Новый гость в чьем-то доме, или Священник в телевизоре

390

Об особенностях теле-проповеди …

Если прочитать Евангелие с точки зрения специалиста масс-медиа (а почему бы и нет?), изучив форму проповеди Самого Иисуса Христа, мы увидим, что Он чётко учитывал, кто стоит перед Ним и слушает Его слово. Саддукеям и фарисеям Он говорил одно (мог жестко обличить – «порождения ехиднины»), простым рыбакам – другое, и только Нагорную проповедь, то есть новое учение, Он произнес перед большим скоплением народа, где смотрели на Него и слушали Его самые разные люди…Горячая дискуссия вокруг выступления на телеэкране одного известного проповедника, которое в Интернете было названо «жестким видео», заставила меня взяться за перо. Сразу оговорюсь: в этой дискуссии я не буду участвовать. Итак общество разделилось, зачем подливать масло в огонь? Хочу поговорить о новом жанре нашего масс-медиа – теле-проповеди, при этом никак не вторгаясь в епархию самих священников – в то, что называется пастырским словом. Но в данном случае есть приставка – «теле». А вот это уже область моей профессиональной жизни. Хочу посмотреть на это явление с точки зрения телеведущей и тележурналиста с большим стажем работы на разных каналах, в том числе федеральных. На моих глазах рождалось телевизионное православное вещание, в этом процессе мне посчастливилось принимать активное участие. Мне не всё равно, чем наполнен православный эфир. И мне бы еще очень хотелось искренне помочь тем пастырям, кто только начинаtт свой путь в телевизионном просторе и делает это с единственной целью – нести весть о Евангелии, о Христе.

Речь пойдет о жанре публичного телевизионного выступления на огромную аудиторию, о теле-проповеди. Телеканалы «СПАС» и «Союз», а также «Царьград» – существуют и вещают именно на такую, широкую аудиторию. Еще недавно этих каналов не было в нашей стране. Существуют они без бюджетной поддержки страны, очень непросто. Но, видимо, их Господь хранит-оберегает от закрытия. Не только для вещания на церковных людей, им и так хорошо, они в ограде Церкви. Этот эфир очень ценен для проповеди на те восемьдесят процентов населения, которые пишут в анкетах, что они православные, но на деле – язычники, безбожники, – спроси их что-то о родной вере, ничего не знают. В школе потому что не учили, в семье – тоже. Нажимая кнопку православного телеканала, они хотят больше узнать о Православии. И впервые с образами Православия они сталкиваются именно через телеэкран. Многие из зрителей также впервые сталкиваются с новым сословием постсоветской России, каким стало православное духовенство. Происходит это знакомство с ним через тот же телевизор. Они смотрят, как священник выглядит, как и что он говорит… По-своему, уникальная ситуация! Была ли такая еще в истории христианства? Телеканал «СПАС», например, входит в 11 основных федеральных каналов страны – это значит, вещает на миллионы! Скоро он перейдет на новый формат и войдет в двадцать главных цифровых каналов России. Телевизор дает огромную возможность для проповеди – на сотни тысяч, миллионы людей одновременно, но и требует огромной ответственности от тех, кто появляется в кадре.

Думаю, что большинство из проповедников, присев в кресло в телевизионной студии, хорошо понимают, что сейчас он, батюшка, не просто на амвоне своего прихода, что сейчас там, за кадром, его будут слушать и смотреть совсем другие люди. И в связи со сменой аудитории вопрос «Как слово наше отзовется?» – приобретает особую актуальность. Еще много чего надо для работы в студии. Перечислю внешние «пустяковины»: манера речи, внутренний настрой, аккуратность в одежде, умение держаться в кадре, выражение лица и приятная внешность – да, да, даже батюшкам накладывают грим и пудрят нос в телевизионной гримёрке, расчёсывают и укладывают волосы… Говорю пока только о внешнем. Вроде всё это не главное в теле-проповеди. Но всё это – тот самый телевизионный образ, в данном случае должный стать образом Православия, который и несет священник в телевизоре.

Это относится и к телеведущим православного эфира. Многих ведь смутит, если телеведущая будет работать в студии, выставив на всеобщее обозрение свои наколки на теле. А ведь и такое было недавно: в лучшее эфирное время вела православную программу одна популярная ведущая, приглашенная с федерального канала на православный. Ее руки были расписаны наколками от кисти до самых плеч. Я понимаю, что у нас у всех разная жизнь и разный путь к вере, но я не понимаю, почему нельзя, выходя в православный эфир, одеть блузу с длинным рукавом. Я не понимаю, почему никто из профессионалов не объяснил, зачем и почему нужно сделать это. Если это была попытка привлечь к экрану молодежь – через такой образ Православия, то попытка, на мой взгляд, очень неудачная. Слава Богу, эта телеведущая не сразу, но была заменена.

Камера не любит лжи. Всегда видно: искренен ли человек или нет. Всегда видно – бегают его глаза или смотрят спокойно и прямо. Всегда видно – завелся он искусственно, как актер, вошел в раж на пустом месте, отвечая на вопрос в студии, или действительно воспылал праведным гневом на свершающееся беззаконие. Самое главное – подготовленность к обсуждаемой теме (от батюшки хотят услышать прежде всего его знания о Православии, узнать его взгляд на разные вопросы и житейские ситуации с точки зрения веры) и искренность. Зритель всегда простит ошибку и даже косноязычие, всегда простит природную манерность или скованность, волнение, всегда примет шутку и остроту, если видит, что человек компетентен и говорит от сердца – с уважением и любовью к тому, кто сейчас его смотрит. Он, батюшка, в студии – НОВЫЙ ГОСТЬ В ЧЬЕМ-ТО ДОМЕ. Новый, понимаете?! Может ли новый гость с порога начать хамить, кричать, обвинять, обличать, оскорблять, ругаться? Вряд ли… Такого ведь сразу за порог…

Вспоминаю наши первые практические опыты в учебной студии факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, которые следовали за теорией журналистики (есть такой предмет!). Наши преподаватели по профессиональному мастерству, когда мы садились перед учебными камерами, нам так и говорили: вы новый гость в доме, иногда совсем непрошенный. И вас в этом доме должны оставить, не выгнать. Может, многие не знают: 70 процентов информации по телевидению зритель воспринимает через зрение. И только 30 процентов – через слух. Поэтому так важен зрительный образ, видеокадр.

Программа «ВРЕМЯ» в 90-е. С диктором Анной Шатиловой я, тогда спецкор главной дирекции информационных программ, между съемками занималась техникой речи. Она много лет вела главный вечерний выпуск программы «ВРЕМЯ». Тогда еще думали о самочувствии аудитории, его моральном здоровье, и у нас даже было правило: какие бы плохие новости ни показали, нужно закончить выпуск красивым, приятным, легким сюжетом, – в конце он снимет возникшее напряжение у зрителя. Программа «ВРЕМЯ» научила отвечать не просто за каждое слово, написанное и сказанное тобой, она научила отвечать даже за интонацию, с которой произносишь свой текст. И всё потому, что ты – новый гость в чьем-то доме. Был и свой дресс-код при появлении в кадре. Здесь, кроме содержания, нужно было подумать о внешнем виде. Отсюда у нас, телевизионщиков, такое тщательное отношение к внешности. Посмотрите на ту же Анну Шатилову, как она выглядит даже сегодня: ей немало лет, но она сохраняет активность. Она всегда строга, сдержанна в одежде, и всегда на ней будет одета ослепительная белая блуза. Это ее эфирный образ, который стал уже и частью ее жизни, ее ежедневного имиджа. Потому что она всегда помнила, когда садилась перед камерой: по одежке встречают, особенно гостя. А она должна стать гостем желанным.

Тогда, в девяностые, за поведение и лексику, что позволяется сегодня в «жестком видео» (просто отдельный жанр какой-то возник! – жаль, что уже в православном контексте), увольняли с работы сразу. Если вы уже впустили нового человека в дом, вы ведь меньше всего ожидаете от него резких эмоций, хамства, фамильярности. Поэтому вывод: по ту сторону экрана большинство просто не поймет, если вы, как телеведущий, выберете эту манеру. Вы можете её всё же выбрать, к тому же сейчас все правила профессиональной работы в эфире, увы!, разрушены – но знайте, рано или поздно у вас возникнет непонимание с аудиторией. Это первое, что оттолкнет. Нужно хоть немного знать и понимать законы эфира и законы восприятия аудитории, её возможной реакции. Обратная связь называется. Этому учат и учатся.

Тогда же, в девяностые – где-то с 94-го года начиная, впервые была разрешена православная тема на телевидении. С корреспондентом Андреем Стуруа (он много снимал службы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, я же писала о главных датах православного календаря) мы вместе бились над тем, как сделать сюжеты о праздниках, репортажи со службы в храме доступными по содержанию и привлекательными по форме. О сложных понятиях веры приходилось говорить ясным, простым языком. Да еще уложить всё в минуту информации. Отдельно приходилось работать с монтажёрами. Только после этого в кадре появлялись красивые, молодые одухотворенные лица, снятые на службах (заменяла те кадры, где сняты одни древние старушки – у монтажёров работал шаблон: в храм ходят только бабушки!), звучало самое яркое место отснятой проповеди. Иногда поправить несколько планов – и сюжет было не узнать. Из серого и скучного, он превращался в разговор о духовной жизни страны. Это тоже была забота об образе Православия, а также – об аудитории, мы уважали и понимали её.

Радостно, что православные каналы сделали популярными на всю страну многих московских талантливых проповедников. Но бывает и так: вот слушаю по ТВ иного батюшку и вижу профессиональным своим зрением, что в увлечении новой профессией телеведущего он сам, не зная того, совершает одну ошибку: вещание на ТВ для него – это то же самое, что вещание на своём приходе, на трапезе перед своими чадами. Там, где мысль любимого пастыря с полуслова поймут и эмоцию подхватят, там, где после многих лет духовного общения готовы от батюшки выслушать о себе горькую правду – даже в самых смачных выражениях! Это большая ошибка, о ней просто многие не знают, не подозревают – потому что никто из профессионалов им об этом не сказал. Это – нарушение профессионального закона, которое обязательно приведет к конфликту аудитории и ведущего телеэфира. Называется: перепутать жанры и не учесть запросы аудитории. Иными словами: форма, стиль общения с конкретным духовным чадом, чадами или со своими прихожанами (эти люди уже в Церкви) – это одно, а жанр публичного выступления в масс-медиа, телевизионной проповеди через ТВ, где у экрана собрана самая разная аудитория! – это совсем другое. И если уже после эфира проповеднику приходится всем объяснять, что я хотел сказать всего лишь то-то и то-то, а вы все не так подумали и не так поняли меня – это и сеть признак совершенной ошибки. Уверена, связана она просто с незнанием правил другой профессии, которая заключена в приставке «теле» в обсуждаем деле «теле-проповеди».

О торжествующем Православии в нашей стране говорить пока ведь рано. Мы вышли духовно дикие из эпохи столетнего атеизма. Мы – духовные неандертальцы, в нашем обществе таких большинство. И вот именно эти люди в большинстве своём и смотрят телевизор, пытаясь что-то понять о вере предков. Конечно, есть и верующие, «белые платочки», но статистику, что в нашей стране всего 3 процента воцерковлённых людей, пока еще никто не отменял. И об этом тоже хорошо бы не забывать, вступая на поле масс-медиа для исполнения высоких задач.

Мне самой, как мирянке нашей Церкви, хорошо известно, что такое общение с духовником. Как жестко он может сказать всю правду о тебе самой, обличить. Но это отношения двух людей на почве веры, добровольная духовная работа, совершающаяся трудно, постепенно, в тайне преобразующая тебя. Самое опасное (это уже на мой профессиональный взгляд), что «жёсткое видео», которое внесло смущение и вызвало споры, мне прислали, как пример обличительной проповеди. И таких видео становится всё больше. Это и есть власть телевидения: раз по телевизору показали – значит такая манера допустима для всех. Считается, что такая манера проповедника призвана встряхнуть общество, разбудить его. Может так? Давайте подумаем вместе… А я вот в связи с «жестким видео» подумала про реакцию идущих к Богу людей. И ещё про то, как можно голодному из блокадного Ленинграда ставить в вину: а чего это ты такой худой, больной и шелудивый? Тысячам голодных! Скольких оттолкнет такое «жёсткое видео», прошедшее в эфире на миллионы, от веры, Церкви, первой исповеди? Что может быть страшнее для проповедника Христова, чем такое? 100 лет мы жили в царстве хамовом, так зачем его втаскивать на православное информационное поле, которое учит поведению миллионы людей?

Верно сказал иеромонах Роман при обсуждении этой темы в соцсетях: «Слушают священника по телевидению и глубоко верующие, и мало верующие, и даже враги Церкви. И повода им давать к хулению Церкви не следует. На приходе воспитывай так, как тебе совесть подсказывает. На телевидении всех люби великой любовью, и даже не укоряй». Всегда, всегда нужно помнить, что вы – новый гость в чьём-то доме! Это базовая правило для телевизионного человека.

Если прочитать Евангелие с точки зрения специалиста масс-медиа (а почему нет?), изучить форму проповеди Самого Иисуса Христа – мы увидим, что Он четко учитывал, кто стоит перед Ним и слушает Его слово. Саддукеям и фарисеям Он говорил одно (мог жестко обличить – «порождения ехиднины»), простым рыбакам – другое, а вот Нагорную проповедь Он произнёс перед большим скоплением народа, где смотрели на Него и слушали Его разные люди. И здесь Он просто учил. Учил новым духовным заповедям, которые призваны были преобразить жизнь собравшихся людей. Он не обличал, Он ничего не обещал, Он излагал новые правила духовной жизни («информация в чистом виде!» – как сказали бы работники информации). Он давал знание, сеял семя. Ещё и накормил всех после этого, то есть проявил милосердие и любовь к слушавшей Его «аудитории». Нагорная проповедь и весь евангельский этот сюжет – это и есть, на мой взгляд, идеальный пример для теле-проповедников 21-го века, который вышли сеятелями слова Божия на поле масс-медиа.

Хорошо, что сейчас в Духовных академиях ввели факультатив: православные СМИ, общение с прессой. Это хороший знак, потому что многому надо научиться, прежде чем сесть в кадр или начать проповедовать через прессу и ТВ. Это, как минимум, очень ответственно. Мне приходилось встречать священников, которые так и говорят: мы не выступаем по радио и телевидению. При этом они прекрасные проповедники и духовники у себя в храме. А просто потому, что они понимают всю ответственность своего выступления на экране или просто чувствуют, что это совсем иная форма проповеди, к которой надо быть особо готовым.

Хочу добавить: большой ценой досталось существование православных каналов! Большой ценой досталась возможность проповедовать с ТВ-экранов священникам на большую массу людей! Эфир существует, потому что он нужен людям! И чтобы их приводить, а не уводить. Давайте со всех сторон ответственно и бережливо относиться к таким возможностям! Надолго ли они?

Надеюсь, эти мои профессиональные знания, наблюдения и опыт хоть немного помогут кому-то в работе на православном телевизионном поле, зададут нужный вектор – в той области, что относится к приставке «теле» в понятии теле-проповедь. И я уверена, что жизнь в России изменится, когда большая часть моих соотечественников полюбит и примет свою веру. Представляете, в руках теле-проповедника не только спасение отдельного человека, но и судьба страны – не больше, не меньше! С большим уважением и любовью к нашим пастырям и их трудам…

Елена Козенкова, автор и ведущая программы «ВЕРУЮ. Из жизни знаменитых современников» (телеканал «Союз»), автор многих документальных фильмов, лауреат и победитель кинофестивалей «Радонеж» и «Лучезарный ангел», в прошлом – специальный корреспондент программы «Время» и других программ федеральных каналов, автор курса и преподаватель в школе-студии «Останкино» «Авторское телевидение», основатель интернет-ТВ «Верую» 

Источник ruskline.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: