В России создана «чуждая» культурная среда



Станислав  Рыжов,
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 3 …

Часть 1   Часть 2

ВОТ ГЛАВНОЕ –  «ОНИ  ПРОТИВ  ХРИСТА»

«Вам приходилось отмечать, с каким возмущением люди старшего поколения смотрят на штормы «ювенального моря», бушующие на рок-концертах?- вопрошает в книге «Чёрный снег на белом фоне» Ю. Воробьевский. – Как раздражаются: «Что они одно и то же по сто раз подряд повторяют!?». Не знают старики главных истоков навязчивости и скудоумия текстов. Не знают о теоретических основах нынешних молодежных субкультур. Тут потрудились такие «умники», как Бертран Рассел и Теодор Адорно. Это они объяснили, что многократное повторение способно модифицировать поведение человека…

Известный психиатр Александр Данилин приводит пример относительно музыкального фона: «Если любителю рок-музыки во время концерта или приватного прослушивания снять энцефалограмму (нам несколько раз приходилось это делать), то окажется, что картина электромагнитной зависимости мозга будет аналогична той, что создается при сеансе гипноза. В электрофизиологии подобные изменения называют реакцией навязывания альфа-ритма».

Этим ритмом и бьют по «тыкве» (или по «репе»). «Нейрохирурги Иллинойского университета в 1997 году открыли синдром, названный ими «Ритмическим токсикозом», который появляется у лиц, злоупотребляющих прослушиванием рок-музыки. Известно, что многие, особенно наиболее жесткие ритмы этой музыки заимствованы из ритуалов культа (языческого) Вуду, исполняемых в Африке на тамтамах. Их цель – отключить сознание человека и ввести его в состояние транса, которое наиболее способствует контакту с духами» (А. Данилин).

Много мнений и споров было в не столь отдаленные годы относительно проповедей священнослужителей на рок-концертах. Конечно же, проповедь надо вести в любой молодежной среде… И с группами, и индивидуально, «поштучно» в плане миссионерском работать. И такие позитивные примеры, слава Богу, есть.

Однако проповедь на рок-концертах… кто способен за пять минут, в атмосфере кипящего, возбужденного, гудящего, а то и зачумлённого и обкуренного многотысячного зала сказать нечто, что откроет сердце юное или приблизит его ко Христу?

Как и во всем, а в миссионерской работе особенно необходима очень  взвешенная мера. И работа с ребятами из рок-среды не должна превращаться в собственно апологию рок-музыки как таковой, а тем паче – в пропаганду ее.  Будем помнить, что жесткие, примитивные ритмы, берущие начало из африканских, шаманских камланий – являются собственно возвращением к язычеству в музыке, которая много веков облагораживалась христианской гармонией, теплотой и благодатью, в своих классических образцах, в том числе в песне.

Надо ли языческое приводить ко Христу? Конечно, надо!.. Но не потакая при этом язычеству, в том числе «музыкальному».

По мнению нынешнего проректора Православного Свято – Тихоновского гуманитарного университета и декана факультета Церковного пения  протоиерея Алексея Емельянова, «если на сцену будут выходить священники, то для людей, присутствующих в зале, все это шоу будет иметь характер воцерковленности, а сферу рока нельзя воцерковить. Если опыт концерта «Рок – к небу» будет тиражироваться, то у людей исчезнет ощущение неотмирности христианства. Вообще всегда, во все времена, грех пытается воцерковиться и профанировать церковную среду. Поэтому, я думаю, можно пытаться привлечь к свидетельству о Христе людей, которые «варятся» в сфере рока, но не саму эту сферу.

В истории Церкви был случай, когда святой Виталий ходил в публичные дома, платил этим женщинам деньги, чтобы они не грешили, старался вытащить их из порочной среды, но он же ведь не воцерковлял сами публичные дома!».

***

А вот мнение сотрудника Синодального отдела по делам молодежи Вадима Квятковского: «… Я думаю, одна из причин легкомысленного отношения к возможности воцерковления рока, дискотек и т.д. в том, что на самом деле люди, которые сейчас этим занимаются, плохо представляют, что творится в глубине современной молодежной субкультуры. Их представления основываются, преимущественно, на романтизированных воспоминаниях из разбитной юности. (Тот человек, который говорил мне насчет православных дискотек, сказал также, что он очень мало знает о техно-музыке. Понимаете, он мечтает сделать православную дискотеку, но, что такое современная танцевальная музыка и что происходит в современных «модных» клубах, он не знает!). Если следовать их логике, то почему рок – это хорошо, а, например, современные, очень популярные музыкальные стили гоа-транс (goa-trance), или Хаус (house) – это плохо? Но достаточно послушать эту «музыку», и поразительной будет пропасть между ее духом и христианством, хотя очень легко можно проследить эволюционный путь развития этого «звучащего материала» именно из рок-музыки.

Один из «техно-гуру», бывший хиппи, владелец знаменитой дискотеки Фрейзер Кларк, считает, что техно-музыка помогает создать альтернативную культуру, которая призвана придти на смену христианско – монотеистическому сознанию. «Хаус-музыка – это как религия. Она требует обращения… Мы быстро становимся господствующей религией», – говорил он в интервью журналу «Мондо-2000». Эту цитату можно было бы и не приводить, если бы она не отражала сути происходящих в молодежной субкультуре процессов. И они начались не вчера. Джон Леннон писал глумливые письма от имени Иоанна Крестителя и развешивал презервативы на скульптурах святых… Пресс-секретарь «Битлз» Дерек Тейлор говорил в середине 60-х годов о группе: «Они как будто создали новую религию. ОНИ ПРОТИВ ХРИСТА. Я хочу сказать, что я и сам против Христа, но они настолько против Него, что их богохульство даже меня шокирует».

А те люди, которые действительно знают, что такое рок изнутри, чувствуют, что эту сферу нельзя воцерковить. На концерте «Рок – к небу» о. Андрей Кураев предложил Кинчеву: «Может быть, в финале концерта нам всем выйти и спеть рождественское песнопение?». Кинчев и Шевчук ответили: «Молитва – это слишком серьезно. Это не здесь»… Всегда можно найти способы призвать молодежь ко Христу, в том числе с рок-концертов и дискотек, при этом не участвуя в их организации и не вставая за ди-джейский пульт, так же, как и православные миссионеры до нас, проповедуя язычникам, не сослужили им в капищах». (Свидетельства из миссионерского сборника «Как говорить о вере», изд. АНО «Фома Центр», Православный Свято – Тихоновский Богословский институт. М., 2003).

(Как-то Джон Леннон заявил одной из лондонских газет: “Христианство исчезнет. Оно съежится и пропадет. Сейчас мы популярнее Иисуса”. В то время эта фраза вызвала глубокое возмущение. Он также говорил: «Я не знаю, что исчезнет первым: религия или рок. Делаю ставку на первое». 8 декабря 1980 года он был застрелен фанатом-битломаном Марком Чепменом, который выпустил в основателя Битлз пять экспансивных пуль, «дум-дум», не оставив шанса на жизнь).

Авторитетный богослов и старец архимандрит Рафаил (Карелин) говорит: «… Так как музыка имеет самое непосредственное воздействие на человеческую душу, то рок вносит антихристианский дух прежде всего в область эмоций и нравственности. Существует модернизм в богословии, существует модернизм в церковном пении и архитектуре, а рок-музыка – это оккупация человеческого сердца, изгнание из него благодати, разрушение естественных ритмов и психологических установок. Человек, пронизанный ритмами рока, будет чувствовать литургию по-иному, мыслить о христианстве по-иному, молиться в храме по-иному, так как будет воспринимать духовный мир через кривые призмы страстного рока. Рок-музыка вызывает из глубин человеческого подсознания те чувства, которые принято называть “дионисийством”. Теперь стали мелькать слова “православный рок” – лживые и пустые. Как рок может быть православным, католическим или кальвинистским? В таком случае можно проводить православные конкурсы красоты и моды, православные спортивные соревнования и т.д. Для традиционного Православия это звучит как насмешка или как болезнь, принесенная с обездушенного Запада…»

«ПОПЕРЕК ЛЮБОЙ КРИВДЫ…КАК УМЕЛ, КАК ПОЛУЧАЛОСЬ»

Особая статья – такие музыканты и исполнители как Александр Скляр, Захар Прилепин, Юлия Чичерина, Алексей (Джанго) Поддубный, и другие из этого круга, приплюсую сюда и Егора Летова (1964 -2008).  Здесь мы имеем дело с известным феноменом, отражающим объективную особенность всеиваемых в российскую действительность – извне –  учений, философий и т.д. Как наш народ «переварил» на свой лад марксизм (в результате моральный кодекс строителя коммунизма сформулировал-скопировал заповеди Божии, усилиями условно «русской партии» в руководстве страны), нечто похожее произошло и происходит в сфере рассматриваемой  мегакультуры…

Уже не одно поколение выросло в активно культивируемой и насаждаемой среде рок-музыки, т.е., множество ребят поднимались, взрастали, начиная с юношества 80-х, буквально дыша и напитывая умы и сердца воздухом и пищей этой музыкально-поведенческой стихии, как естественной, повседневной, общепризнанной. Ибо другой   для большинства – не было. Она круглосуточно извергалась, излетала, источалась из магнитолент, приемников, телевизоров, интернета и гаджетов – причем на фоне разрушения и исчезновения в широком общественном пространстве традиционной отечественной культуры.

Это относится к значительной части нашего населения, от 20 до – без преувеличения -70 лет. Это объективно, у людей не было иной среды, учитывая «пребывание» подавляющего большинства в состоянии атеистической самоидентичности, унаследованном от прежней безбожной идеологии.  Это, по сути, феномен «рок – маугли», когда в роли таковых оказались миллионы и миллионы наших детей и молодежи, хороших, без сомнения, ребят.

И однако, часть музыкантов и приверженцев рок-музыки, естественно, меньшая (как и в вере, малое стадо), наиболее ответственная, совестливая и мыслящая переваривала эту мега – субкультуру, в процессе участия в ней, в чисто «русском» духовном ключе, а именно ставя во главу высокие смыслы, Слово. То есть, на первом месте не собственно творчество и «я в нем», протестно – уверенный в своей правоте, талантливости и исключительности, но нечто другое…

Не так давно на ТВ Царьград «В красном углу» Елена Шаройкина беседовала с Александром Скляром (группа «Ва-банкъ»), и он весьма красноречиво рассказал об этом эволюционировании в рамках, в поле рок-музыки. То же относится и к Захару Прилепину и Юлии Чичериной (и он, и она также участвовали в передачах «Царьграда», Прилепин был и ведущим одной из программ, «Чай с Захаром»), к другим нашим  соратникам. Их творчество и сам образ жизни, где на первом месте – деятельная любовь к Отчизне, к России,  боль за страдания наших ближних, конечно же, достойны самых благодарных слов. Для них музыка и песня имеют истинное, традиционное в нашей культуре назначение – именно как  служение:  правде, добру, красоте, возвышенным, пусть не осознанно, но христианским устремлениям. А форма,  инструментарий  – те, что время вложило им в руки. В том числе,  для поддержки тех героев, с которыми и сами они  пребывают на линии огня, в буквальном смысле, и в небуквальном – когда в столичных творческих сообществах, «сетях» и тусовках, тех, где «Крым не наш»  етс. – им устраивают обструкцию, поливают грязью, откровенно и исподтишка гадят. Особенно это видим на примере Захара Прилепина, который более всех на виду, и является, не говоря уж о его многогранной деятельности на Донбассе, по-настоящему крупным русским писателем.

Идёт война – информационная, сетевая, духовная – и линия фронта пролегает через наши сердца… Они –  на пылающей передовой в битве против фашиствующего авангарда антихриста, которому ныне противостоит русский мир, наша православная цивилизация. Под сенью Саур-Могилы, в окопах Донбасса и Луганщины, там – НАШИ ЛУЧШИЕ…  Низкий им поклон, и только спаси, сохрани, и помоги им, Господи!..

Юлия Чичерина, когда ФИФА отказал ей в праве выступать на чемпионате мира по футболу, сказала: «Когда началась война на Донбассе и стали убивать русских детей и стариков, я встала на путь защиты своих сородичей и сразу почувствовала мощное противостояние всего нашего шоубизнеса. Мало кто знает, что он пронизан метастазами украинского национализма. Мои новые песни не звучат на радио, клипы блокируют в Сети. Ежедневно мне угрожают убийством, вплоть до фэйковых минирований гостиниц и концертных залов. За четыре года это закалило меня и постепенно я привыкла быть «запрещенной». Но никак не «официально», как в этот раз – письмом от ФИФА на английском. Это  плата за мою позицию, но как известно, Бог не дает испытаний, которые нам не по силам. Если бы мне предложили навсегда уйти со сцены взамен прекращения безнаказанных убийств на Донбассе – я бы не раздумывая согласилась…»

Во время недавней кампании по переименованию аэропортов, вдруг всплыло предложение  присвоить Омской небесной гавани имя рок-музыканта Егора Летова. Это было для всех неожиданностью, также как и прошедший незадолго до этого концерт памяти Летова, в десятилетие его кончины, в омской филармонии, который ошеломил всех, в том числе и организаторов. На него пришло множество людей, оказалось, что Летова помнят и почитают, и стар, и млад. Почему? Потому что он был настоящий поэт и музыкант, стремившийся не к успеху, выгоде и славе, но к правде и справедливости, конечно, по своему представлению, но это было искреннее творческое «горение», от сердца, от страдающей души, и люди чувствовали это и откликались на это.

«Всякий разумный человек понимает, что в музыке Летова не было ничего деструктивного, ломкого, чёрного,- писал в марте 2008 – го Захар Прилепин. – Напротив, всё сделанное им было бесконечным преодолением хаоса. Было, скажу больше, объяснением в любви тому самому русскому полю и даже тем самым русским людям, у которых всё как у людей.

Сквозь этот дикий крик, только одно и слышится: «Милые мои, потерянные, что же мы все здесь будем делать, как же нам не пропасть тут пропадом…» … Он пел о том, что испытывал ужас от такого, когда «дырка на ладони – так Ему и надо, Некому ответить – нечего бояться!»

Потому что надо отвечать. И он отвечал, сколько смог, как умел, как получалось. Летов стремился к человечности по-настоящему, по-человечески, всеми силами, поперёк  любой кривды, к последней истине напрямую, через бурелом… Когда я закрываю глаза и пытаюсь представить как Летов пишет и поёт песни, я только такую картину и вижу: чернеющий, насмерть спутанный корнями и сучьями кромешный лес, сквозь который бредёт, прорывается слабый человек, с голыми, в кровь разодранными руками. Он, конечно же, вышел на свет. Иначе не может быть».

Эти же слова можно, наверное, отнести к немалому числу безвестных наших музыкантов, и к Арсену Павлову, Мотороле, любившему рок, ко всем, кто через эту нишу (а другой для них не было), «как умел, как получалось», стремился «поперек любой кривды» к  «бесконечному преодолению хаоса…»

Это совсем «другая музыка», как говорится.

Недавно, в феврале 2019-го на творческой встрече в Екатеринбурге Захар Прилепин, в частности, сказал: «…Парадоксальным образом для меня в Летове больше жизнеутверждения, света и доброты и всего замечательного, чем в Гребенщикове, который весь преисполнен благости, а Летов преисполнен кошмара. Однако в Летове я слышу жизнеутверждение, а в Гребенщикове уже совсем другое». 

ГНОСТИЦИЗМ  КАК  ГНУСТИЦИЗМ                

       «Хорошую религию придумали» поклонники рока: любой защитник и пропагандист этого рода искусства волен на свой цвет и вкус причислять к нему все что угодно: от «Подмосковных вечеров», исполненных в жестком биг-бите, или «Осени» Шевчука и песен Игоря Растеряева до откровенно сатанинских беснований на сцене и в толпе. От «глубинного» собственно рока, его сущностной барабанно-языческой ипостаси как радиация источаются, расходятся, расширяясь, умножаясь и постоянно видоизменяясь, бесчисленные, можно сказать, сферы и круги, лопающиеся как пузыри, и снова надувающиеся, в том числе и сегодняшние формы и виды рэпа…

«Свобода» внутренняя, которую все рок-музыканты считают главным своим достоянием, козырем и преимуществом, лишенная духовно-ценностной системы координат, приводит к выбросу в окружающее пространство «продукции», производимой в душе преимущественного утопающего в грехах и боримого нечистыми страстями  «творца». Именно  это труднодоступно пониманию апологетов рок-музыки.

Если подлинное искусство призвано искать и пробуждать в человеке «чувства добрые», благородные и высокие, то доминирующий в собственно рок – культуре драйв – возбуждает и вздыбливает глубины «ликующей нижней части живота».

       «Искусство есть такое идеальное изображение жизни, которое приводит человека в состояние напряжённого желания идеального, то есть красоты, духовной чистоты и добра». Записывая эти слова из статьи А. Н. Толстого в свой дневник (1979 г.), великий Георгий Свиридов подчеркивает: «Прекрасная мысль!»

Взглянем на тему и с другой стороны. Е. Дайс, которую я цитировал, анализируя песни наших рок – музыкантов, и говоря о том, что трудно комментировать их тексты, подмечает, что в единую субкультуру их объединяет гностическое мировоззрение. И это действительно так.

Напомним читателю, что философское понятие  «гностицизм», имеющее корни еще в древнегреческом любомудрии, особенным образом получило свое развитие в первые века христианства. Претензия на обладание высшим, эзотерическим, мистическим «знанием» (греч. «гнозис») вызвала, стараниями врага рода человеческого, множество ересей и заблуждений, призванных оторвать, кого только возможно, от Христа. Который есть «Путь и Истина и Жизнь» – вся полнота Бытия, в отличие от «плеромы» – полноты гностиков. Все многочисленные гностические учения основываются, как правило, на мотивах из Ветхого Завета, всевозможных восточных мифологий и раннехристианских суеверий и обольщений.

Уже апостол Павел предостерегал своего юного ученика Тимофея от «прекословий лжеименного знания» (гнозиса). Одним из побудительных мотивов написания Евангелия апостолом Иоанном Богословом было изобличение ереси гностиков – докетов, которые утверждали, что Христос не страдал телесно, ибо это противоречит Его Божеству. Симон Волхв из «Деяний» тоже был представителем гностицизма, лжеименного знания, он полагал, что за деньги можно купить благодать Святого Духа. (Отсюда термин «симония»).

«Гностицизм»  как лжеименное знание с претензией на истину – жил, живет и будет жить, т.к. вдохновляется он «отцом лжи». Многообразие его форм – это то «многообразие зла», о котором говорит святитель Григорий Палама, подвижник и богослов, живший  в 14-м веке: «Наш ум рассеивается, когда уклоняется ко злу, которое по существу многообразно. Наш ум направляет наше вожделение к Единому и Истинному Богу, дающему наслаждение, свободное от всякого страдания. А при расслаблении ума душевное стремление к истинной любви сбивается с верного направления, разрываемое на разные сладострастные влечения».

Обличайте «дела тьмы» – заповедует нам от Христа апостол Павел. Апостольские мужи и ранние отцы Церкви – Ириней Лионский, Иустин Философ и др. уделяли этому особое внимание. Их последователь, живший на переломе III-IV в.в., святитель Епифаний Кипрский написал трактат «Панарион» или на 80 ересей, где в частности, повествует о борборитах или варварианах (от древн.-греч. грязь, нечистоты), «таинства» которых имели ярко выраженное сексуальное (в т.ч. гомосексуальное) содержание. Они оскверняли причастие, совершали ритуальные убийства человеческих эмбрионов.

Либертинское направление в гностицизме представляло собой нигилистическую философию, отрицающую принятые в обществе нормы, прежде всего – моральные. Выдающийся русский мыслитель А.Ф.Лосев считал именно это направление (наряду с докетизмом) «чудовищным символом всей антично – философской гибели».

Все эти лжеучения, древние как мир, никуда не исчезли, либертинизм существовал как субкультура в 16-17 в.в., он объединял главным образом элиты, высокую знать, включая членов королевских семей, сторонников гедонистической морали (т.е. жизни во имя удовольствий) – в тайные сети на общности эротических вкусов (в т.ч. гомосексуальных). И сегодня мы видим еще более явственное проявление того же либертинизма, ныне уже не скрываемого, но претендующего на главенствующие роли во власти и обществе.

*** 

Рок-культура как новая, массовая лжеименная стихия, музыкальная форма неогностицизма органично функционирует, успешно «работает» в необъятном формате Нью – Эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века» (не путать с названием одноименного рок-направления). Всех сторонников движения объединяет «великое преобразование», наступление новой эпохи, которая должна прийти на смену современной культуре. Утверждается, что эта грядущая культура New Age гораздо более совершенна и должна ознаменоваться грандиозным скачком в духовном, мыслительном и технологическом развитии человечества. Нью – Эйдж отличается от традиционных  религиозных движений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением (сектойобщинойтрадициейшколой), а включает в себя множество различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций (спиритизмтеософия, антропософиямесмеризм, астрологиямагиякаббалагерметизм, «новое мышление», сакральная геометрия и т.д. и т.п.).

Если коротко – все, что против Христа. Сегодня это обретает философскую, мировоззренческую оболочку «трансгуманизма», ставшего знаменем расчеловечивания. Глубоко, всесторонне и убедительно исследует эту тему Ольга Четверикова (и в недавно изданной книге «Трансгуманизм в российском образовании. Наши дети как товар»).

Идет большая, целенаправленная работа в плане установления Нового мирового порядка, в ней задействуются тысячи и тысячи специалистов, учреждений и центров. Один из ключевых в этом ряду – Тавистокский институт (Великобритания), который стал пионером в области применения травматического воздействия для перепрограммирования людей. В результате человек может быть перепрограммирован благодаря внедрению новой памяти и ментальных ощущений, заданных лицом или группой лиц, контролирующих его поведение. Основная цель всех этих методов – способствовать развитию однородности людской массы и уничтожить человеческую индивидуальность, потому что именно индивидуальность – самое главное препятствие на пути установления Нового мирового порядка. Идея в том, чтобы создать толпу людей, поведение которых легко прогнозируется, массу, которая повинуется приказам без всяких возражений или вопросов, разрушить человеческую силу воли так, чтобы они не смогли сопротивляться диктаторам Нового мирового порядка… На основе этой идеи в Тавистокском институте разрабатываются новые инструменты для промывки мозгов, установления массового контроля. Одним из таких инструментов являются Рок-н-ролл и наркотики». (По одной из версий, «Битлз» был запущен Тавистоком, в частности, с помощью Теодора Адорно).

Джим Кейт, американский писатель и исследователь писал: «В одной из служебных записок ФБР от 1968 года отмечено, что Greatful Dead и другие группы были использованы для того, чтобы переориентировать всю силу молодёжного инакомыслия и протеста в направлении менее безобидной и не представляющей угрозу. Они сыграли существенную роль как инструменты, заставившие молодых людей принимать наркотики и заниматься мистицизмом, отвлекая их от политики».

(Тавистокский институт человеческих отношений. “Диктатура без слёз).

Рок-культуру можно, по глобальности, массовости охвата обозначить ныне как стихийное преддверие, прообраз управляемого хаоса, в который хотят погрузить человеческий мир.  Михаил Дунаев пишет: «рок-культура есть искусственно созданная духовная отрава, призванная довершить процесс деградации человека, процесс формирования легкоуправляемой безмысленной толпы, процесс завершения всеобщей апостасии, процесс полного отвержения традиций национальной культуры…»

 ПЛОДЫ  «КУЛЬТУРИНТЕРВЕНЦИИ»: «ЧУЖДАЯ» КУЛЬТУРНАЯ  СРЕДА

Без сомнения, рок-культура представляет собой, в плане мировоззренческом, самую настоящую идеологию для «обработки» юношества и молодежи. Детальную  классификацию этой идеологии дает руководитель Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидат социологических наук Наталья Маркова в глубоком исследовании «Культуринтервенция». В работе рассматривается роль искусства, PR и маркетинга как проводников новейших технологий осуществления власти, основанной на моделировании поведения. Исследуются причины западных сексуальной и поведенческой революций. Особое место в монографии уделено истории возникновения и создания drug-маркетинга (сбытие наркотиков – С.Р.), его интервенции в Россию.

Перед нами ГЛОБАЛЬНЫЙ маркетинг, считает Н.Е.Маркова. (Вспомним Тависток – С.Р.) «Говоря о маркетинговой деятельности транснациональных корпораций, мы имеем в виду четкую стратегию, характеризующуюся централизованным контролем и координацией». Н.Е.Маркова формулирует неожиданную для многих истину: «Содержание новейшей российской культуры – маркетинг наркотиков. Идеология – распад».

«…Мы не оговорились, упомянув об идеологии, – пишет она. – При исследовании информации, по различным каналам поступающей на целевую аудиторию от 12 до 25 лет, обнаруживается железная закономерность: все каналы коммуникации поставляют для молодежной аудитории 12-25 лет один и тот же набор из явно идеологически окрашенных тем:

     1. Секс-пропаганда. Дискредитация секса, как акта личностной половой любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений: Fast Love (моментальное спаривание), парафилий (извращений), гомосексуализма, множественного, безличного подросткового полового опыта.

     2. Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами различных субкультур и клеймением, «моды для дискотеки», нарушающей общепринятые коды одежды, унисекс.

     3. Девиантность и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный половой акт, нецензурная брань и т.д.). Пропаганда христианских заповедей наоборот: «Не чти отца своего», «Прелюбодействуй», «Убий», «Сотвори себе кумира» и т.д.

    4. D – мифология. Экстремальность, «безбашенность»; скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхчувственных явлений, дьявольщины; астрология, ужасы, пришельцы, НЛО.

    5. Рок-звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании), как о составной части их жизни.

    6. Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других разнообразных «тусовок».

Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным сексуальным стимулом, очевидна. Это идеология нарушения социальных норм, идеология выпадения из общества, идеология преступления.

Идеологическое и тематическое однообразие (6 тем) информации ТВ и радиопередач, печатных изданий, видео и кинопродукции, компьютерных игр и т.д., направленной на аудиторию 12-25 лет, указывает на центральный источник координации, контроля и финансирования».

Н.Е.Маркова прослеживает историю этого процесса. «В разных вариациях, в виде упоминаний или занимающие большую часть информации, эти темы являются составляющими маркетинга наркотиков не только в России, но и во всем мире. Эти темы начинают усиленно развиваться в западном искусстве с рассветом Сексуальной революции (начало 50-х), и к концу второго тыcячелетия захватывают колоссальные области информационного пространства. Претворенные рекламой в условные стимулы, они моделируют поведение все новых и новых потребителей наркотиков… Их неприкасаемость декларируется как достижение западной демократии, гарантирующей основные права человека – свободу слова и плюрализм мнений. Таким образом, содержанием значительной части западной культуры является маркетинг наркотиков.

В начале 90-х в России перекрываются каналы, финансирующие национальную культуру. Погружаются в анабиоз целые отрасли, жизненно необходимые для интеграции любого свободного, процветающего государства (театр, музыка, кинематограф, и т. д.). Многие выдающиеся деятели искусства оказываются на грани нищеты, другие уходят из жизни. Вновь открывшиеся, неожиданные финансовые источники ограничивают художника шестью темами. В Россию вступает D-маркетинг.

       Высокий гонорар и возможность работать вынуждает к компромиссу знаменитостей, престиж и крупные средства привлекают родственников известных людей. Таким образом, новое «искусство» приобретает легитимность. За короткое время в России образуется ЧУЖДАЯ культурная среда. Свобода слова, отсутствие идеологии, декларируемые в ней культурные фикции.

Закономерности мирового экономического развития, статистические данные и ежедневные хроники СМИ, сам размах повсеместного потребления наркотиков приводит к мысли о существовании гигантской транснациональной корпорации, контролирующей производство и потребление наркотиков во всем мире. Корпорация имеет подданных и широко распространяемую идеологию. Она заявляет о себе в парламентах. Для защиты ее интересов действует современная армия, морской и воздушный флот. По сути это – виртуальное государство.

Ее тень мертвит высочайшие должностные лица, дьявольская готика ее грязных шприцов пронзает современное культурно-историческое пространство. Опасной громадой нависает она над человечеством. Не замечая, мы смотрим сквозь нее. Не сознавая, подчиняемся ее законам. Ее проявления привычны и давно вошли в обиход. Условно назовем ее – Корпорация «D» (Drug).

      Наркотики – идеальный товар, намертво вцепляющийся потребителю в глотку. Ничто в мире не дает такой бешеной прибыли. Последствия употребления наркотиков – импотенция, распад личности, слабоумие, генетические  изменения, приводящие к рождению уродов, дисфункции органов и смерть к 30 годам.

Как и любой бизнес, наркотическая индустрия стремится к бесконечному увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому, как и любой товар в современном мире, наркотики требуют построения специальной стратегии рекламы и маркетинга.

Катастрофическое распространение наркомании в среде молодежи объясняется открытостью границ, бездуховностью общества и даже возмущениями на солнце. Между тем, небольшое исследование СМИ сразу же выявляет хорошо известные специалистам «четыре Пи» – составные элементы маркетинга, обеспечивающие максимальный объем продаж: Produkt + Price + Place + Promotion.

Товар (produkt) – героин, кокаин, гашиш, ЛСД и пр. Цена (price) – ниже мировых цен и доступна потребителю. Место (place) – по информации прессы и правоохранительных органов – дискотеки, бары, клубы, кафе, учебные заведения, розничная продажа и пр. Продвижение (рromotion) – реклама средствами искусства и в СМИ.

Давно выведенная формула рекламного успеха гласит: чтобы быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры. Новейшая Российская культура осуществляет Promotion наркотиков при помощи газет и журналов, телевидения, фильмов, книг, рок-музыки, интернета, компьютерных игр, бытового  пространства… Следует логический вывод: объем продаж, то есть эпидемия наркомании в России – следствие воплощения научной стратегии маркетинга и рекламы наркотиков как товара.

Проверим наше открытие и выявим другие составляющие D (drug)-маркетинга. Стратегия распространения и продажи любых товаров (в т.ч. и наркотиков) выстраивается по всем правилам университетских наук. Как поясняет солидная американская энциклопедия рекламы: «Соединяются информация и знания, полученные из бихевиористских наук (антропологии, социологии, психологии и т. д.) с мастерством и творчеством коммуникативных искусств (литература и печать, драматическое искусство, театр, графика, фотография и проч.) с целью мотивирования, видоизменения или усиления чувств, убеждений, мнений и поведения потребителей».

По официальным данным, основные потребители наркотиков – подростки и молодежь в возрасте 12-25 лет. Следовательно, это и есть целевая аудитория, выбранная Корпорацией «D» для распространения наркотиков.

Прагматичное умерщвление подростков с целью извлечения практической выгоды, со временем, займет достойное место в ряду таких явлений мировой истории как людоедство, рабовладение, концентрационные лагеря с производством матрацев из волос и абажуров из человечьей кожи. Выбор детской целевой аудитории невыразимо аморален, однако, с точки зрения маркетинговой стратегии он безупречен. В России существует огромный рынок неприкаянных подростков. Юность не имеет достаточных знаний и ясной картины мира, основанной на собственном опыте.

Услуги Дискотек, клубов, продукция рок-исполнителей имеют свой целевой рынок, своих покупателей – молодежь 12-25 лет. Эти потребители группируются вокруг посещаемых ими мест развлечений – дискотек, клубов, баров, кафе, рок-концертов (сегментация по бихевиористским признакам). Одновременно это и есть рынок сбыта наркотиков, целевой рынок их продажи определен с точки зрения  потребления услуг сферы развлечений.

Он жестко связан с рынком поп-музыки, и повсеместно сопровождает потребление этих услуг. Корпорация «D» вкладывает огромные средства в индустрию развлечений и ее promotion с тем, чтобы получить гораздо большие выгоды от продажи наркотиков.

Та же великолепная энциклопедия американской рекламы сообщает нам о главном устремлении рекламы и сбыта, заключающемся в том, чтобы найти нужных людей и совместить их с нужным продуктом. Какие силовые линии несут миллионы молодых людей, и подростков к гибели, неотвратимо совмещая с наркотиками?

Мотивация посетителей дискотеки, молодежного клуба или рок-концерта по иерархии А. Маслоу предполагает комбинацию физиологических (половая жизнь) и социальных (дружба и привязанность, чувство общности) потребностей для группы подростков 12-19 лет, и потребностей в половой жизни и самоактуализации для группы молодых людей 20-25 лет.

Теория стимула-реакции объясняет механизм promotion. Рекламное объявление (стимул) запускает в действие потребность (физиологическую, социальную) или желание покупателя, что создает побуждение к реакции (приобретению товара, услуги).

Сексуальные стимулы – непременная принадлежность СМИ, осуществляющих promotion «альтернативных» рок-исполнителей и их концертов, молодежной моды, дискотек, субкультурных течений, праздников и сборищ-тусовок. Секс пронизывает попавшие в его поле предметы, знаки и темы, превращая их в Условные стимулы. Методичная трансляция Условных стимулов через коммуникационные каналы ведет к Генерализации (усилению воздействия).

Обратимся к прессе, публикующей рекламу дневных и ночных клубов, дискотек, рок-концертов, и других мест развлечений для молодежи. Как правило, эти издания отличаются эротическими иллюстрациями и текстами сексуального характера («Playboy», «Yes!», «Cool», «Птюч», «ОМ», «Ровесник», «Тусовочка», «Версия», «Московский комсомолец» и т. д.)

В Москве и регионах России музыкальные телеканалы заполнены клипами звезд, осуществляющих секс-promotion в названной прессе. 90% молодежных телепередач предлагают своим зрителям те же произведения в качестве непременной нагрузки. FM-радио беспрерывно полощет их в эфире. Периферийная пресса, претендующая на молодежную аудиторию, копирует столичные материалы о рок-альтернативе. Стиль и записи «звезд», ставшие условными секс-стимулами, подхватывают миллионы подростков. Воздействие таланта заменено действием Безусловного рефлекса.

В любом конце России, возьмет ли подросток пульт телевизора, окажется у него журнал, или он услышит радио – всюду ему неотвратимо мигает однообразная рок-тусовка. Нескончаемый радиоэфир и точно рассчитанное телевизионное время, клипы, журнальная и газетная продукция, видеофильмы и аудиокассеты – все это создает МОЩНЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕСС, ВЫБРАТЬСЯ ИЗ-ПОД КОТОРОГО ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО.

Секс-пропаганда – безусловный стимул, вызывающий потребность в половой жизни. Места развлечений, мода, рок-музыка в соединении с безусловным стимулом (секс) становятся условными стимулами. Это и есть силовые линии, направляющие нужных людей (молодежь, подростков) в нужные места… (По материалам монографии «Культуринтервенция»).   (//ruskline.ru/analitika/2011/12/21/kulturintervenciya/).

***       Комментируя заседание главного совещательного органа при Президенте РФ – Совета Безопасности, посвященного обсуждению вопросов антинаркотической политики и противодействия наркопреступности (2017 год), писатель Владимир Филимонов сообщает: несмотря на то, что еще в 2010 году была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, состояние в этой сфере более чем неутешительное… «В.В. Путин озвучил страшную правду. Прежде всего, он назвал общее число наркоманов в России – 7,5 миллионов человек! (На 2018 г. цифра примерно такая же – С.Р.).Что такое 7,5 миллионов? Это более 5% от всего населения России! Эта цифра превышает население целого ряда европейских стран. Вот только некоторые из них: Болгария – 7,15 млн.; Дания – 5,7 млн.; Финляндия – 5,5 млн.; Словакия – 5, 4 млн.; Норвегия – 5,2 млн.; наконец, все три прибалтийских республики – 6,1 млн. человек… Незадолго до своей отставки руководитель ФСКН Виктор Иванов заявил, что в России наступил наркотический апокалипсис: в стране ежегодно умирает более 100 000 наркоманов в возрасте до 30 лет».  //ruskline.ru/news_rl/2017/04/29/vv putin_nazval_strashnye_cifry/

       (Совсем недавно, в начале марта 2019 г. в «Комсомольской правде» опубликована статья     «Кто и как вербует подростков для торговли наркотиками», просто страшно читать, с какой легкостью втягивают детей в наркомир. https://www.kp.ru/daily/26948.1/4000283/).

(Продолжение следует)

Источник: ruskline.ru

 

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.