Прошло совсем немного времени, и на экраны страны вышло продолжение исторического сериала«Годунов».
Это кино снималось и подавалось с большой помпой. Нам рассказывали, что в его создание вложены не только большие деньги, но и труд профессиональных исторических консультантов, художников по костюмам и декораторов. Короче, готовили к чему-то уровня экранизаций романов о средневековой Англии от Кена Фоллетта, которые можно считать примерами добросовестной работы в жанре исторического кино. Увы, реальность ожиданий не оправдала.
Итак, примемся за препарирование второго, заключительного сезона.
Вы как-то внезапно постарели, боярин
Что же мы видим в начале фильма? Первые годы правления царя Бориса забыты, как будто их не было вовсе. А между тем они были самыми зажиточными и счастливыми, запомнились народной любовью к новому правителю России. Тогда Годунов ещё не стал одержим поиском измены, а природные катаклизмы, внешние враги и внутренние неурядицы не нанесли сокрушительного удара по стране.
О его реформах и активной деятельности лишь мимоходом сказано в закадровом тексте к первой серии. Зато зрителя немедленно ввергают в ужаснейшую катастрофу — Великий голод 1601–1603 годов. Под стать тяжёлым временам и царь. Всего три года назад бегавший по Москве молодой бодрячок Годунов в мгновение ока превратился в глубокого старца, отягощённого множеством болезней.
Если в первой серии он ещё более-менее ходит, то в дальнейших уже с трудом перемещается и еле говорит, напоминая то ли Брежнева, то ли Ельцина в последние годы правления.
Хотя из источников нам известно: смерть царя Бориса была внезапной. В последние годы жизни его донимали болезни, но ни один лекарь не говорил о смертельной опасности.
В сериале, кстати, смерть Годунова объяснили с наивной прямотой. Его, оказывается, отравил иноземный лекарь по наущению злобных бояр.
Друг, враг и странности со временем
Ещё в первом сезоне были замечены удивительные странности со временем. Они продолжились и здесь. Когда начинается голодная пора, боярин Фёдор Романов ведёт активную политическую деятельность в Москве, выступает в качестве ближайшего приближённого и помощника царя. Но как? Ведь он к этому времени уже был обвинён в «злодейском волхвовании» и отправлен в ссылку. В кино же Фёдор ещё долго удерживается у трона, а Годунов демонстративно сжигает бумаги с доносами на боярина.
На самом деле хорошие отношения Фёдора Романова и Бориса Годунова были к тому времени уже напрочь испорчены. Причиной тому была политика. Ведь после избрания на царство Бориса появился неприятный для новой династии прецедент: теперь трон могли потребовать уже Романовы, используя в качестве главного довода родство с последними законными царями — Иваном IV и Фёдором.
Не меньшие парадоксы творятся с ещё одним героем прошлого сезона — Илейкой. Он читает царевне Ксении Годуновой стихи из шекспировского «Гамлета». Дело происходит осенью 1602 года, это мы знаем точно. Но откуда Илейка знаком с текстом трагедии, когда она впервые была напечатана лишь в 1603 году?
Золотая монета Лжедмитрия
Но нас ждут ещё более интересные открытия. Оказывается, Григорий Отрепьев любил Ксению Годунову, и именно этой неразделённой любви мы обязаны его превращением в Дмитрия Самозванца. Но гордая царевна отвергает робкое признание монаха и в утешение бросает ему под ноги золотую монету. Дальше эта монета ещё проявит себя в сюжете.
Что же это была за монета? Разумеется, так называемый угорский дукат, который очень небольшим тиражом чеканили при Борисе исключительно для награждения.
Откуда у Ксении этот наградной знак, решительно непонятно. Бросить такую монету заблудшему монаху — всё равно что сейчас одарить любого встречного орденом «За заслуги перед Отечеством».
Чуть позже, уже сбежав в Польшу, Отрепьев показывает эту монету на исповеди как подтверждение своего происхождения. Дескать, ему она досталась от отца — Ивана Грозного. Вообще, для самозванца заявлять такое — самый лучший способ разоблачения. Ведь поляки были не дураки и хорошо знали, какие монеты чеканились в России. Понять, при каком царе отчеканен золотой, для них не составило бы большого труда.
…А боярыня твоя где?
Но проследуем дальше за прихотливыми извивами мысли сценариста. Вот знакомая нам по прошлому сезону дочка царского зодчего Фёдора Коня оказывается при дворе. Какой же пост она занимает? Нас уверяют, что боярыня. Конечно, русская история знала примеры феноменальных карьер, но, пожалуй, простолюдин до эпохи Петра Великого не мог рассчитывать на вхождение в ряды верхушки русской аристократии. А ведь боярский чин — это самый верх. Выше него только царь.
Ну не могла дочь строителя вот так взять и стать боярыней. Слугой — да, легко. Могла даже выйти за дворянина и ещё подняться в иерархии знати. Но бояре составляли слишком узкий круг, куда дочь пусть и великого строителя попасть никак не могла.
Кузьма Минин, к примеру, несмотря на беспрецедентные, ни с чем не сравнимые заслуги перед страной, боярином так и не стал.
Какие-то они все невоспитанные
Примеры потрясающего непонимания сценаристом и режиссёром реальности русской жизни в эпоху Годунова подстерегают нас на каждом шагу. Отрепьев очень странно представляется царевне Ксении. Он называет своё монашеское имя — Григорий (хотя по рождению он был назван Юрием) и фамилию отца — Отрепьев. Но проблема в том, что по русской традиции монах как бы утрачивал фамилию. Потому чернец должен был сказать о себе что-то вроде: «Смиренный брат Григорий» — и не более того.
Он бы ещё отчество дочери царя назвал. Невообразимый скандал и нарушение всех норм этикета!
В отличие от первого сезона, бояре постоянно ходят без шапок. Даже в начале ХХ века появиться на людях без головного убора считалось неприличным, а для боярина это и вовсе была бы «поруха чести».
Боярин Фёдор Романов — один из главных героев — оказался драчливым типом. Он постоянно ищет, куда бы приложить свой кулак. То лезет прямо на царя (смертная казнь ему была бы гарантирована), то сходу бьёт по предательской морде Василия Шуйского, задумавшего говорить крамольные речи. Сейчас, конечно, к такому относятся проще, но среди русской аристократии XVI-XVII столетий подобное поведение было едва ли возможно.
Нелюбимая невеста
А что у нас с Мариной Мнишек? По дошедшим до нас сведениям, Лжедмитрий искренне любил прекрасную полячку. Но создатели сериала ничего об этом не слышали. Мы видим диалог между женихом и невестой, в котором Марина заявляет, что не нуждается в любви самозванца. На что тот отвечает ей с восхитительной прямотой: «Моя любовь тебе не достанется». Открытый брак — сейчас такое порой можно встретить, но в начале XVII века?..
Устроили этот брак, разумеется, коварные поляки и иезуиты, которые с самого начала сделали ставку на Лжедмитрия, чтобы разрушить русское государство. О том, что в Польше король и его окружение долгое время сомневались, стоит ли помогать непонятному претенденту на московский трон, и что военный поход в итоге организовали как «инициативу с мест», в «Годунове» предпочли умолчать.
Потом, правда, Марина Мнишек буквально заставляет Отрепьева овладеть ею, но это, видимо, следствие природной невоздержанности и недостатка воспитания.
Уроки фехтования
Всё плохо и с материальной частью. Наследник трона Фёдор Годунов учится фехтованию у Илейки. Оба они дерутся в самом популярном в то время итальянском стиле: в правой руке шпага, в левой — дага. Но как держит дагу царевич? Любой учитель фехтования отчитал бы его и заставил заниматься теорией, прежде чем выходить на бой с противником. Потому что дага в руках Фёдора обращена лезвием назад. Не знаю, может ли пригодиться такой хват оружия в бою, но ни парировать, ни наносить удары им совсем не удобно.
Атаман Нечай, типичный благородный разбойник из романов плаща и шпаги, ухитряется драться саблей, в то время как вторая находится у него в ножнах, болтающихся на поясе. Зачем ему две сабли? Скорее всего, бывший стрелец освоил технику боя, популярную в комиксах и ролевых играх XXI века.
Впрочем, зритель поймёт, что такому человеку даже сабля не нужна. Несмотря на наличие холодного оружия, Нечай предпочитает драться на кулаках или с помощью длинной палки. «Это зрелищно и напоминает фильмы про Шаолинь», — наверняка подумал режиссёр.
Загадка Голштинского герба
Приведу ещё один пример того, как создатели сериала сэкономили на историческом консультанте. Нам показывают кортеж принца Ганса Датского — жениха Царевны Ксении, — медленно следующий по бескрайним просторам России. Как и положено особе королевской крови, принц едет к невесте под особым гербовым штандартом. На этом штандарте изображён герб — ни за что не угадаете — немецкой провинции Шлезвиг‑Гольштейн.
Тут злую шутку с авторами фильма сыграл тот факт, что принцу Гансу в отечественной историографии почему-то присваивается титул герцога Шлезвиг-Гольштейна, который он никогда не носил. Дело в том, что в конце XVI — начале XVII веков Голштейнские владения были разделены между Данией и собственно независимым герцогством. Так вот герцогом датского Голштейна в это время был Ганс II, а правителем независимого герцогства — Иоганн Адольф Гольштейн-Готторп. Конечно же, принц Ганс Датский не имел права на гербы ни того, ни другого герцогства, зато мог носить герб своего отца.
Именно его и стоило изображать на штандарте.
Если вы думали, что сериал «Годунов. Продолжение» ко второму сезону стал лучше, то заблуждались. К старым ошибкам прибавились новые, которых не счесть. Можно наугад ткнуть в любой эпизод фильма и после всего нескольких минут просмотра неизбежно обнаружить очередной исторический ляп. Всё это очень и очень печально. Видимо, хороших исторических сериалов отечественного производства нам ещё придётся подождать.
Фото: Россия-1