Как правильно подготовиться к Великому посту: 4 урока

186

На что следует обратить внимание при подготовке к Великому посту, советует епископ Иов (Смакоуз).

Время Великого поста – это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю. Это сложный путь к встрече с Воскресшим Христом – Солнцем Правды. Это время усиленной духовной брани с невидимым «египетским фараоном», который не хочет нас просто так отпустить на свободу. Без подготовки достичь благих плодов в посте очень сложно. Поэтому наша Святая Церковь установила перед Великим постом подготовительные для нашей души воскресенья и недели. В этот период подготовки к предстоящим подвигам мы должны правильно настроить нашу душу, проложить на духовной карте спасительный «маршрут» нашего покаянного пути. Лучше всего для нас это сделать следуя тем важным урокам, которые в этот период на богослужениях предлагает Церковь на основании чтений из Библии и особых песнопений.

1-й урок покаяния: молитва, смирение и неосуждение

Подготовка к посту и покаянию начинается с молитвенного вопля великой грешницы Марии Египетской, которая не смогла войти в Иерусалимский храм, пока не осознала, кто она, и не обратилась за помощью к Богородице через Ее икону, пока не пообещала изменить свою греховную жизнь. Покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» сопровождает нас не только во все подготовительные воскресенья. Оно звучит до 5-го воскресенья Великого поста. И Бог открывает нам «дверь» покаяния, помогает войти ею в счастливое время воздержания и нового «рождения».

Первое воскресенье дано нам для того, чтобы внимательный христианин сам себя заставил задуматься над тем, почему он не должен молиться как фарисей, почему гордость уменьшает ценность наших подвигов, осуждение слабых лишает нас Божьей благодати, а смирение дает старт духовной жизни в период поста. Мытарь не видел никого, кроме себя, осознавал свои грехи, осуждал только себя и, как осужденный, нуждался в Спасителе и просил милости для себя. Вывод, который мы должны сделать, следующий: всякий возвышающий себя, т. е. ставящий себя на место Бога, чтобы судить других, унижен будет (точнее, он сам себя удаляет от Бога), а унижающий себя, смиряющий возвысится и приблизится к Богу! Добрые дела надо делать так, чтобы не нас хвалили, а благодарили Бога!

2-й урок: целомудрие и послушание

Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию – к покаянию не словами, а делами, всей жизнью. Христос показывает нам, к чему приводят непослушание и оставление «Отчего дома» – Святой Церкви: младший сын своей греховной жизнью сам попал в капкан позорного рабства и жизни со свиньями. Господь одновременно предупреждает нас, почему мы не должны ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с изумлением смотрит на то, как младший брат смиренно, с покаянием возвращается к своему отцу, а тот его радостно встречает с распростертыми объятиями.

136-й псалом (поется на вечернем богослужении в это воскресенье и два следующих) говорит о том, что земная жизнь после грехопадения – плен, с которым многие свыклись. Мы – граждане Неба. Для получения свободы нам следует решительно разбивать о камень веры «младенцев» греховных помыслов. Это сделать легко в самом начале появления греховных мыслей, когда они еще не выросли и не повязали нас, подобно тем отступникам, которые за грехи духовного блуда с ложными и чужими богами были уведены в далекий плен.

Апостольское Послание (1 Кор. 6:12–20), содержащее богословие тела, воздержания и служения Богу, говорит о драгоценности для Творца каждого человека. Не все, что нам позволительно, полезно. Воздержание от излишеств, в том числе и в пище, помогает нам «придти в себя», стать настоящим человеком, быть в единстве с Богом. Тело христианина с момента Крещения является храмом Духа Святого, частью Тела Христова. И задача христианина – прославлять Бога телом и душою, которые являются Божьими. Апостол Павел предупреждает, что блудник сам себе враг и разрушает свое тело, портит себе жизнь!

3-й урок: доброделание и любовь

Евангельское чтение третьего воскресенья – Недели о Страшном суде – говорит о том, как у Бога премудро сочетаются любовь и справедливость, как Христос будет судить, миловать и спасать. Небесный Судья будет осуждать, никого не осуждая, так как каждый человек пишет сам для себя тот закон, по которому будет осужден или оправдан. Этот судебный кодекс пишется всей нашей жизнью. Кто не оказывает милосердия и любви к другому человеку, тот отвергает Спасителя, не хочет Его милости к себе. Евангельские овцы есть образ смирения, покорности, а козлы – упрямства. Главное правило Суда Божьего: Бог помилует нас, если мы делаем добро. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди сказал, что Христос хочет, чтобы мы «стали руками и ногами Бога, делающими добро». Пост – солидарность с нищими и убогими, лишенными насущного хлеба. Это время любви и усиленного милосердия. Постараемся особенно в дни Великого поста жить и творить добро так, чтобы Страшный суд стал для нас благословенным, радостным и спасительным!

4-й урок: прощение и плач о грехах

В последнее воскресенье перед постом Церковь учит нас прощению. Это призыв не только признать себя виновным, осознать свою вину, не перекладывать ее на других людей и обстоятельства. Слово «прости» Христовой заповеди «если не будете прощать людям…» (Мф. 6:15) значит: сделать снова отношения с Богом и ближними «простыми», т. е. прямыми, ровными, такими, какими они были с самого начала в раю. Адам не осознал себя виновным в грехе перед Богом и не попросил у Него прощения, не простил Еву, но на нее и на Самого Бога попытался взвалить, переложить свою вину, ведь это Он дал ему такую жену. Ева же в свою очередь указала на змия. И вот за то, что они, как маленькие дети, обвиняли друг друга, обстоятельства и даже Самого Бога, за то, что не каялись, не попросили у Бога прощения, стали прятаться от Него и убегать, скрываться от Всевидящего, они оказались за вратами рая. Бог отправил Адама за врата рая, чтобы он увидел ту пагубу, к которой приводит греховное непослушание, и научился покаянию, воздержанию, посту для ограждения души от грехов и соблазнов; чтобы научился оплакивать грехи, т. к. слезы, как вода, омывают душу от греховной грязи. Другими словами, изгнание из рая было и с педагогической целью, в чем-то похоже на то, как ребенка из родительского дома отправляют в школу.

Пусть Христос поможет всем нам достойно подготовиться к Великому посту, чтобы очиститься покаянием, омыться слезами раскаяния, победить диавола – главного врага нашего спасения, освободиться от страстей, вновь родиться духовно в Таинстве Исповеди, напитаться Манной Небесной в Таинстве Евхаристии и с радостью достичь духовной новой Земли Обетованной – блаженного бессмертия и духовного ликования в светлый праздник новозаветней Пасхи!

Записала Наталья Горошкова

Источник pravlife.org

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: