«Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!»



Фильм о донбасской трагедии стал настоящим откровением
Анна Иванова

«Донецкая Вратарница» – первый фильм из задуманной Донбасской трилогии Натальи Батраевой, ворвавшийся в мир кинодокументалистики и сразу привлекший внимание не только публики, но и профессионалов: картина не раз удостаивалась гран-при на кинофестивалях. «Это должен видеть каждый!» – сходились во мнении все члены жюри. Объект съемок – легендарный Свято-Иверский монастырь на окраине Донецка.

Успех работы неслучаен: автор, которого многие знают по фотовыставке, с уже ставшими классическими фотографиями о Косово, документальным книгам «Косово. Сербская Голгофа», «Южная Осетия: взгляд изнутри», «Мы живы!», признается, что весь ее предыдущий многолетний опыт духовного осмысления событий в местах, где недавно отгремела война, будто вел ее к этой работе. Что происходит с человеком на войне, как он внутренне меняется – вот то, что заставило взять режиссера камеру и на протяжении трех лет снимать в одном их самых неспокойных мест на Донбассе.

Фильм снимался Натальей в течение трех лет, вблизи линии разграничения. Из-за отсутствия бюджета большинство съемок сделано на фотоаппарат, что не помешало работе стать лучшим короткометражным фильмом кинофестиваля «Россия»; получить гран-при сразу трех фестивалей: Военного кино им. Ю.Н. Озерова, «Святого Владимира», «Вечевого колокола»; стать лучшим дебютным документальным фильмом «Лучезарного Ангела»; лучшей режиссерской работой кинофестиваля «Радонеж», лучшим документальным фильмом кинофестиваля «8 женщин».

…Они сажали капусту на огороде, когда в Донецке началась война. Игуменья Михаила и Юлия внезапно оказались в эпицентре боев, в православном монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Женщины в полной мере разделили судьбу своей обители, не покинув ее, хотя могли уехать в любой момент.

Главные героини рассказывают о своей жизни под обстрелами, о том, что пришло на смену страху и непониманию. Бывает и такое: война стала для них самым глубоким, наиболее полным и осмысленным временем их жизни.

Повествование «Донецкой Вратарницы» построено на контрасте – слова акафиста сменяют автоматные очереди; монахов, воинов Христовых – солдаты с оружием в руках. Их переживания, их глаза, когда монастыри и храмы – эту осязаемую нить, связывающую нас с Богом, – сметает ураганом войны невозможно видеть без сострадания. «Я поняла, какое должно быть счастье, – говорит одна из героинь фильма Юля в финале после обстрелов – тихое, тихое, как легкий ветерок…»

Казалось бы, что может быть абсурднее, нежели утверждение о возможности счастья на войне. Но, как говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин, проведший лучшие свои годы в заключении: «Бичеванные распятых не понимают».

«Та истина, о которой идет речь в фильме, понимается лучше теми, кто входил в смерть. Просто «бичеванным», которых большинство, ее откровения могут быть и непонятны. Тут мало просто страданий. Нужно сораспятие», так выразил один из зрителей свое впечатление от просмотра картины.

«Я наблюдала это неоднократно: зажигается свет в зале, а зрители сидят с застывшими лицами и не двигаются с места, – рассказывает Наталья Батраева. – Фильм заставляет людей выйти из эфемерной зоны комфорта, показывает события возможного завтра, подталкивает к переосмыслению их собственной жизни. «Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!» – делились они со мной. Героини – игуменья Михаила и ее помощница Юлия – свидетельствуют даже молча: выражение их глаз, лиц сильнее, чем произнесенные слова. Через их глаза с нами будто говорил Господь!»

Картина, способная рассказать о событиях «от сердца к сердцу» – не может не вызывать сопереживания.

Режиссер Наталья Батраева 14 лет работает в зонах конфликтов, и видит как на ее глазах ломаются судьбы людей, как очистительно или разрушающе сказывается война на их душах.

В 20-ю годовщину бомбардировок Югославии у нее состоялся тур по городам Сербии. И это неслучайно. В фильме сильны исторические параллели, в том числе, и с балканскими событиями. Как неоднократно отмечали сербские зрители, на экране они увидели то, что им самим пришлось пережить в Косово, Хорватии, Боснии…

«Уже в день премьеры, в Русском доме в Белграде, ко мне подошли беженцы из Хорватии и Косово, и сказали, что увидели в фильме то, что сами пережили 20 лет назад. Когда я привезла фильм в Косово, меня особенно поразило – монахиня из монастыря Грачаница говорила теми же словами, что и мои героини. А светский муж подруги, переживший в юности бомбардировки, сказал, что прекрасно понял, о каком счастье идет речь, так как испытал нечто схожее, будучи под бомбами.

В монастыре Джяковицы у меня было всего три зрительницы, одна из них – мать Феоктиста, пользующаяся огромным уважением всей Сербии. Церковь, где она подвязалась 40 лет, и на месте которой сегодня стоит монастырь, была осквернена и разрушена до основания в 2004 году. И сегодня монахини не покидают пределов обители, стоящей в самом центре албанского города, они не могут выйти даже в ближайший магазин за хлебом».

Состоялся показ фильма и в Призренской семинарии, в присутствии ее ректора – епископа Косовского Феодосия. По окончании просмотра повисло тяжелое молчание… Владыка медленно встал и произнес: «После страдания приходит Воскресение, после разрушения и пожара – восстановление. И все мы знали, что будет именно так, потому что находимся в некогда разгромленной и сожженной семинарии, отстроенной и возродившейся. Это все сила Божия, которая дает нам силу возродить все вновь. И не было более сильного свидетельства, чем это место, изобилующее жизнью – меня поразили радостные лица преподавателей и учеников семинарии – одни во враждебном городе, в замкнутом, по сути, пространстве, а нет ни тени того надрыва, который иногда проскакивает в людях, несущих более других».

Наталья Батраева считает, что не менее важно, чем донести до нашего зрителя суть происходящего, заставить и Запад, пестующий идею о «русской оккупации Донбасса», не жалеющий на это сил и средств, хотя бы взглянуть на происходящее незашоренными глазами.

В последнее время много сил ушло на продвижение фильма: переводы на иностранные языки, наложение титров, многочисленные показы и представления.

Сейчас показ фильма, вечер, посвященный рассказу о событиях на Донбассе, запланирован в Берлине на 22 июня. День этот выбран неслучайно – это некий посыл к западным политикам: в день начала Великой Отечественной на Донбассе продолжают звучать взрывы и гибнуть люди. Мы расскажем об этом в центре Берлина.

Площадкой станет культовый, известный на всю Европу кинотеатр «Бабилон» – происходящее в нем уже само по себе является событием. Построенный рядом с Александрплац в 1929 году, он предназначался для немых фильмов и театральных постановок, сегодня же принимает Berlinale и другие международные кинофестивали.

В зале и камерном старомодном фойе планируется создать благоприятную атмосферу для общения и диалога с немецкими политиками, журналистами, общественными деятелями, представителями теле- и киноиндустрии.

Премьеру «Донецкой Вратарницы» будет сопровождать культурная программа: после пресс-коференции, откроется выставка фотографий о жизни людей Донбасса, фильм приедут поддержать известные российские музыканты и исполнители.

За берлинской премьерой последуют показы еще в нескольких городах Германии.

P.S. А тем временем вблизи монастыря вновь звучит канонада, и снаряды залетают в недавно посаженный сад и выхоженный монахинями виноградник…

Специально для «Столетия»
Источник: stoletie.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.