Музыкальный символ блокады Ленинграда



Симфонический оркестр Ленинградской филармонии на сцене в день исполнения Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д. Шостаковича в Новосибирске. Третий справа – композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975), второй справа – дирижер Е. Мравинский. Время съемки: 09.07.1942 © / Фото с сайта «Военный альбом: Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945)»

ruskline.ru

В этот день 77 лет тому назад впервые прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича …

77 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде впервые прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975). Одно из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века стало музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города. В электронном фонде Президентской библиотеки представлена оцифрованная рукописная партитура симфонии, оригинал которой хранится в нотной библиотеке петербургского Дома радио, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба библиотеки.

В коллекции Президентской библиотеки партитура появилась благодаря сотрудничеству с Национальной Медиа Группой по сохранению исторической памяти. Документ был передан для оцифровки специалистам библиотеки на торжественном мероприятии, посвящённом 75-летию прорыва блокады и 74-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в январе 2018 года.

Каждая из четырёх частей симфонии представлена в отдельной тетради. На страницах партитуры есть пометы дирижёров С. А. Самосуда и К. И. Элиасберга, выполненные тушью и разноцветными карандашами. На обороте титульного листа первой тетради указан состав оркестра (инструменты) и другая информация о первом исполнении.

Инициатором исполнения Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде стал главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К. И. Элиасберг. Репетиции в городе на Неве начались после того, как в июле 1942 года специальным самолётом сюда была доставлена партитура Шостаковича. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой.

Премьера состоялась 9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии. Звуков орудий врага не было слышно – советские артиллеристы в рамках операции «Шквал» получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова во что бы то ни стало подавить огонь немецких орудий, и задача была выполнена. Симфония транслировалась по радио и через громкоговорители на улицах города. Слышали её и немецкие солдаты, стоявшие под Ленинградом…

В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, которую можно «полистать» на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал: „Вся подготовительная работа нами закончена. Сейчас коллектив оркестра занят художественной отделкой исполнения симфонии. Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. В условиях блокированного города это поставило перед нами ряд трудностей. Мы привлекли к работе над симфонией музыкантов из армейских оркестров. <…> Уже в первой части задушевный лирический музыкальный рассказ о радостной жизни свободных советских людей прерывается сначала отдалённой, потом всё более близкой и грозной темой войны. Часть за частью, до финала, в котором звучит торжественный гимн победы, Шостакович разворачивает в музыкальных образах и звуках идею любви к свободному человеку и ненависти к врагу, растоптавшему счастье миллионов людей”».

Ещё один уникальный документ – программка Седьмой симфонии с выступления в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Она пополнила электронный фонд Президентской библиотеки благодаря сотрудничеству учреждения с Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д. Д. Шостаковича и Музеем театрального и музыкального искусства.

В качестве эпиграфа в программке приведена выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

«Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира», – читаем в ещё одном эпиграфе авторства советского государственного деятеля Емельяна Ярославского.

Кстати, документ, оцифрованный Президентской библиотекой, принёс ряд интересных открытий. К примеру, в группе тромбонов в программке указан Игорь Карпец. Он не был профессиональным музыкантом, но перед войной окончил музыкальную школу по курсу тромбона и, когда понадобилось, был вызван с передовой и замечательно вписался в группу профессиональных музыкантов. К тому времени в оркестре Дома радио последних оставалось меньше десятка: кто-то умер от истощения, других эвакуировали…

Интересна и дальнейшая судьба этого человека, уже не связанная с музыкой. Игорь Карпец стал известным учёным-правоведом, криминологом, доктором юридических наук, возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Прокуратуре СССР и Главное управление уголовного розыска МВД СССР.

Памятное и имевшее огромное психологическое значение для ленинградцев исполнение Седьмой симфонии в блокадном городе было не единственным подобным выступлением в 1942 году. Упомянутая партитура использовалась и при самом первом исполнении симфонии 5 марта 1942 года в Куйбышеве оркестром Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Именно в Куйбышев был эвакуирован в октябре 1941 года из Ленинграда Д. Д. Шостакович. Три части знаменитой симфонии он успел написать в своём родном, осаждённом городе, в перерывах между участием в строительстве противотанковых укреплений и тушением зажигательных бомб, четвёртую часть написал в эвакуации.

29 марта 1942 года оркестр под управлением С. А. Самосуда исполнил симфонию уже в Москве. Летом того же года состоялись две премьеры за рубежом: 22 июня её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда в Лондоне, 19 июля – симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини в Нью-Йорке. Позднее запись симфонии осуществили многие выдающиеся дирижёры из разных стран. На музыку первой части был поставлен получивший широкую известность балет «Ленинградская симфония».

В 2017 году на Сенатской, 3, состоялся цикл мероприятий, посвящённых 75-й годовщине первого исполнения Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича.

Президентская библиотека старательно сохраняет память о войне и блокаде. В рамках совместной акции с рядом СМИ Санкт-Петербурга жители города принесли для перевода в цифровой формат тысячи документов. На портале библиотеки можно ознакомиться с электронной коллекцией «Память о Великой Победе», отдельной подборкой «Оборона и блокада Ленинграда», виртуальным туром по выставочным залам временно закрытого Государственного музея обороны и блокады Ленинграда, виртуальным туром по музею «Кобона: Дорога жизни».

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.