Диалог с дьяволом



Публицист Александр Израилев считает, что церковная политика уступок и компромиссов приведёт к краху …

То, что происходит в Екатеринбурге, – прямое следствие неоправданно затянувшегося синдрома сервильности, приобретенного Русской Православной Церковью в годы тоталитарного коммунистического режима.

Давно уже нет ни террора со стороны богоборческого государства, ни запрета на богослужения и проповедь, ни каких-либо мер насильственного принуждения духовенства и мирян. Ситуация, конечно, по-прежнему непростая, у Церкви, как и в любом «светском обществе» много недоброжелателей. Однако, если верить официальной позиции Патриархии, «сегодня церковная жизнь свободна как никогда ранее».
В связи с чем не может не удивлять сколь робко и непоследовательно действует наше священноначалие в отстаивании ряда принципиальных позиций. Их спектр весьма широк: от фактического сворачивания преподавания в школах «Основ православной культуры» до продолжающегося кощунства в области топонимики, то есть в области исправления имён наших улиц, городов, областей, названных именами террористов-богоборцев.
Слушая выступления некоторых иерархов, просматривая программы телеканала «Спас», нередко создаётся ощущение того, что соответствующие церковные структуры проводят осмысленную информационную политику ухода не только от социально-острых, но даже и от простых жизненных тем. Вместо насущного хлеба Веры Христовой людям всё чаще предлагают богословски грамотные, но вместе с тем витиевато-велеречивые, либо холодные пустые по чувству и сути речения. Обсуждения обрядовой механики, ветхозаветной библеистики, тонкостей облачения священников, околоцерковного быта и т.п. Так постепенно на смену живому религиозному чувству приходит мертвящий дух фарисейства.
Увы, это сопряжено с пораженческой позицией по всему спектру резонансных вопросов, связанных с восстановлением исторической справедливости по отношению к Церкви. Создаётся парадоксальная ситуация: в существующем пока церковном народе твердая решимость защищать святыни есть, а священноначалие раз за разом идёт на уступки крикливому меньшинству. Присоединяясь к нерешительной позиции власти. Ищущей в свою очередь сиюминутного политического комфорта. По сути происходит поощрение этой нерешительности и освящение её церковным авторитетом. Тогда же, как решительность, проявленная Церковью, могла бы стать толчком переосмысления собственной позиции государственными чиновниками. Сегодня же церковная и светская бюрократия вяло, робко, если не сказать трусливо, идут на поводу у агрессивной среды, не скрывающей своей враждебности как по отношению к Христианству, так и по отношению к Российскому государству.
Та же история в Екатеринбурге началась не сегодня и не вчера, а с того, что уже десять лет назад подлые манипуляции общественным мнением испугали местные власти, а те в свою очередь склонили епархию к отмене единственно верного решения. Оно заключалось в том, чтобы восстановить храм святой великомученицы Екатерины на месте, где он был возведен и где долгие годы, вплоть до уничтожения собора большевиками, совершалась Божественная литургия. Тогда под крики о необычайной ценности фонтана, построенного в 60-е годы, отступили. Теперь пожинаем плоды. Глумящиеся храмоборцы так и будут гонять пугливых чиновников и иерархов, пока не найдётся для строительства пустырь на самых задворках по принципу: «На тебе Боже, что нам негоже».
Не случайно воодушевленные провокаторы начали колыхаться по всей стране: Челябинск, Нижний Новгород, Красноярск – вот неполная география тех мест, где сразу же было остановлено создание «культовых сооружений», якобы угрожающих невозможно ценным скверам. К слову при этом протестующей публики никогда не видно и не слышно при захвате реальными строительными монстрами стадионов и парков. Когда беззащитные и забытые всеми властями и всеми СМИ люди ничего не могут поделать с хорошо защищенными собственной охраной и полицией коммерческими застройщиками.
Разумеется, эпизоды, подобные отступлению муниципальных властей (с молчаливого согласия властей федеральных), распаляют антицерковную и антигосударственную «общественность». Локальные успехи имеют для них знаковое значение, подстегивают к развитию атаки. Так было в Москве с печально известной Торфянкой, где не дали состояться маленькому храму в честь Казанской иконы Божией Матери, и теперь пожилые больные люди района, где на многие километры нет ни одной церкви, лишены возможности участвовать в таинствах и богослужениях. Так теперь случилось и в Екатеринбурге, где православному большинству вновь отвесили звонкую пощечину, сорвав возвращение собора, построенного в честь небесной покровительницы города.
При этом следует учитывать, что противники строительства – вовсе не те простые граждане, которые то ли по искреннему чувству, то ли по неведению вышли защищать деревца и скверик, коим будто бы грозило уничтожение. Это хорошо координируемая группа циничных, ни во что, кроме собственного благополучия не верующих активистов, вовлекающих в круг своей активности подобных им, поражённых духовным распадом адептов. Надо понимать, что большинство из них не любит, если не ненавидит Православие, не знает, не понимает и отвергает подлинную Россию.
Диалог с этой публикой совершенно безсмысленен и даже вреден. Он лишь отнимает силы и время, вовлекает в спор с противником, априори настроенном обмануть и унизить оппонента, готовым в любой момент применить негодные средства, клевету, обман и шантаж.
Диалог с дьяволом – это путь к его признанию, это путь поражения, то, через что уже прошло однажды либеральствовавшее российское общеcтво в конце XIX-го и начале ХХ-го веков. Развязанный большевиками террор, десятки тысяч уничтоженных храмов и убитых священнослужителей – вот реализация настоящих намерений сил зла. Тех, что сегодня с перекошенным ртом кидаются на любую попытку возобновить на Руси духовную жизнь
Другое дело необходимо работать с теми, кого обманывают «активисты» и курирующие их СМИ. Разъяснять, вразумлять, увещевать.
Делать это весьма трудно, а подчас и невозможно в виду отсутствия четкой, внятной и твердой официальной позиции Церкви. В условиях, когда, к примеру, некто Кураев всегда и во всем солидарный с антицерковными силами не только не отлучён, но формально остаётся протодьяконом.
Позиция же может быть только одной: если есть законно принятое решение, будем стоять и никуда не уйдём.
Если есть где-то когда-либо отнятый (разрушенный) храм – будем стоять на этом месте и никуда не уйдём.
Если область РФ, где в 1918 году было совершено цареубийство, до сих носит имя одного из главных палачей, одного главарей большевистского террора – будем требовать переименования системно и постоянно до тех пор, пока не переименуют.
Если цифровизация в предложенном варианте угрожает религиозным убеждениям, правам и свободам личности, будем гласно и неотступно требовать пересмотра параметров до тех пор, пока соответствующие структуры не прислушаются.
Если в школах необходимо православное просвещение (в том числе и для того, чтобы не плодить храмоборцев) – будем требовать возврата регионального компонента, иных форм, пока предмет «Основы православной культуры» не появится.
Если аборты угрожают жизни нации – будем требовать их запрета, пока не запретят.
Только так, а не двусмысленными диалогами, Церковь сможет укрепить свой авторитет в условиях, когда происходит самое тревожное: часть молодежи (и не только) отходит и большинство молодежи (и не только) не приходит в Церковь.
Это не удивительно, теплохладность мало кого может привлечь. Ведь Церковь – не организация по оказанию ритуальных услуг, православные храмы – не центры психологической реабилитации, миссия священника – не в успокоении паствы и не в абстрагированном повторении богослужебных текстов. Если бы такой была Церковь Христа и Его Апостолов, то новый мир, мир Нового завета, наш мир не родился бы.
Постсоветский период в церковной жизни должен закончиться. Наступило время принятия трудных, но необходимых решений. Они связаны с испытаниями, где-то и с жертвенностью. Однако временные сложности Церковь переживет и укрепится с ещё большей славой. В противном случае – на пути бесконечного соглашательства, уступок и компромиссов Русское Православие ожидает неизбежный кризис, ведущий к угасанию там, где новомученики вымолили возрождение, а дальше к новому витку погромов и гонений.
 
Александр Израилев, публицист
Источник: ruskline.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.