Музыкальный символ блокады Ленинграда

376
Симфонический оркестр Ленинградской филармонии на сцене в день исполнения Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д. Шостаковича в Новосибирске. Третий справа – композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975), второй справа – дирижер Е. Мравинский. Время съемки: 09.07.1942 © / Фото с сайта «Военный альбом: Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945)»
 

Русская линия

В этот день 81 год тому назад впервые прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича …

Дмитрий Шостакович в 1942 году. wikipedia

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975). Одно из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века стало музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города. В электронном фонде Президентской библиотеки представлена оцифрованная рукописная партитура симфонии, оригинал которой хранится в нотной библиотеке петербургского Дома радио, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба библиотеки.

В коллекции Президентской библиотеки партитура появилась благодаря сотрудничеству с Национальной Медиа Группой по сохранению исторической памяти. Документ был передан для оцифровки специалистам библиотеки на торжественном мероприятии, посвящённом 75-летию прорыва блокады и 74-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в январе 2018 года.

Каждая из четырёх частей симфонии представлена в отдельной тетради. На страницах партитуры есть пометы дирижёров С. А. Самосуда и К. И. Элиасберга, выполненные тушью и разноцветными карандашами. На обороте титульного листа первой тетради указан состав оркестра (инструменты) и другая информация о первом исполнении.

Инициатором исполнения Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде стал главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К. И. Элиасберг. Репетиции в городе на Неве начались после того, как в июле 1942 года специальным самолётом сюда была доставлена партитура Шостаковича. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой.

Премьера состоялась 9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии. Звуков орудий врага не было слышно – советские артиллеристы в рамках операции «Шквал» получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова во что бы то ни стало подавить огонь немецких орудий, и задача была выполнена. Симфония транслировалась по радио и через громкоговорители на улицах города. Слышали её и немецкие солдаты, стоявшие под Ленинградом…

В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, которую можно «полистать» на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал: „Вся подготовительная работа нами закончена. Сейчас коллектив оркестра занят художественной отделкой исполнения симфонии. Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. В условиях блокированного города это поставило перед нами ряд трудностей. Мы привлекли к работе над симфонией музыкантов из армейских оркестров. <…> Уже в первой части задушевный лирический музыкальный рассказ о радостной жизни свободных советских людей прерывается сначала отдалённой, потом всё более близкой и грозной темой войны. Часть за частью, до финала, в котором звучит торжественный гимн победы, Шостакович разворачивает в музыкальных образах и звуках идею любви к свободному человеку и ненависти к врагу, растоптавшему счастье миллионов людей”».

Ещё один уникальный документ – программка Седьмой симфонии с выступления в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Она пополнила электронный фонд Президентской библиотеки благодаря сотрудничеству учреждения с Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д. Д. Шостаковича и Музеем театрального и музыкального искусства.

В качестве эпиграфа в программке приведена выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

«Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира», – читаем в ещё одном эпиграфе авторства советского государственного деятеля Емельяна Ярославского.

Кстати, документ, оцифрованный Президентской библиотекой, принёс ряд интересных открытий. К примеру, в группе тромбонов в программке указан Игорь Карпец. Он не был профессиональным музыкантом, но перед войной окончил музыкальную школу по курсу тромбона и, когда понадобилось, был вызван с передовой и замечательно вписался в группу профессиональных музыкантов. К тому времени в оркестре Дома радио последних оставалось меньше десятка: кто-то умер от истощения, других эвакуировали…

Интересна и дальнейшая судьба этого человека, уже не связанная с музыкой. Игорь Карпец стал известным учёным-правоведом, криминологом, доктором юридических наук, возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Прокуратуре СССР и Главное управление уголовного розыска МВД СССР.

Памятное и имевшее огромное психологическое значение для ленинградцев исполнение Седьмой симфонии в блокадном городе было не единственным подобным выступлением в 1942 году. Упомянутая партитура использовалась и при самом первом исполнении симфонии 5 марта 1942 года в Куйбышеве оркестром Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Именно в Куйбышев был эвакуирован в октябре 1941 года из Ленинграда Д. Д. Шостакович. Три части знаменитой симфонии он успел написать в своём родном, осаждённом городе, в перерывах между участием в строительстве противотанковых укреплений и тушением зажигательных бомб, четвёртую часть написал в эвакуации.

29 марта 1942 года оркестр под управлением С. А. Самосуда исполнил симфонию уже в Москве. Летом того же года состоялись две премьеры за рубежом: 22 июня её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда в Лондоне, 19 июля – симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини в Нью-Йорке. Позднее запись симфонии осуществили многие выдающиеся дирижёры из разных стран. На музыку первой части был поставлен получивший широкую известность балет «Ленинградская симфония».

В 2017 году на Сенатской, 3, состоялся цикл мероприятий, посвящённых 75-й годовщине первого исполнения Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича.

Президентская библиотека старательно сохраняет память о войне и блокаде. В рамках совместной акции с рядом СМИ Санкт-Петербурга жители города принесли для перевода в цифровой формат тысячи документов. На портале библиотеки можно ознакомиться с электронной коллекцией «Память о Великой Победе», отдельной подборкой «Оборона и блокада Ленинграда», виртуальным туром по выставочным залам временно закрытого Государственного музея обороны и блокады Ленинграда, виртуальным туром по музею «Кобона: Дорога жизни».

Источник: ruskline.ru

 

Заставка: Источник фото Wladimir Karpow. «Russland im Krieg 1941—1945.» SV International Schweizer Verlagshaus. Zürich, 1988. waralbum.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: