднее и допобразование) 3,5% ВВП — выше Японии (2,9% ВВП) и Италии (3,3%), чуть ниже Германии (3,6%), но ниже США, Великобритании и Франции (4,2–5%). От всех госрасходов Россия тратит на образование 10,8% — это практически средний для ОЭСР показатель в 2018 году, в Италии это 7,2%, в Канаде — 12,1%. Из всех сопоставимых стран ОЭСР выбивается из ряда Южная Корея, в целом тратящая на образование сильно больше развитых стран. Главное же отличие РФ от ОЭСР — относительно низкие (1,6% госрасходов) траты на высшую школу (группы МСКО 6–8). С одной стороны, такие низкие удельные траты на университеты характерны для стран, не стремящихся к мировому лидерству в высшей школе, с другой — начальная и средняя школа в России к 2019 году, видимо, финансировалась даже лучше, чем в большинстве стран ОЭСР.

Отметим, система образования очень сильно зависит от текущей демографической структуры населения. По расчетам сборника, в целом реальные расходы в РФ во всей системе образования в последние два-три года стагнировали или немного росли (при этом федеральные, примерно вшестеро меньшие региональных, увеличивались существенно быстрее). Однако с 2017 года демографический момент заставлял государство снижать расходы на одного школьника (в школу пришло новое многочисленное поколение), в высшей школе расходы были стабильны — хотя в целом число обучающихся в университетах к 2018 году снизилось до уровня начала 2000-х.

Таким образом, можно полагать, что демографический момент сейчас скорее создает проблемы в относительно хорошо проинвестированной средней школе и благоприятен для реформ в недоинвестированной высшей.

При этом пик численности студенчества в РФ заведомо пройден в 2005–2010 годах.

Крайне интересны сведения ВШЭ о трансграничном высшем образовании. В РФ учится сейчас больше иностранных студентов, чем в любой стране ЕС, кроме Великобритании (278 тыс.), впрочем, к «национальному» студенчеству доля невелика — 4,1%. Российские студенты за рубежом — несопоставимо меньшая группа: это около 27 тыс. человек, до 10 тыс. которых приходится на Германию, 5 тыс.— на США и 4 тыс.— на Великобританию.

Дмитрий Бутрин

 

Источник: kommersant.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.