Написано в середине 90-х, а звучит до сих пор актуально …
Мы привыкли относить иезуитов к средним векам. Выражения «иезуитски пронырлив, расчетлив», «иезуитская хитрость» кажутся нам пришедшими из романов прошлых веков. Как и киношные черные плащи и куртки, и шляпы с загнутыми сбоку полями. Между тем нет ничего живее и живучее Ордена иезуитов. И заметка в «Известиях» от 14 октября 1992 года о возрождении деятельности католического Ордена иезуитов в России означает не что иное, как то, что закоренелый враг России и Православия уже не стесняется обнаружить свое явное присутствие в российских пределах.
Читая о них (о иезуитах) в самых разных источниках – и в марксистских, и в католических, и в самых разных энциклопедиях – Граната, Брокгауза, и в православных справочниках и словарях, – приходишь к единственному выводу: какие бы лозунги иезуиты ни выдвигали, они вековечные наши противники. Созданные для борьбы с протестантизмом, они успели побывать и в борцах с марксизмом и революцией, успели и революцию поприветствовать… Но лучше, хотя бы кратко, по порядку.
Основатель Ордена дворянин Игнатий Лойола создал его в 1539 году. К этому времени уже отпали римо-католики от древа единой Христовой Соборной Апостольской Православной Церкви, уже началась реформация, начали плодиться протестантские церкви, выделились лютеране (1524 г.) и англикане (1534 г.). Как сговорились Лойола и Папа римский, неизвестно, но в 1540 году Папа Павел III утвердил Орден и наделил его за будущие заслуги широкими привилегиями.
Орден увлекал красивыми лозунгами о чистоте католицизма, клеймил отступников от него, объявлял о своем бессребреничестве. Вербовал в свои ряды лучших из лучших. Школы иезуитов были образцовыми. Никаких телесных наказаний (а ведь в средние века выражение «я был под розгами» означало «я учился в школе»), воспитание уважения к старшим, изучение культурного и философского наследия Древней Греции, Древнего Рима… Красота!
Идеи иезуитов были так заразительны, что и женские сердца увлеклись ими. Еще при жизни Лойолы «дамы сердца Иисусова», как они себя называли, создали, под руководством поклонницы Лойолы Изабеллы Розель Иезуитский женский орден. Но сам же Лойола его и закрыл. Также и в Англии было иезуитское женское движение, община иезуитянок, но ее закрыл уже сам Папа Урбан VIII в 1630 году. Любопытным предоставляется возможность покопаться в причинах такого папского решения.
Были у иезуитов свои специальные моралисты, казуисты. Главный моралист ордена Бузембаум (ум. в 1688 г.) сформулировал оправдание любых проступков, если они совершались, как он выражался, для вящей славы Божией. Для иезуитов цель всегда оправдывала средства. Они и грехи делили на разряды. Когда же они оправдывали своего брата за какое-либо преступление, то всегда переводили его грехи в разряд простительных. Нормы морали обосновывались на казуистике, то есть всегда ставились на первое место интересы Ордена.
«Пробабилизм» оправдывал любой проступок авторитетом католической церкви. «Мысленная оговорка» давала право иезуиту давать любую клятву, если его к ней принуждали, но при этом он мысленно произносил предлог «нон» – не. Было и такое «условие руководящего намерения», оно оправдывало безнравственный проступок, если он был вызван нравственным побуждением. То есть снова достижение цели любой ценой. Даже и убийства оправдывались.
Иезуиты, не знаю как сейчас, тогда делились на четыре класса: послушники, они в течение двух лет подвергались испытаниям в послушании, самоотвержении, давали обет бедности, целомудрия и слепого повиновения старшим. Дальнейшая ступень – схоластики, они обучались в коллегиях иезуитов, в которых потом преподавали. После повторного испытания посвящались в сан. Коадьютеры – профессора, гувернеры для воспитания юношества. Профессы давали обет слепого повиновения Папе, образовывали конгрегацию. Глава конгрегации – генерал, живущий в Риме. Власть его, как распорядительная, так и исполнительная, неограниченна. Избирался на пожизненный срок.
В провинции руководили провинциалы с пятью ассистентами.
Сменивший Лойолу второй генерал Ордена Лаинес установил окончательные задачи Ордена – укрепление неограниченной власти Папы и уничтожение протестантизма.
Во Францию иезуиты проникли в 1562 году, были духовниками многих членов королевской фамилии, но после покушения иезуита Шателя на жизнь Генриха IV (1604 г.) были изгнаны. В Германии Фердинанды II и III им доверяли, иезуиты вдохновляли тридцатилетнюю войну. Но их мораль, их действия, клятвопреступления, присвоение имущества, спекуляция, безнравственная жизнь вызвали в XVIII веке оппозицию в Европе. За покушение на жизнь, Иосифа I иезуиты были изгнаны из Португалии. Далее изгнания их последовали из Испании (1767 г.), из Неаполя, Пармы, Мальты. Буллой 1773 года Папа Климент ХIV отменяет Орден иезуитов…
И кто же их реанимировал и приютил. Увы, Россия. Павел I не только разрешил пребывать им в Петербурге, но и добился от Папы официального восстановления существования Ордена для России. Неужели он забыл, что Польша уже целиком была захвачена иезуитами, что Лжедмитрий – несомненно иезуит, что Петр уже изгонял их (правда, иезуитам, по просьбам фаворита Голицына, покровительствовала Софья, но после ее падения, по требованию Патриарха Иоакима, иезуиты в течение двух дней были высланы из России). Петр, несомненно, знал о встречах Ивана Грозного с папским ставленником, с послом Стефана Батория Поссевино. Встречи эти известны, достаточно вспомнить, что Грозного страшно возмутило то, что изображение распятия Христа помещено на папской туфле. Он, ничтоже сумняшеся, обозвал Папу римского собакой. После этого Поссевино и иезуиты замолчали… до Екатерины. При ней в России было открыто шесть иезуитских коллегий, в том числе в Орше, Полоцке, Витебске, Могилеве.
Правда, и при Павле нашелся враг иезуитов не только из православных, католик Богуш-Сестренцевич, но скоро его пересилил иезуит Грубер. 18 октября 1800 года иезуиты добились передачи церкви св. Екатерины в свое распоряжение.
Россию всегда спасало Божие Провидение, которое явным образом проявлялось в войнах. Войны посылались для вразумления. Война 1812 года показала суть пребывания иезуитов в России, и в 1815 году им было запрещено жить в обеих столицах, а в 1820-м Орден иезуитов был упразднен, имущество их конфисковано. «Запретить навсегда», было сказано в царском указе. Нашим же демократам, говорящим о реставрации монархии, царский указ не указ: иезуиты вновь действуют.
А что тогдашняя Европа? Папа Пий VII восстановил Орден в 1814 году, год спустя иезуиты воспрянули в Испании, в 1832 году – в Португалии. Во Франции иезуитов терпели при Людовике XVIII. Они влияли на Наполеона III, но были закрыты всё же в 1845 году. Из Швейцарии их выгнали два года спустя. Но поразительна их живучесть, мимикрия. Появляясь под разными именами, в разных, особенно благотворительных, обществах, они утвердились Южной Америке, создали целое государство Парагвай, основались в Бельгии, Англии. I Ватиканский собор 1870 года и провозглашение папской непогрешимости – дело рук иезуитов.
В наше время иезуиты сказали об атомной войне, что она согласна с христианским учением и что является искуплением первородного греха. Изворотливость их воистину иезуитская. Вот они борются с революцией в Европе вот они вдохновляют её в России. Они счастливы победе большевиков. Через масона Чичерина они вползают в Кремль, ведут переговоры с начальством. Несомненно, что Дзержинский – иезуит. Посол д’Эрбиньи клонил к тому, что если вместо Патриарха Тихона будет ставленник Ватикана, то в Россию будут (даже так!) привезены мощи святителя Николая, епископа Мирликийского. Иезуиты заставляют нас по-новому взглянуть на известную Декларацию заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, ведь именно после неё большевики прекратили общение с иезуитами. Видимо, рассуждали так: теперь, когда Церковь к нам лояльна, можно католиков не завозить.
«Фатимское чудо» 1917 года перетолковано иезуитами в свою пользу. Могли ли дети, старшей десять лет, запомнить и изложить такие пространные тексты, якобы произнесённые Божией Матерью, о том, что если в следующий понтификат (время пребывания на папском престоле; скажем для сведения, что Папу также еще зовут Папа-понтифик) Россия не склонится перед Папой, то будет ей плохо.
Теперешнее время в России благодатно для иезуитов. Католическая литература издаётся широко и вольготно, продаётся недорого, раздаётся даром. Христианский церковно-общественный канал вещает четырнадцать часов в сутки (для сравнения: вещание православной радиостанции «Радонеж» – всего один час). Трансляция очередного юбилея из португальской Фатимы была прямой и продолжительной. Вся Россия видела шаманское камлание обманутых людей.
По данным теперь уже далекого 1961 года у иезуитов 1320 газет (это только явных), 30 университетов, 500 коллегий, 8500 школ… А сколько, интересно, теперь, спустя 34 года? Вспомним, что еще в 1936 году иезуит Швайгель («Папский Восточный институт») сказал: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам». Путь этот успешно расширяют демократы, делая его столбовым.
Стоит задуматься. Именно 14 октября, ни раньше, ни позже, в святой для Православной России день, было объявлено о восстановлении в России антироссийского, антиправославного Ордена. И не надо сомневаться, что он действует круглосуточно.
Владимир Николаевич Крупин, сопредседатель Правления Союза писателей России, член Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первый лауреат Патриаршей литературной премии
Источник: /ruskline.ru/