Дело Серебренникова – дело политическое



Заключительные заседания суда проходят в тишине… перед бурей

16 августа Мещанский районный суд Москвы обнародовал выводы повторной экспертизы по уголовному делу Серебренникова. Стало известным:

Определить общую сумму всех расходов проекта “Платформа” не представляется возможным в связи с отсутствием в материалах дела документов бухгалтерского учета.

Отсутствует полный перечень мероприятий “Платформы”, контент частично восстановлен по воспоминаниям заинтересованных лиц.

Проект “Платформа”  – важное социально-эстетическое явление, влияние которого на культурную жизнь России сохраняется до сих пор.

Напомню: Серебренников и Ко обвиняются в хищении 133 млн рублей из 213 млн рублей – государственного транша АНО “Седьмая студия” на проект “Платформа”. Повторная экспертиза произведена по запросу суда, авторы её, небезызвестные медийные лица, были предложены суду стороной защиты.

Стоил ли удивляться в таком случае, что выводы повторной экспертизы по делу Серебренникова, в целом, оказались  вполне себе прогнозируемыми; эксперт Марина Андрейкина заранее не раз публично определяла свою позицию по этому делу. Отличился, разве что, адвокат Дмитрий Харитонов, заявив:

«Комплексная  экспертиза по делу “Седьмой студии” установила, что на проект “Платформа” было потрачено 216 миллионов рублей при стоимости 260 миллионов: режиссер не украл деньги, а сэкономил их для государства».

Что вызвало брожение в умах…  Подвигло соотнести проект “Платформа” с другими «среднестатистическими» проектами Серебренникова и экстраполировать их социально-эстетическое влияние на культурную жизнь России.

Возьмем за основу, хотя бы, альфу и омегу творческого пути Серебренникова, спектакли “Голая пионерка” и  “Outside”/ “Аутсайд”. “Голая пионерка” еще тем примечательна, что с нею «ростовский принц с разбойничьей серьгой в ухе», он же Серебренников – ворвался на столичные подмостки.

Был 2005 год, год славного юбилея – 60-летия Победы СССР над фашистской Германией. Театр “Современник” дал премьеру спектакля Серебренникова – “Голая пионерка”. Суть спектакля такова: в первые дни войны после гибели родителей девочка Маша Мухина убежала на фронт, прибилась к полку. Каждую ночь озверевшие советские офицеры имели девочку как наложницу, насиловали её, та молчала, лишь в кровь искусывала по-детски пухлые губки… В зрительный зал летели со сцены рваные трусы.

Наутро Серебренников проснулся знаменитым.

Газета “Коммерсантъ”, влиятельнейшее в 2005-м СМИ, напечатала рецензию на спектакль, автор – модный театральный критик Роман Должанский (ныне – заместитель художественного руководителя Театра наций):

«Нужно хорошо знать роман, чтобы в акробатических кувырканиях с барабаном угадать сцены животного секса на передовой. Не запретностью темы бьет наотмашь спектакль Кирилла Серебренникова, а откровением лучших сцен. Как эпизод расстрела генералом Зуковым (сами подставьте в начало фамилии соседнюю букву) солдат…»

Прошло двадцать лет.

В июле 2019-го состоялся Авиньонский фестиваль, Серебренников в рамках фестиваля представил спектакль “Outside”/”Аутсайд”. Историю китайского порнографа Рена Ханга, рассказанную сквозь призму судьбы «мёртвого американца Роберта Мэпплторпа (умер от СПИДа). И тот, и другой – интеллектуалы, тонкие эстеты, любители снимать «члены и цветы».

С подробным описанием спектакля можно познакомиться на странице газеты “Московский комсомолец” (тираж под 700 000 экземпляров). Вот всего лишь фрагмент:

«Эстетика сцен гей-шоу высококультурная, по разряду VIP — красиво, динамично, неожиданно и местами забавно,  – пишет театральный критик Марина Райкина. – Надо признать, что, рассказывая о фотографах, что балансировали на грани эротики и порнографии, Серебренников делает это не намеками и полунамеками. Ведь ребята эти – Ханг и Мэпплторп – выворачивались в своем творчестве так красиво-изощренно-извращенно, что, взявшись за тему, смешно было бы на что-то там намекать. Всё открыто, напоказ, члены красят».

Следует признать: социально-эстетическое влияние проектов Серебренникова на культурную жизнь России – бесспорно. В неизменной форме сохраняется до сих пор.

23 августа Мещанский районный Москвы суд в очередной раз рассмотрит дело АНО “Седьмая студия”, “дело Серебренникова” – эвфемизм политического дела. Как только суд объявит оправдательный приговор, так сразу же “Outside”/”Аутсайд”  с престижной площадки Авиньонского фестиваля переместится на сцену Большого театра. Премьера «заграничной штучки», как, впрочем, и премьера “Нуреева” два года назад, станет сенсацией, эпическим скандалом, еще одним громким «мировым событием».

Тогда как за кулисами – совсем другая история.

***

Есть книга Ариан Дольфюс “Рудольф Нуреев. Неистовый гений”.

На страницах книги автор рассказывает о своей встрече в Париже с помощником генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева:

«Речь шла о реабилитации знаменитых перебежчиках, на которых так долго показывали пальцем. Нуреев, Солженицын и Сахаров стали приоритетными фигурами нового режима. Ответственные лица КГБ были настроены крайне враждебно по отношению к этой реабилитационной политике, и мы организовали всё у них за спиной. Впрочем, это был единственный способ разрушить их систему».

Очевидно, Серебренников как «потенциальный перебежчик», – даже не блёклая моль гения Русского балета Нуреева.

Но и Россия сегодня – далеко не держава СССР.

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.