Угроза Байкалу

170
В Париже прошла экологическая конференция, на которой обсудили проблемы уникального озера
Игорь Леонидов

Уже и в Монголии начинают критически оценивать собственные проекты ГЭС-каскада в бассейне реки Селенга, впадающей в южнобайкальскую акваторию. Но такие проекты, экологически ущербные для Байкала, по-прежнему не отменены и дорабатываются с участием экспертов из КНР, Южной Кореи, ряда стран Западной Европы. Это подчеркивалось и на состоявшейся международной конференции.

Доля бассейна реки Селенги в водонаполнении Байкала – минимум 65%, уменьшение же речного стока в это уникальное озеро вследствие планируемых Монголией постройкой новых ГЭС составит, по экспертным оценкам, не менее 20%, с очевидными экологическими последствиями для всего Байкальского региона. Особенно для самого Байкала. Что касается гидроэнергопроектов, разработанных в основной своей части еще на рубеже 1980-х – 1990-х, речь идет о сооружении 4-6 средне- и высокомощных гидроэнергетических станций в бассейне Селенги (Северная Монголия) для покрытия растущего дефицита электроэнергии в этом регионе.

При том, что в 2017-2019 гг. РФ и Монголия подписали ряд документов, предусматривающих дополнительные поставки – уже начатые – российского электричества из Иркутской области и Бурятии в тот же регион Монголии по сниженным на 12-15% расценкам. В ближайшей перспективе возможны, как недавно сообщалось, «электропоставки» туда же из соседней Тувы, по мере освоения ее колоссального гидроэнергетического потенциала.

Неоднократные консультации профильных ведомств и экспертов РФ и Монголии так и не привели к общему знаменателю. Точнее, к объективной доскональной оценке монгольской стороной комплексного экологического воздействия означенных ГЭС на все компоненты байкальской биосферы. Именно на такой оценке уже не первый год настаивают не только профильные российские ведомства и эксперты, но и Комитет ЮНЕСКО по Всемирному наследию. Монгольские же партнёры «отделываются» отрывочной информацией по данным вопросам с постоянными заверениями, что, дескать, никакого – во всяком случае, существенного – ущерба байкальская экология не понесет.

Между тем впервые официальное требование к Улан-Батору публично представить ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду) по проекту основной селенгской ГЭС «Эгийн-Гол» было выдвинуто спецкомиссией Международного союза охраны природы еще в мае 2015 г.

Оно закреплено в рекомендации Сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО в июле того же года (в Бонне). Впоследствии руководство монгольской госкомпании «ГЭС Эгийн-Гол» – разработчика и реализатора проекта ГЭС-каскада на Селенге – регулярно заверяло, что ОВОС будет вот-вот проведена. Но воз ныне там… А «информационная закрытость некоего конкурса на проведение такой оценки и ее, скорее всего, несогласованность с экологическими исследованиями по другим монгольским ГЭС в бассейне крупнейшего притока Байкала вызывают множество вопросов у экологов», –отмечает Александр Колотов, российский координатор международной экологической неправительственной коалиции «Реки без границ».

В докладе этой коалиции на Парижской экологической конференции отмечалось также, что «…монгольские гидростроители продолжают вынашивать планы перегородить своими плотинами три ключевые реки в бассейне Селенги – крупнейшего южного притока Байкала. Однако тщательной экологической оценки этих проектов нет до сих пор».

Монгольская сторона не комментировала такое мнение. Но в преддверии форума ряд монгольских экспертов высказали опасения насчет политизации разногласий по поводу проектов, если не будет взаимодействия с РФ по этим вопросам. Монголия же, по оценкам экспертов, стремится политически и экономически «балансировать» между КНР и РФ, потому ухудшение отношений с Москвой автоматически усилит в стране влияние Китая, и без того существенное, что не на руку монгольским властям.

Так, международный аудитор по технической безопасности энергетики Ганбатын Хулан (Улан-Батор) считает, что «Россия старается остановить этот проект, ссылаясь на то, что ГЭС негативно повлияет на экологию озера Байкала, содержащего около ¼ всех мировых запасов озёрной пресной воды. А сток реки Селенга имеет особое влияние на экологию озера Байкал.

Целесообразно проводить совместное с российскими учеными и специалистами тщательное исследование влияния на экологию Байкала строительства близлежащих ГЭС.

Это будет самый правильный путь и для двусторонних отношений в целом. Тем более, что строительство ГЭС полностью не решает проблему дефицита электроэнергии в стране».

Пожалуй, с такой позицией монгольского эксперта вполне можно согласиться. Но станет ли она официальной, безальтернативной позицией Монголии?

Специально для «Столетия»
Источник: stoletie.ru
Заставка:  wikipedia
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: