Легко ли быть молодым-2



Олеся Фокина снимает фильм о современной молодежи
Фото: В фильме Юриса Подниекса “Легко ли быть молодым?”, снятом 30 лет назад, молодость – это драма. Фото: РИА Новости.

Известный режиссер документального кино Олеся Фокина снимает цикл фильмов о молодежи. Вслед за Марленом Хуциевым и Юриcом Подниексом она хочет исследовать время и новое поколение. “РГ” расспросила ее о героях и открытиях фильма.

Молодость – не привилегия, а драма

Ваш новый фильм это своего рода “Легко ли быть молодым-2”? Говорят, что именно фильм Подниекса увел вас из тележурналистики в документальное кино?

Олеся Фокина: Да, однажды Юрис пригласил меня, счастливо работающую в молодежной редакции ТВ, в популярнейшей телепередаче “12 этаж”, чтобы показать свои фильмы. Вечером я выходила из крошечного просмотрового зала рижской студии – с твердым решением уйти с телевидения и заняться документальным кино. Но не только Подниекс для меня важен, но и “Мне 20 лет” Марлена Хуциева.

Мне вдруг надоел взрослый мир… И захотелось на свежий воздух. Туда, где меньше врут, в том числе и себе. Захотелось сделать светлый фильм про молодость как радость

Этот снятый в стиле итальянского неореализма фильм, похоже, был первым свободным исследованием времени молодости – нежелание жить по трафарету, невозможность соединить модность с серьезностью.

Олеся Фокина: Это любимейший мой фильм, он как никакой другой передает “воздух времени”. Молекулярную формулу этого воздуха вычислили Шпаликов и Хуциев, но сам воздух был рожден первой свободой – рухнул сталинизм, “немножко отпустило”.

Я плачу, когда смотрю этот фильм. От того, что в мире больше нет таких отношений. Воздушность исчезла. Золотой слиток невероятной послевоенной надежды, яблоки, сыплющиеся с машины, приметы “той Москвы”. Кто сейчас станет перекрикиваться с балконов или есть макароны по-флотски из кастрюли, в песочнице, на рассвете? А эти неспешные дзеновские прогулки по городу из ниоткуда в никуда.

Цветной фильм Подниекса, снятый спустя 30 лет, по сравнению с фильмом Хуциева кажется черно-белым. Это плотный и почти безвоздушный фильм. Подниекс делает для нас нелегкое открытие: молодость – это не привилегия, а драма.

Если помните, молодой человек из фильма Хуциева не получает ответа от погибшего отца. Отцу – 19, а ему уже 20. Это послевоенное поколение, потерявшее отцов, им не с кем посоветоваться.

Олеся Фокина: Да, да. Но в хуциевских молодых героях есть БЕЗМЯТЕЖНАЯ, подлинная радость, открытость миру. Надежда на светлое будущее.

У молодых людей из фильма Подниекса родители есть, но живется им почему-то труднее, чем героям Хуциева.

Олеся Фокина: Да, у них уже нет надежд. Есть эмоциональное выгорание, усталость от бессмысленности жизни, настоянной на лжи. Они потеряли надежду и веру в то, что все впереди. Как у Сухово-Кобылина: впереди объявлено благоденствие, а покудова урра! Герои Подниекса знают, что никакого благоденствия не будет, все вранье.

Молодые Евтушенко и Рождественский в атмосфере фильма Марлена Хуциева “Мне 20 лет”. Фото: киностудия им. М. Горького

Хотя во времена Подниекса молодые люди не мотались свободно за границу, магазины стояли пустыми, а книги лежали ненапечатанными, герои фильма, помните, говорят: у нас все есть. Их главная тоска вызвана не недостатком вещей, а критическим количеством лжи, которое вскоре перевернуло страну. У Подниекса не лирический фильм. У его героев нет романтических грез, зато есть большая усталость: им надоело строить неизвестно что. Меня в этом фильме больше всего потрясла сцена, когда литовский парень, прошедший через Афган, прячет в кулаке звезду Героя. Которую он заслужил. Но кто его поймет, перед кем он похвалится ей, кто подарит ему нарциссы и тюльпаны, которые мы привычно дарим ветеранам 9 Мая? А кто поздравит Героя, приехавшего из Сирии? Где его звезда? Снова зажата в кулаке? Я абсолютный пацифист, но, когда я слышу рассказ этого парня о военной дружбе и обо всей этой инициации войной, я понимаю, что я и все мы, не видевшие мир сквозь курок и прицел, ему не ровня.

По виденным отрывкам вашего фильма знаю, что один из ваших героев хочет бросить вуз и пойти служить в армию.

Олеся Фокина: Да, Сева Вдовин, талантливый актер, поступивший в университет на истфак, осенью мечтает пойти в армию. На флот. Чтобы стать мужчиной! Представляете, насколько это “против течения”?

Что их отличает – ваших героев от героев фильмов Хуциева и Подниекса?

Олеся Фокина: Сначала скажу, что сюжеты их жизни похожи на то, с чем столкнулись, например, герои Хуциева. Один мальчик, рабочий во ВГИКе, рассказывает у меня в фильме, почему не хочет становиться стукачом.

Ого! А кому “стучать”-то надо?

Олеся Фокина: Я не задаю им провокационных вопросов. Но знаю, что его склоняют к этому, а он не хочет.

Молодые люди, которых снимаем мы, – разные, но все они и находят смысл в индивидуальном поиске. Они как бы настаивают на том, что смысл есть не в коллективном идеале, а в ежедневном вытачивании себя. Они ПОСТУПАЮТ, хотят завершать начатое дело – и при этом ищут себя. Смело бросают ненужные им, случайные вузы, где дают престижное якобы образование, и идут разгребать свалки, спасают страну от мусора, как Ира Летягина, бывший успешный адвокат.

Мои герои свободнее героев Подниекса. Их не устраивают буржуазные лекала постсоветского общества. Они выдираются из этих пелёнок – гламура, престижа, благополучия. И ищут, активно, самих себя. Настаивают на себе. В героях Подниекса было отчаяние, истерика. В этих – спокойная поступь к пониманию самих себя. Они бОльшие эгоисты, в хорошем смысле слова!

Они не верят политикам, но и брезгливо не участвуют в протестных акциях.

В фильме Подниекса молодежь бунтует. Правда, бессмысленным бунтом – громит электрички…

Олеся Фокина: Сегодня такой бунт непредставим в том числе и потому, что полицейские институты работают по совсем другим стандартам. Никто из моих молодых героев не ищет бунта с выходом на площадь! Но все хотят жить ИНАЧЕ…

Ценность бунта исчезла надолго?

Олеся Фокина: Ну, видимо, сказывается генетическая усталость от потрясений XX века. Я по своему сыну сужу. Некоторое время он рос рядом с Солженицыным, мы жили в доме неподалеку… Наслушался, начитался. И понимает бессмысленность бунтов: одна серость сменится другой. Оппозиционерам мои герои тоже не верят. Хотят развиваться по своей траектории. Для них главное – делать свое. Но “свое” – означает и сделать что-то для людей, для мира. Делать дело они хотят больше, чем бунтовать.

А вообще они заняты самой трудной и одинокой работой на свете – поиском себя. Во времена, когда технологии перемалывают смысл, и весь этот информационный поток – страсть Господня, каждый по крупице собирает себя.

Но молодые люди не живут без энергии протеста.

Олеся Фокина: Их протест сегодня – не дать закатать себя в прокрустово ложе чужих истин, представлений об успешности, счастье.

Если детей эпохи Подниекса время мягко обтачивало в одинаковую речную галечку, то нынешнее время жестко норовит превратить их в людей со стеклянным взглядом, в котором лишь тоска по тренажерному залу.

Поэтому у моих героев нет иллюзий. Многим кажется, что у них как будто бы нет и ничего святого. Но все-таки это не так.

Как бы деньги ни лезли в “главные герои” нашего времени, как бы люди перестройки ни сетовали, что все, ради чего СССР стоило терпеть, погибло первым, а все, ради чего его стоило ненавидеть, выросло в квадрате, а ложь коммунистической пропаганды – детский лепет по сравнению с ложью, в которой сейчас живут наши дети, молодые люди находят себя. Хотя именно им достался “пакет счетов” за все свободы. Очень много мнимых удовольствий, за которые заплачена огромная цена. Но они находят в себе силы развернуться и идти в другом направлении.

Мои герои один другого лучше

Трудно было найти таких героев и интонацию рассказа о них?

Олеся Фокина: Сначала я, как герои фильма Хуциева, бродила по городу и слушала, о чем говорят молодые люди. Мне казалось, что я слышу какие-то глупости, но потом вдруг мелькала какая-то реплика… Я стала записывать их разговоры.

Сидят на ступеньках к реке, болтают о чем-то и вдруг начинают очень серьезно говорить о любви. Одна девочка вдруг закричала другой: “Я вижу, ты на него смотришь! Ты хочешь его у меня отнять!” Взрослые себя так не ведут…

Какие истории сегодня влекут молодых людей?

Олеся Фокина: В процессе съемок мне, например, повстречалась компания – из пятерых Миш, никогда не державших молотка в руках и не отличавших спицы от гвоздя. Эти ребята за три копейки купили какую-то раздолбанную яхту и принялись чинить ее на даче одного из Миш. И пока они строят эту лодку, лодка их воспитывает.

Они учатся, ссорятся, мирятся, то теряют, то находят себя, а еще повсюду таскают за собой маленькую четырехлетнюю девочку, сестру одного из Миш. Однажды, между прочим, я узнаю, что отец этого Миши давно с ними не живет, а их одинокая мама – врач – три года назад взяла из детдома вот эту девочку в пятидневном возрасте. А через два года – еще одну, с ВИЧ и глухонемую. Вся эта лодочная компания Миш обожает эту маму Юлю. И она счастлива, что они рядом и их надо время от времени покормить. Лодку они, кстати, назвали “МиР” – “молодость и радость”.

Философ Владимир Бибихин обращал наше внимание на то, что слово “мир” однокорневое со словом “милый”.

Олеся Фокина: Еще один мой герой – эколог, занят охраной леса, посадил с друзьями 16 тысяч сосен в Рузском районе.

Валерию Лебедеву из Королева как-то на уроке физики в 9-м классе заинтересовало свечение газовой дуги, и она придумала скальпель, после которого не кровоточит рана – призы в Америке и Китае. Сейчас учится на физтехе, говорит: “Я плохая студентка, сессию сдала на одни четверки”. Хорошие студенты в ее представлении – это те, кто учится по 14 часов в сутки.

Заметили какие-то причины их успеха и таланта?

Олеся Фокина: Мы с оператором Сергеем Догоровым – он, как и я, очень верит в наш фильм и его героев – считаем, что наиболее талантливые и успешные молодые люди – это выросшие: 1) в любви, 2) в стесненных материальных обстоятельствах и 3) в провинции. Это дает невиданный сплав счастья и “правильности”, которым напитывается ребенок. И становится способным на интересные поступки и выбор пути. Как-то на концерте в консерватории я услышала Илюшу Михайлова, он потрясающе играл на виолончели. Когда Илюша предложил мне жестом присесть, чтобы поговорить, я подумала – этот юноша воспитывался в старинных, благородных традициях. Оказалось, что в семье Михайловых семеро детей, скромнейший быт, маленькая квартира в Щербинке – чай с прекрасными домашними пирогами мы пили в кухне по очереди.

Как вы выбираете, кого именно будете снимать?

Олеся Фокина: По глазам, интуиции, лексике. По силе препятствий, которые преодолевают эти молодые люди. По готовности жертвовать. По тому, чем они поступились, чтобы не изменить себе. Многие чем-то поступаются, поиски себя требуют жертв.

Миша Ильюта, герой нового фильма Олеси Фокиной, вместе с друзьями построил лодку “МиР” и 27 июля ушел на ней вместе с ними в море. Фото: предоставлено Олесей Фокиной.

Один бросил Бауманский, переубедив маму, что куда интереснее делать скейт-парки. Такой сам себе инженер, Данила-мастер. Они, как ласточки, лепятся друг к другу и вьют гнезда своих смыслов.

Что-то характерное их отличает?

Олеся Фокина: Все, с кем я общаюсь, ищут подлинности. Чувств, отношений. Воспитывают сестер и братьев. Помогают матерям, зарабатывая на хлеб. Они хотят понять другого человека, у них чуткий слух.

Они что-то длят, от чего у меня возникает надежда.

За какую идею они готовы биться?

Олеся Фокина: Что человек – высшая ценность и не должен становиться материалом для достижения чужих целей. Помните “благоговение перед жизнью” Альберта Швейцера? Это близко…

И им досталась свобода – самая одинокая работа на свете.

Провокационные вопросы

А вы не юджист? Наше общество ведь болело идеологией привилегий для молодых, их предпочтительностью при приеме на работу и т.п.

Олеся Фокина: Да, мир настроен на молодых. Молодость это же самая конвертируемая валюта.

И я начинала фильм, потому что мне вдруг надоел взрослый мир… И захотелось на свежий воздух. Туда, где меньше врут, в том числе и себе. А если врут, то по пустякам. Это люди с еще живыми, не замурованными душами. Мне захотелось понять людей с открытым забралом – открытым просто в силу молодости. Захотелось сделать светлый фильм о живых, витальных людях, про молодость как радость. А вот получите праздник вопреки.

Но я не юджистка. Я дружу и с моими героями, и маминой подругой 96 лет. Тетя Люся, она забирала меня из роддома. Удивительный человек, светлейшего ума, каждое ее слово для меня на вес золота. Учит меня общаться с моими детьми, понимать их, ладить с ними, не ждать их звонка, а звонить первой. Оттачивает формулировки, по-другому расставляет акценты, советует попить от нервов витамин B. Но и к советам детей я тоже внимательна!

Вы не романтизируете своих героев? Разве половина из них не поглощена нарциссической самопрезентацией через бесконечные селфи?

Олеся Фокина: Селфи-поведение это тоже драма, если не трагедия. Кстати, у Подниекса в фильме девочка в шутку украла красивое платье всего лишь для того, чтобы красиво сфотографироваться. А потом покончила с собой. Чем не прототип селфи?

Селфи – всегда поза. Отработанная походка, длинные искусственные ногти, тату – это клише. Молодые люди, тотально занятые селфи, как правило, не знают, кто они такие. Все это нарциссирование и примерка разных масок – в конечном счете бегство от себя. Человек забывает, кто он и какой на самом деле, и начинает бояться себя.

Но мои герои зевают от этого. Они живут иначе. Мечтаю снять о них три фильма – о подростковом возрасте, студенческом и возрасте от 25 до 30. Но это если найдутся продюсеры…

Источник: rg.ru/
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.