1 июня – день памяти святого благоверного князя Владимира Мономаха.
Годы жизни святого князя совпали со временем распространения христианства на землях Киевской Руси. История Церкви знает его как младшего современника преподобных Антония и Феодосия – основателей древнерусского монашества. В 1073 году – время закладки Великой Успенской церкви – центрального храма Киево-Печерского монастыря – ему исполнилось 20 лет.
Киево-Печерский Патерик, описывающий основание пещерной обители и жития первых ее насельников, доносит о Мономахе следующее: «Благоверный же князь Владимир Всеволодович Мономах, тогда еще юный, самовидцем был того дивного чуда, когда пал с неба огонь и выгорела яма, где потом заложено было основание церкви по размерам пояса…». Речь идет о том золотом поясе, который был чудесным образом послан повелением самой Богородицы на Русь, как мера длины для строительства её храма – Великой Успенской Церкви.
По свидетельству Патерика, были открыты и пропорции будущего собора: «…размерять поясом тем златым 20 в ширину, 30 в длину, а 30 в высоту стены, с верхом 50». Эта мера стала одной из первых строительных эталонов на Руси. Сегодня его длина составляет 108 см.
Успенский собор Киево-Печерской Лавры
Автор Патерика, повествуя о чудесном знамении, также передаёт историю об исцелении юного князя от пояса Богородицы. «Всеволод с сыном своим Владимиром приехал из Переяславля, чтобы видеть то великое чудо, – вспоминается в Киево-Печерском сборнике житий. – Тогда Владимир был болен, и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших, Антония и Феодосия».
В то время святой Владимир княжил в Ростове. Патерик упоминает о нем, что он, «взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины». Позже, когда Мономах княжил в Смоленске, он также построил церковь по образцу храма Успения Киево-Печерского монастыря. Таким образом «христолюбец Владимир» положил начало традиции на Руси освящать главные церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Во время княжения святого в Чернигове (после 1078 года), он был знаком с другим святым – преподобным Агапитом, врачем безмездным Печерским, который исцелил благоверного князя от тяжёлой болезни. «Исцеленный Владимир пришел благодарить преподобного Агапита, – передаёт Патерик, – но тот, опасаясь славы человеческой, скрылся. Князь отдал принесенные для преподобного Агапита дары игумену. Потом, живо чувствуя, как многим он обязан преподобному Агапиту, приказал боярину отнести золото ему в келлию. «Сын мой! — сказал посланному преподобный. — Я не беру ни с кого за лечение — не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Агапит просил: «Скажи же князю, чтобы не берег он сокровищ. К чему они? Пусть раздает их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти». Патерик заключает: «Князь же, не дерзая ослушаться святого Агапита, начал нещадно раздавать от своего имения нищим».
Святой Владимир Мономах наставляет на смертном одре потомков
Вопреки жесткостям своего века, полном чудовищных предательств и крови, Мономах в поступках был руководим страхом Божиим. Среди прочего, об этом свидетельствует письмо святого убийце своего сына князю Олегу Святославичу, захватившему ещё и юную невестку Мономаха. Благоверный князь прощает его, что необыкновенно для эпохи. О том же страхе Божием как основе всякого добра Мономах дважды говорит в своём «Поучении»: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем…» И ещё: «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жен своих любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».
Мономахово «Поучение» было написано в мирное для княжеств Руси времена – после кроваво-огненных десятилетий братских междоусобиц и набегов степняков. В нем святой князь выразил гражданские и нравственные идеалы народов Киевской Руси. «Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней…»
Святые Борис и Глеб
Мономах особо чтил своих святых соотечественников – страстотерпцев Бориса и Глеба, братьев своего деда Ярослава Мудрого. Ещё и не будучи великим Киевским князем, в 1102 году, он втайне от всех, в том числе и от великого князя Святополка, украсил золотом и хрусталём их серебряную раку. А уже в 1115 году, в сотую годовщину их гибели, в его княжение состоялось необыкновенно торжественное перенесение чудотворных мощей страстотерпцев в новый храм в Вышгороде, «ибо, – как сказано летописцем, – построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их».
Владимир-Василий Мономах предал душу Богу 19 мая 1125 года «на Альте у любезной ему церкви, которую великим иждивением и трудом построил и богато украсил». Погребен он был в Софии Киевской, рядом с дедом – Ярославом Мудрым и братом Ростиславом.
Момент церковной канонизации святого князя Владимира Мономаха историки не могут однозначно определить. Однако уже со времен Киево-Печерского Патерика он именуется благоверным, как обычно Церковь именует святых князей.
Канонизация Владимира – в крещении Василия – Мономаха подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших. В свою очередь, Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании 10 февраля 2011 года (журнал № 1) утвердил список Собора Киевских святых, внеся в него имя святого благоверного князя Владимира Мономаха (+ 1125)». Празднование Собора Киевских совершается 15/28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира.
Источник: hram-nikola.kiev.ua