Мария Тоболова, Русская народная линия
О схиархимандрите Илии (Ноздрине) …
Батюшка окончил школу в родном селе. Здание этой школы было переоборудовано из закрытого храма. Вход в нее прорубили через алтарь, а ступени выложили из надгробий разоренного кладбища. Дети, конечно, об этом ничего не знали, а взрослые молчали – это было время лютых репрессий. Учителя преподносили материал так, как предписывала советская пропаганда: царскую семью охаивали, гимн Советского Союза заставляли учить наизусть.
Алеше повезло: у него была очень верующая тетя, которая жила в Москве, но часто гостила у них, привозя духовную литературу. С ней мальчик посещал все действующие в родных краях храмы, ездил на службы в церкви Орла. Она научила племянника церковнославянской грамоте.
По воспоминаниям однокашников, Алексей держался в стороне от бойких девушек, вообще был самым прилежным и тихим учеником. Жизнь в то время была очень тяжелой. Зарплату в колхозе за изнурительный труд не платили, а ставили лишь галочки-трудодни. Но в то же время надо было платить много налогов: подоходный налог, самообложение, заём, страховки. Кроме того, надо было сдать государству в течение года 40 кг мяса, 150 яиц, 150 литров молока. «Всё это с 25 соток земли», – вспоминал Батюшка. Дети вместе со взрослыми работали на колхозных полях; приходилось помогать и по дому, и на приусадебном участке.
Довоенное детство было голодным. По словам Батюшки, мать раз в год на Пасху одно яйцо даст – вот и всё. А в остальное время малыши только и мечтали о хлебе. Военные годы были еще суровее. Детей на поля отправляли колоски собирать. «Жизнь сельская была нищенская, крепостному праву было далеко до этой нищеты», – вспоминал Батюшка. Голодали и после войны, когда страна отстраивалась и возрождалась. Деревня кормила строителей городов. «У меня дедушка и бабушка с голоду умерли».
В годы Великой Отечественной войны Орловщина была оккупирована немцами. На Сретение Господне 1943 года 10-летний Алеша возвращался из деревни Крюковка, куда ходил проведать крестную, и уже на подходе к родной деревне Редькино его вдруг обогнала немецкая машина, резко затормозила, и из нее вывалился пьяный офицер. Этого вояку вырвало, дверь захлопнулась, и машина умчалась, а на снегу остался лежать планшет. Алексей поднял его и как только приблизился к деревне, внутренний голос настойчиво повелел: «Иди по рельсам!» Если бы он шел обычным путем, его могли обыскать на пункте СС (охранные отряды). Пробрался домой со стороны огородов, вблизи которых пролегала железная дорога. Из окна дома он наблюдал, как фашисты искали пропажу: специальной машиной по всей дороге утрамбовывали снег, потом его тщательно метр за метром скоблили.
Мальчик раскрыл планшетку, и из нее вывались две карты: одна подробная топографическая, другая – с нанесенными военными объектами, плюс еще рапорт-донесение, написанный по-немецки. Пленный красноармеец Андрей, которого немцы оставили ухаживать за лошадьми, находившимися в сарае Ноздриных, сообразил, что нашел мальчуган. Он тут же велел бросить планшет в печку, а бумаги спрятал за пазухой и исчез. У одного из немцев Андрею удалось стащить форму, и он стал пробираться к линии фронта. Так найденные Алешей карты и изъяснения стратегических планов оказались в руках маршала К.К. Рокоссовского, и тот дал экстренный приказ открыть огонь по отмеченным на картах укрепленным сооружениям врага. В его распоряжении уже были 3 наводки от разведчиков и от пленных немецких саперов, но подоспевшие карты оказались решающим аргументом.
Отец, Афанасий Иванович Ноздрин, ушел воевать с первых же дней войны. Он скончался в 1942 году в госпитале во Владикавказе после боевого ранения. (Уже в наши дни батюшка Илий установил на месте его захоронения поклонный крест). Вдова осталась одна поднимать четверых детей. Отправились как-то братья Иван и Алексей в Брянск на заработки, работали за хлеб. А на обратном пути, на вокзале в Орле братьев обокрали – это была для семьи настоящая беда. Стал Алеша молиться у Казанского образа Божией Матери, что был у них в красном углу. Потом вышел из дома, плача пошел по железнодорожному полотну. Вдруг видит: чистый рушник, а на нем каравай белого, душистого, горячего хлеба!
После окончания школы в 1949 году Алексей служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаялся, считая этот поступок грехом перед Богом, и сжег свой комсомольский билет. С 1955 по 1958 год учился в машиностроительном? Механическом? техникуме в Серпухове, по окончании которого по распределению был направлен в город Камышин Волгоградской области на хлопчатобумажный комбинат. Здесь он посещал единственную в городе действующую церковь в честь свт. Николая; здесь же он обрел первого духовного наставника – протоиерея Иоанна Букоткина, фронтовика, кавалера ордена Славы 111 степени, воевавшего на 3-м Белорусском фронте и в Восточной Пруссии. «Я непрестанно молился всю войну, – говорил отец Иоанн. – У меня на груди был крест». Настоятелем их Никольского храма был отсидевший в сталинских лагерях протоиерей Иоанн Потапов.
В то тяжелое богоборческое время протоиерей-фронтовик Иоанн Букоткин благословил Алешу Ноздрина поступать в Саратовскую духовную семинарию, а после ее закрытия во время хрущевских гонений в 1961 году продолжить обучение в Ленинградской духовной семинарии, а потом и в Духовной академии. В Академии он познакомился с будущим Патриархом Кириллом, который вспоминал: «Я поступил в семинарию, а он в том году кончал академию. И мы его все любили. Он был еще мирянином, просто Алешей Ноздриным, но отличался удивительным характером и замечательным стилем отношений с людьми».
13 марта 1966 года митрополит Никодим (Ротов) совершил постриг Алексея Ноздрина в монашество с именем Илиан (что значит «солнечный») в честь одного из 40 Севастийских мучеников. Этот же Преосвященный последовательно рукоположил его в иеродиакона и вскоре в иеромонаха. Началось его недолгое духовное служение на приходах Санкт-Петербургской митрополии. В 1966 году иеромонах Илиан поступил в единственную в стране не закрывавшуюся Псково-Печерскую обитель, куда после войны вернулись оказавшиеся после революции в Финляндии валаамские старцы и куда спустя год после его поступления пришел отец Иоанн (Крестьянкин). В течение десятилетнего общения с этими подвижниками (1966-1976) закалялся дух современного наследника старцев.
Под влиянием чтения книги о Силуане Афонском иеромонах Илиан решил поступить в русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Это была следующая ступень духовного возрастания – 13 лет подвижничества на святой горе Афон (1976 – 1989). «Нас было человек 10, – вспоминает Батюшка. – Работы у нас было невпроворот. Всё было уже обветшавшее. После революции из советской России на Афон никого не пускали, да и греки чинили препятствия: упадок обители означал передачу русского монастыря им. Подвизались вместе с братией из Закарпатья. Сначала надо было всё восстанавливать. Восстанавливали храмы. Крышу сами у соборов перекрывали, а то она уже совсем могла рухнуть. Я в последнее время в канцелярии послушание нес: отвечал за бумаги по паломникам, в игуменском служил, по братии. Исполнял обязанности духовника братии». Нес послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Вместе с другими насельниками иеромонах Илиан сумел сохранить монашескую жизнь в Свято-Пантелеимоновой обители и предотвратить закрытие монастыря.
В связи с перестройкой в России начала возрождаться церковная жизнь. Потребовались священники во вновь открытые храмы и монахи в восстанавливающиеся обители. В 1989 году архимандрит Евлогий (Смирнов) пригласил иеромонаха Илиана в Свято-Введенскую Оптину пустынь быть духовником братии. Здесь Батюшка принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился этот древний монастырь. Известен случай, когда отец Илий своей молитвой вернул к жизни привезенного из Чечни тяжелораненого и уже умиравшего офицера-разведчика, который пять месяцев провел без сознания в разных госпиталях. Говорят, этот случай широко обсуждался во врачебных кругах, но научного объяснения не нашел. Рассказывают и об иных случаях исцелений по молитвам старца Илии.
До своего переезда в подмосковный поселок Переделкино старец жил в Клыково. Здесь москвичка М.Н. Антонова по благословению Батюшки отдала выстроенный ею особняк под дом для престарелых и инвалидов. Отец Илий принимал самое непосредственное участие в создании Клыковской богадельни.
После Поместного собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по Духовной академии, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и переехал в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. На Пасху 4 апреля 2010 года в кафедральном соборе Христа Спасителя в Москве Патриархом Кириллом он был возведен в сан схиархимандрита. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 1 ст. и орденом прп. Серафима Саровского 1 степени.
Многие называют его сегодняшним оптинским старцем, но сам отец Илий отшучивается: «Я просто старик». Старец принимает прихожан в храмовой усадьбе. В приемную к Батюшке может придти любой желающий.
Старец Илий обладает даром прозорливости. Приведем пример этого дара. 24 декабря 2016 года генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский, начальник военной полиции Министерства обороны РФ, был назначен старшим борта ТУ-154 – летел в Сирию на выполнение ответственной боевой задачи. По пути в аэропорт завернул в Переделкино, чтобы получить благословение схиархимандрита Илия. Сели пить чай, началась теплая задушевная беседа. Генерал поглядывает на часы и нервничает: пора лететь на выполнение задания, а Батюшка его всё не отпускает…
– Он меня вымолил! – признается Владимир Сергеевич. Прибыл в аэропорт, а там еще, оказывается, предыдущий самолет, который должен был вылететь в 15.00, до сих пор стоит на взлетной полосе…Пока я был у батюшки Илии как раз все и поменялось. Мне приказали вылетать этим первым бортом. Но борт был так загружен медикаментами для сирийских детей, что я снял с него еще 18 человек из Ансамбля А.В. Александрова. Вызываю их срочно в аэропорт, и мы вылетаем на такой же «Тушке», точно так же проходим дозаправку в Сочи… А их жены летят вечерним самолетом, который упал в море…»
Рассказывает шофер из Оптиной пустыни Сергей:
«Ну, вот жениться я собрался несколько лет назад. Невеста моя объявила, что хочет учиться поступать. Поедет, дескать, документы отвозить. Деньги заплатить нужно. Ну, я с деньгами помог ей. Проводил. Жду. А я только еще начинал у батюшки на стройке работать. Нужно было песок ехать нагружать. И подобрались мы так, что все ребята здоровые, рослые, а я самый молодой, меньше всех ростом и худее. И вот благословляет отец Илий, чтобы меня отправили песок этот грузить. Я еще в душе возроптал: ну, думаю, нашел Батюшка, кого выбрать! Но поехал, конечно. И вот еду – и вижу девушку свою с другим. Было у нас объяснение, после чего мы расстались. О чем я сейчас нисколько не жалею».
Этот очень худой, согбенный старец маленького роста, длинная седая борода, с ясными и умными глазами обладает духовной силой, мудростью и кротостью. Мало ест и мало спит, много молится. Он духовно помогает людям разобраться в их сложной жизненной ситуации. Те, кому довелось беседовать с ним, называют его «чудным старцем», «сокровищем России», «знаменитым старцем», старец-молитвенник, богатырь духа, «наиболее известным и авторитетным духовником нашего времени». Он широко известен в церковной среде. Много ездит по России и миру. Многие годы принимает огромное количество людей. Приведем некоторые мудрые высказывания старца Илии в многочисленных интервью:
«Суть жизни – приобрести вечность».
«Закон от Бога для всех един».
«Для чего страдал Христос? Чтобы человеку побеждать не только свои немощи, свои страсти, но и побеждать дьявола…Искупление в том, чтобы человека избавить от греха, проклятия и смерти… Рай тогда может быть, когда у человека душа в радости, в благодатном состоянии».
«Господь через Свои страдания дал миру Крест! Крест, который побеждает дьявольскую силу».
«Дьявол проявляет себя чуть ли не каждый день, постоянно производит в людях злобу. И, конечно, все войны, все ссоры, все неприятности и беды в мире происходят не без участия тёмных сил и дьявола».
«Ад – это быть во власти дьявола».
«Женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы. Поэтому и в храмах женщин больше. Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщинам».
А вот его высказывания по «мирской» тематике:
«Революция – огромное несчастье для России…Сколько Россия потеряла через эти события и сколько людей – 70 миллионов человек утратила… Это был мировой заговор против России…Я не уверен, что сам Царь отрекся».
Старец Илий высказывался против абортов, считая их следствием разрушения семейных устоев и потери нравственности.
Он советует СМИ остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ – мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние – один из самых страшных грехов, который отделяет человека от Бога.
Источник ruskline.ru