Реально ли воспитать вежливых и отзывчивых чиновников?

397

Злободневные размышления о гражданском обществе и бюрократической безответственности …

Чем общество будет становиться более гражданским, тем будет больше возникать связей между гражданами и чиновниками законодательной и исполнительной власти. Тем больше будет зависеть качество жизни от качества этих связей. Что в свою очередь будет зависеть от степени взаимопонимания граждан и чиновников, от уровня профессиональной и юридической подготовки, прежде всего, чиновников, а потом уже граждан.
Нельзя сказать, что умение грамотно и уважительно общаться с людьми является профессиональной особенностью граждан, но можно сказать, что это умение общаться и понимать других является профессиональной обязанностью чиновников. Хочу подчеркнуть, что отмеченное — принципиально. Это настолько принципиально, что в Китае за конкретное дело, операцию и общественное событие отвечают не только граждане, участвующие в них, но и чиновники, контролирующие этих граждан, причём отвечают по-настоящему, по-китайски.
Надо сказать, что эта китайская практика приносит хорошие плоды их программе строительства Первой экономики мира.
И нам необходимо искать меры и способы повышения уровня общественной ответственности всех слоёв общества, но в первую очередь – руководящего и чиновничьего слоя.
Необходимо поднимать уровень психологической грамотности и подготовки чиновников, уровень их владения логикой и юриспруденцией, качественный уровень их русского языка (чтобы он был возможно менее англосаксонским), следует значительно повысить их этическую зрелость, поднять их уровень профессиональной ответственности до китайского.
Важно, чтобы авторитет чиновника был для чиновника не пустым звуком, чтобы он понимал, что, прежде всего, уровень его авторитета зависит от него самого. Однако для этого всё равно требуется внешний контроль: общественный, или гражданский, или административный. Необходимо время от времени чистить авгиевы конюшни, как и свои квартиры, свои улицы, так и чиновничьи «завалы».
Надо сказать, что недостатки, огрехи и пороки поведения наших чиновников очень часто и быстро отображаются на поведении нашей молодёжи, особенно, если чиновники где-то терлись о западенца-либерала.
А вот ведь, бывает и так: какой-то чиновник организовал мемориальную квартиру какому-нибудь полуторному «Байрону» или «вторичному Пушкину» и считает, что он созрел полностью как специалист-чиновник. Таким образом созрев, он может обещать и не исполнять обещания, морочить другим голову, безответственной и бездоказательной болтовнёй, вставать в театральную позу, предпочитать эмоции доказательствам. Понятно, что могут быть и форс-мажорные обстоятельства, могут иногда встречаться и грамматические ошибки и обороты речи не те, в том числе и у чиновников городского уровня, связанные с уровнем владения своим вниманием и с особенностями говора их бабушек и дедушек, но речь здесь не об этом. Опытный руководитель поймёт, что речь о другом.
Чиновница А.В. Митянина с помощниками в одном из писем сообщает, что в СПб сложилась традиция увековечивания памяти о выдающихся людях и событиях. Топонимическая комиссия всегда откликается на предложения по увековечиванию памяти участников ВОВ и защитников обороны Ленинграда (дальше идёт перечисление объектов и имён). Но я обращался в комитет по культуре и в топ-комиссию по вопросу установки памятной плиты в часть подвига героя войны Федора Дудко. Прошло уже около 6-7 лет, ни ответа, ни привета. На деле опять оказывается, что указанные чиновники, которые по слову А.В. Митяниной всегда откликаются, на деле не откликаются годами.
Я в топонимической комиссии прямо спросил: «Почему вы переименовали улицу Гоголя в одно из прежних её имён, в Малую Морскую, а улицу Рубинштейна не переименовали в прежнее наименование “Троицкая”? В городе кроме Рубинштейна есть ещё и Рубинштейновская улица, а Троицкой улицы пока — не одной? Я сам помню, как ещё в конце 40-вых, в начале 50-тых годов многие коренные ленинградцы называли эту улицу «Троицкой». Ответ топонимических специалистов не оставил никаких вопросов о их квалификации: они, став в позу, заметили только: «От Гоголя не убудет.». И всё. По умолчанию получается, что от Рубинштейна уже убыло.
Мы задавали вопрос очень крупному деятелю культуры и одновременно чиновнику Саенко Э. К., в частности: «Почему на памятную доску И. Бродскому и на его мемориальную квартиру деньги нашлись и ни один раз и на “чижика-пыжика” нашлись, а на памятную доску герою страны Ф. Дудко до сих пор не нашлось?»
Ответа до сих пор нет.
Чиновник городского масштаба А.В. Митянина тоже ясности по поводу всегдашней готовности «чижика-пыжика», Хармса и Бродского поделиться по-братски с героем войны Ф.Дудко не посчитала нужным внести.
Можно согласиться с тем, что чиновник Саенко Э. К. стилистически уже сложился. Ему трижды задавался вопрос о судьбе памятника выдающемуся русскому скульптору Ф.Шубину. Он трижды отвечал одинаково, что через 2 года после реставрации он будет возвращён на место, где стоял. Прошло уже 5 раз по два года, памятника скульптору Ф.Шубину ни то что нет на прежнем месте, его нет и в Михайловском саду.
Раз пять слышали ни от одного чиновника разные времена и места строительства и открытия нового Музея обороны Ленинграда. Средства «пилятся-осваиваются», а музея, действующего, всё нет. Есть уже определённые опасения и угрозы того, что честь и достоинство города-героя Ленинграда могут быть поруганы и Музей обороны Ленинграда превратится в торгово-развлекательный центр на подобие того, что сгорел в Сибири.
Превращать святыни в базарный товар, развлекаться святынями – кощунственно. Гражданское общество не освобождает потребителя ни от ответственности, ни от нравственности, ни от законов и логики.
Хочу также заметить, что проблему отношений «гражданин –чиновник» надо серьёзнейшим образом изучать, планомерно и системно. Эти наработки можно будет с большой пользой применить к отношением людей в Интерсети.
Всё сказанное нас подвигает к тому, чтобы выступить с инициативой перед губернатором города с предложением: периодически проводить в чиновничьей среде не реже одного раза в 3 года строгие экзамены по профессионально значимым дисциплинам таким, как «Логика», «Логика информационных войн» и «Этика поведения с гражданами, ветеранами и блокадниками», «Культура русской речи», «Основы российской духовной культуры, национальные морально-нравственные ценности», «Долг, честь, ответственность и юридическая законность».
 
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности
Источник: ruskline.ru
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: