Национальное достояние или сточные канавы?



О судьбе русских рек – новые фильмы режиссера Валерия Тимощенко
Ирина Ушакова

«Велико незнание России посреди России» – справедливо сетовал великий Гоголь. Можно узнавать свою страну по её народу, культуре: песне, сказке. А можно по русским рекам, как задумал это известный режиссёр-документалист Валерий Тимощенко. Новый цикл документальных фильмов «О времени и о реке» органично продолжает созданные Краснодарской киностудией им. Н. Минервина тематические циклы «Русский заповедник», «Чистая Победа», «Луганская повесть».

«О времени и о реке. Волга» – первая киноработа о русских реках, вышедшая на телеканале «Культура Россия».

«Тина теперь да болотина, //Где я купаться любил…». Рубцовские строки, до боли знакомые, острее вдруг понимаешь и видишь на иную глубину, когда смотришь этот фильм о Волге и волжских притоках.

Учёные признают, что великая русская река сегодня замедлила в десять раз своё течение в результате всех преобразований, которые сотворил с ней XX век и чудовищного загрязнения в результате этих преобразований. Река потеряла способность к самоочищению.

«Сколько языков, народов объединяла эта река и Россия! – говорит В. Тимощенко. – Если река – это образ Родины, а Волга – прямой образ России, становится очень грустно на душе, потому что то, что сегодня происходит с Волгой – беда, катастрофа. Может быть, она не такая явная, но это беда».

Автор фильма спрашивает совета у тех, кто живёт внутри речного пространства. Один из героев – капитан парохода «Валдай» Николай Алов прошёл всю водную гладь: от Петербурга до Азова. Для него Волга – это не просто место работы, это – связь поколений, воспоминания детства, юности, наконец, пространство жизни. Но ещё и дорога (по Волге можно добраться, к примеру, в Персию). Случайные герои Валерия Тимощенко («на ловца и зверь бежит») – всегда открыты и искренни. Потомственный капитан Николай Алов сетует на то, что нынче громоздкая техника разбивает асфальт, и говорит о преимуществах речной транспортировки. Его заботит то, что теперь река обмелела и многие пароходы встали.

Эти проблемы начались не вчера. В фильме проходит хроника начала 1920-х годов. Саратовские берега. Древние соборы уже обезглавлены. «Сон разума. Погиб и кормчий, и пловец» – комментирует автор.

«Весь склон Уральского хребта – это всё бассейн Волги. Здесь есть и золото, и платина, но главная драгоценность – чистейшая вода. Если река – это артерия, то эти плотины – точно тромб, – говорит режиссёр фильма. – Электроэнергия, конечно, нужна. Но мы размазали Волгу по каскаду водохранилищ нужных и не нужных. Она перестала быть проточной. Необходима реконструкция всех волжских водохранилищ. Подчинение их работы не узкокорпоративным, а общенародным задачам, в первую очередь, экологическим. Сегодня частные богатейшие корпорации получают сверхприбыли, практически не вкладываясь в реконструкцию водохранилищ. И уж тем более они не делятся своими прибылями, чтобы компенсировать экологические риски».

…30-е годы прошли, наступили 60-е, 70-е. А осознание не наступило. Строились новые гидростанции. Грех в переводе с греческого – ошибка. Может пора признать, что этот путь был ошибкой? – задаётся вопросом автор фильма. Не туда мы пошли сто лет назад. «Надо признать, что вне религиозного сознания проблема охраны природы просто не разрешима, что Волга – от Твери до Каспия – не транспортная артерия, не сточная канава, не машина для производства электроэнергии, а национальная святыня. Иначе не остановить опаснейшую деградацию природы в стратегически важном регионе страны», – уверен Валерий Тимощенко.

Работая над созданием фильма о Волге, режиссёр обратился за советом к серьёзным специалистам в гидрологии. Одним из таких является Александр Николаевич Камнев, доктор биологических наук, академик РАЕН, гидролог. «Строительство и рост мегаполисов – это в какой-то степени антиэкологично. Это полный тупик. Все крупные города потребляют колоссальное количество воды. Нам, людям, живущим в городе, требуется 20 – 50 литров воды в день. Если к этому присоединить то, что государство работает на нас, что-то производя для нас, значит, мы ежедневно потребляем 2 – 6 тыс. литров воды на человека», – говорит А.Н. Камнев.

Учёный считает, что уже через несколько лет начнутся войны за воду, поскольку пресной воды очень мало. 60% населения планеты в ближайшее время будут ощущать страшнейший дефицит воды. Говорят ли нам об этом в прессе?!

В 1970-е гг. писательская и научная общественность боролась за спасение реки. Помним, как экологу Михаилу Яковлевичу Лемешеву с командой учёных и писателей удалось остановить преступную переброску части сибирских рек. Сегодня 257 миллиардов выделено государством на спасение Волги. Что сделано в этом направлении? Народу, каждому из нас, нужен ответ на этот вопрос…

30 марта на ТК «Культура Россия» был показан документальный фильм «О времени и о реке. Обь».

В. Тимощенко прошёл путь, по которому шли казаки, осваивавшие Сибирь. А иначе не понять эту реку, её характер, значение, историю, судьбу. Казаки шли в Сибирь за свободой. «В первую очередь, за свободой совести. И за землёй, которой можно было взять, сколько хочешь. Сколько сможешь защитить» – звучит в фильме.

И теперь здесь, в Сибири, нередко встретишь людей с казачьим – вольным, самобытным характером. «Этнос – продолжение ландшафта» – вспоминает режиссёр мысль Льва Гумилёва. Александр Герасимов, опять же случайный герой автора фильма, строитель, предприниматель, фермер снят таким, какой он есть в жизни: едет на моторке по водной глади, которую обступают скалы-великаны с редкими клочками растительности на них, ловит рыбёшку только для своей семьи, растит внуков.

Сельские домики по реке обильно украшены цветами, на лугах пасутся лошади, коровы, овцы. Сегодня, когда с телеэкранов и газетных передовиц ушли лица рабочих людей, позитив вызывают снятые автором фильма люди труда: хлеборобы, рыболовы, доярки, заводчики домашнего скота, золотодобытчики, как, к примеру, в селе Суенга, где 200 лет уже народ живёт золотым промыслом.

«В каком-то смысле Обь – это зеркальное, почти мистическое отражение Волги, только по другую сторону Урала. Два главных потока России. Один движется с юга на север, другой – с севера на юг, образуя могучий круг жизни, без которого нас, как единый этнос, как евразийскую цивилизацию, представить невозможно», – говорит автор фильма.

Невозможно, говоря о Сибирских реках, не сказать о родине Василия Шукшина. Валерий Тимощенко – вгиковец, прошедший ту же школу, что и Василий Макарович. «Невероятной силы русский писатель с неповторимой нотой, со всеми присущими великой русской литературе чертами, с состраданием, с неизбывной любовью к простому искреннему русскому человеку и с болью за Россию, за её деревню», – так говорит автор фильма о Шукшине, глядя на родную деревню Василия Макаровича, запечатлев на камеру излучину Катуни как символ той природы, что дала нашей литературе и кинематографу этот могучий, совестливый талант. В нескольких эпизодах фильма неслучайно использованы кадры из чёрно-белых художественных фильмов, где о простых жизненных вещах говорит Шукшин.

Разговор о сибирских реках – это ещё и разговор о Транссибирской железнодорожной магистрали, имя которой – Великий Сибирский Путь –писалось только с заглавных букв. Сибирские реки собирают, удерживают Россию. И у этого рукотворного создания – железной дороги, на строительстве которой в царской России не работало ни одного заключённого, – примерно такая же задача. Автор фильма задаётся вопросом: по плечу ли современному россиянину создание такого инженерного и экономического чуда?

Глядя на эти символы имперской России, ещё горше окунаться в историю XX века, когда вот эти люди, создавшие не только страну, но – философию, науку, литературу – были согнаны со своей земли по всей России и сосланы в непригодные для жизни сибирские края. 400 тысяч русских крестьян и купцов были сосланы сюда только в первую волну раскулачивания, половина из них погибли на лесоповалах и в тифозных бараках. Этот фильм о сибирских реках – последний поклон не чужим людям, а нашим безвинно пострадавшим прадедам. «Простите нас за то, что мы потеряли память», – говорит режиссёр фильма, чьи предки – кубанские казаки были в 1930-е гг. сосланы в непроходимые сибирские леса. Погибли здесь и мои прадеды –крестьяне и купцы Бельского уезда Смоленской губернии. Да каждый из нас: оглянись, что стало с твоими прадедами, их братьями – и уже не отмахнёшься от этой общей трагедии.

Эти же проблемы автор фильмов поднимает и говоря о родной ему реке Кубань.

6 апреля телеканал «Россия Культура» показал фильм «О времени и о реке. Кубань».

Сегодня звучит насмешкой лозунг «Идёт вода Кубань реки куда велят большевики», а ведь совсем недавно это было программой для обязательного выполнения, в которую оказался вовлечён трудовой народ юга России.

Кубань – самая высокая в России река, потому что начинается она на самой высшей точке Европы. Автор говорит об этом, чтобы представить панорамную картину этого речного пространства. Говорит об Эльбрусе, как о жемчужине: «Без него половина Северного Кавказа была бы пустыней. Это благодаря Эльбрусу – и альпийские пастбища, и чернозём в среднем течении, и рыбы Азова».

В этой киноповести зритель видит лица людей, населяющих Кавказ: мальчик со своей карачаевской породы лошадью, школа, где детей обучает самый старший в роду. Самые древние христианские храмы – на Кавказе, один из них освящён в 965 г., когда до крещения Руси было ещё 23 года.

Река несёт свои воды к Невинномысску и Ставрополю, что означает город Креста, и дальше в чернозёмные степи, быть может, самые плодородные в мире. Птицы покачиваются на воде, дети в храме на Литургии, священник, по самую грудь в ржаном поле, служит молебен под открытым небом. Орланы, беркуты, олени…

Мы просто забыли, проглядели, что всё это у нас пока что есть, и что всё это – не чужое. Задача режиссёра – обратить наше внимание, помочь всерьёз задуматься над тем, что с нашими реками, лесами, деревней, народом… Мы и так многое потеряли, позволив думать за нас людям без почвы и без совести…

А что мы знаем о Западном Кавказе? Целинный двухметровый чернозём. «Сюда, – говорит Валерий Тимощенко, – спасая свою душу, свою веру, уходили казаки атамана Некрасова, старообрядцы. Сюда бегут Григорий Мелехов с Аксиньей. Опасная, с оружием в руках, но свобода». Автор фильма – потомок раскулаченных, ссыльных и истреблённых кубанских казаков. Работая над фильмом, он снял то место, где стоял дом его прадеда Герасима Ивановича. Он был построен у самой реки, и когда вода поднималась, она доходила только до крыльца. В таком согласии жил человек с природой.

Автор фильма и здесь задаётся вопросом: а нужно ли было создавать водохранилище. Что это? Абсурд? Сизифов труд? Река, несущая с гор огромное количество ила, забила им чашу водохранилища. Как этого не могли понять советские учёные? И кто мог додуматься подвесить прямо над городом кубометры воды и ила? Теперь это уже не чаша, а блюдце, которое всё меньше и меньше, мельче и мельче, и от него идут вредные испарения.

Нужно было очень постараться, чтобы уничтожить эти хлебные и рыбные места. «Не добили реку только потому, что ума не хватило. Всерьёз говорили, что будем возить осетровых вертолётами. А потом стало ясно, что рыба тысячи, если не миллионы, лет шла по своим исконным путям, к своим нерестилищам. Белугу не обманешь», – говорит режиссёр и автор сценария.

Эти места родные как для автора фильма, так и для карачаевца, мусульманина по ту сторону реки. Глава Администрации г. Адыгейск в 1993–2006 гг. Ким Мамиек говорит: «Нам вешали лапшу на уши, что Кубань ценным рисом сможет прокормить пол-страны. Наши плодородные земли, которые остались ещё после заполнения водохранилища, заполнили водой под рис». В итоге ни проблема урожайности риса не была решена, ни проблема затопления. И пострадали десятки тысяч людей – исчезло 18 населённых пунктов – адыгейские хутора и русские станицы. «В первые годы переселения умерли все наши старики от тоски», – говорят адыги.

Безраздельный властитель тогдашней Кубани Сергей Фёдорович Медунов – несомненно, яркая личность. Автору фильма довелось встретиться с ним в 1985 году. В 90-е в СМИ его назвали преступником века, обвиняли во всевозможных преступлениях.

В. Тимощенко спросил тогда Медунова:

– Зачем вы залили мутной водой нашу с вами родную Кубань?

– Понимаете, я всегда искал какую-нибудь проблему, идею, вокруг которой компоновалась бы партийная организация, актив, беспартийные массы, трудящиеся, – чертил круги в воздухе Медунов.

Оторопь берёт от этой космогонии. «В центре неё, – говорит автор фильма, – всё, что угодно: рис, поворот северных рек, мировая революция. Всё, кроме Бога».

Разве захочет теперь молодёжь вернуться на дно водохранилища?..

В 1999 г. МЧС России официально признало водохранилище опасным объектом. В 2002 г. выше по течению уже случилось самое катастрофическое наводнение в истории юга России. Под воду тогда на месяц ушли большие посёлки и аулы…

В чём сегодня заключается наше народное соборное единение? Это на сегодня самый острый и роковой вопрос, от верного ответа на который будет зависеть дальнейший ход русской истории. Не в нашей ли природе, в тех же великих реках, на которых вершилась история страны от её основания, содержится подсказка, каким должен быть характер нашего единения, наша национальная идея и задача.

Фильмы «О времени и о реке» можно посмотреть в архиве телеканала «Россия Культура»

Специально для «Столетия»
Источник: stoletie.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ПРИРОДА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.