Оттопыримся?



Хвастаться богатством и успехом уже не модно

Процент людей, готовых демонстрировать свой успех, за 20 последних лет уменьшился более чем в два раза. Только 34 процента россиян готовы сегодня к этому, в 1997 году 80 процентов опрошенных открыто демонстрировали свой успех и были уверены. Российское богатство научилось не выпрыгивать из-за высоких заборов, вести себя скромнее. А тот, кто хвастает статусным авто, престижным жильем или брендовыми шмотками, на самом деле не так уж и богат. Ведь это всего лишь формальные символы богатства, ими озабочены люди с психологией мелкого буржуа, считают эксперты.

Что же изменилось в отношении к богатству за последние десять лет? Научных исследований на эту тему нет: богатые по-прежнему закрыты к обществу и к исследователям. Вездесущему “Форбс” так и не удалось взять интервью, к примеру, у кого-нибудь из Ротшильдов. Все наблюдения здесь субъективны, поэтому приходится полагаться на компетентность мнений.

– Я бы сказала так: богатство само по себе стало меньше выпирать, – размышляет Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. – В этой сфере высокая ротация. Сейчас в топе совершенно не те люди, корпорации и семейства, кто возглавлял рейтинг 10-15 лет назад. И в отличие от девяностых с налетом бандитской романтики или двухтысячных, когда деньги были признаком успеха, нынешнее богатство гораздо меньше кричит.

Статистически подтверждено: богатых людей не стало меньше. Поэтому, считает Малева, можно предположить, что они стали принимать социальные правила игры и не хвалиться нажитым. Начнем с того, что так вести себя попросту безопаснее. “Если раньше богатые боялись лишь правоохранительных органов, то сейчас появилось очень мощное общественное мнение в лице соцсетей”, – говорит она. И это, несмотря на весь скепсис по поводу эффективности “Фейсбука” или “Твиттера”, тоже усмиряет нуворишей.

“Мне кажется, продолжает экономист, – что богатые действительно в большей степени стали соотносить свои потребности с теми ожиданиями, которые сформировались в обществе”.

Какие это ожидания? Да быть скромнее. По мнению Малевой, кто бы что ни говорил о конце кризиса, если судить о социальных стандартах населения, шаг назад очевиден: “И вот на этом фоне хвалиться богатством и выносить его на авансцену – это не то чтобы аморально. Про мораль говорить не будем. Это по меньшей мере признак отсутствия интеллекта”. А богатые у нас какие угодно, но не глупые. Рациональные соображения говорят им: с богатством не вылезай.

 

Комментарий

Лариса Паутова, ведущий аналитик ФОМа, директор проекта “Новое поколение”:

– Крупнейшая маркетинговая компания GFK-Русь двадцать с хвостиком лет назад проводила исследование молодежи от 16 до 29 лет на тему демонстрации богатства. В 2018 году его повторила, представив недавно результаты.

Так вот в 1997 году 80 процентов опрошенных говорили, что открыто демонстрируют свой успех, сейчас – 34 процента! Минус 46 процентов! Это колоссальное падение!

Другая позиция “Хочу, чтобы мой успех не бросался в глаза”. В конце 90-х проявлять потребительскую скромность был готов только каждый пятый – 19 процентов. Сейчас таких людей в несколько раз больше: 66 процентов. Что из этого следует? Двадцать лет назад было модно кичиться богатством: “дорого-богато”, малиновые пиджаки, золотые украшения, дорогие машины. Сейчас молодежь заявляет о других ценностях: путешествия, спокойствие, творчество. Приоритеты абсолютно другие.

Источник: rg.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.