Максим Шевченко против отца Дмитрия Смирнова: Должна ли церковь быть бедной?



Еще в Средневековье люди ломали копья в спорах о сокровищах епископов и священников. Не проходили мимо этой темы Пушкин и Лесков. Да и сегодня скандалы с выставленной напоказ роскошной жизнью какого-нибудь батюшки взрывают прессу и интернет.

Почему Христос был беден, а церковь – нет? Об этом в студии Радио «КП» (97,2 FM) поспорили политолог и журналист Максим Шевченко и протоиерей Димитрий Смирнов.

«НАРОД НАШ ЗАВИСТЛИВ»

«КП»: – Батюшка, на какой машине вы к нам приехали?

 Отец Димитрий: – Я? На «Майбахе» (смеется). Такой горчичный… Почему людей так волнует богатство церкви? Наш народ советский завистлив. Там «грабь награбленное», все время обсасываются чужие деньги, у кого какая зарплата. Это и был пафос революции, которую народ не изжил. Посмотрите на храмы Московского Кремля – золотые купола, древнейшие иконы, которым вообще цены нет. А это чье? Все принадлежит государству. Там проходит от силы 10 служб в год. Остальное время – проходной двор. Возьмем мой приход. Мы его с прихожанами 30 лет восстанавливали из руин. Но и это нам не принадлежит. Вот я напьюсь, меня выгонят, и будет служить другой священник. Поэтому – как церковь богата?

Шевченко: – Вопрос о богатстве церкви абсурдный. Смысл христианства – спасение и уподобление Христу. Он богатым не был. Христос мог отдать все свои деньги нуждающимся. Апостолы были бедняками, только некоторые из богатых семей.

Отец Димитрий: – Христу принадлежит вся Вселенная.

Шевченко: – Ну это все-таки метафизический аспект. Но Христос точно не был накопителем сокровищ. Он сказал, что скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый войдет в царствие небесное. В истории русской церкви было много нестяжателей. Они говорили, что монах должен уходить в пустыню, молиться – «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но были и те, которые говорили, что большие монастыри, владеющие крестьянами, окормляют русскую землю.

«РОСКОШНЫЕ МАШИНЫ – ПОДАРОК БИЗНЕСМЕНА»

Слушатель Антон, Тверь: – У нас в селе батюшка ездит на внедорожнике с номерами 777.

Отец Димитрий: – Это точно подарок. Если у кого красивые номера – это наверняка какой-то бизнесмен решил поменять машину и батюшке отдал – со своими номерами. Обычно это молодые священники, им хочется почувствовать себя на хорошем мустанге. Но не надо сеять соблазн. И священник, который оказался в такой ситуации, он согрешает перед Богом.

Шевченко: – Здесь должна быть церковно-монашеская дисциплина. Когда монах ездит за рулем на машине ценой в миллионы рублей, это просто должно породить нового Сергия Радонежского, который придет и скажет ему: пошел вон отсюда!

Отец Димитрий: – Для этого есть архиерей, который должен разбираться с такими случаями.

Слушатель Алексей, Краснодар: – У нас есть храм, на котором раньше висел баннер: «Уважаемые прихожане, не забывайте жертвовать на нужды церкви». Я крестил своего сына и объездил 8 церквей нашего района, где мне говорили: у нас такса от 3 тысяч рублей плюс вы должны купить то-то и то-то…

Отец Димитрий: – Вы, наверное, на бензин больше потратили, объезжая храмы. Позвоните мне, я оплачу билет до Москвы, крещу бесплатно и еще дам на обратную дорогу. Я не знаю ни одного священника, к которому бы пришел бедняк и ему бы отказали покреститься бесплатно.

Шевченко: – Даже Святейший Патриарх Алексий упоминал, что брать деньги за крещение безнравственно.

 Отец Димитрий: – Что значит – безнравственно? Таксу в церкви ввели не мы, а большевики.

Шевченко: – Да большевиков давно нет. За таинство брать деньги просто нельзя. Не должно быть прейскуранта.

Отец Димитрий: – Что значит – брать деньги? Вот человек хочет жениться – заказывает себе свадебный кортеж. Но он же не жену покупает и не будущую жизнь с ней. Он покупает красивый антураж. Торжество. Так и тут – продается все, что вокруг, – ладан, свечи, работа хора. А не само таинство.

«НУЖЕН ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ ПЕРЕД НАРОДОМ»

Шевченко: – В Америке в православных приходах священника нанимает община. Эта же община владеет имуществом и землей. У нас же вся недвижимость принадлежит Патриархии. Почему так?

Отец Димитрий: – Любая община может сдуреть и захотеть перейти в другую религию. Например, захотят стать иеговистами. Епископ так сделать не сможет, для него существует церковный суд.

Шевченко: – Пусть тогда епископ, который распоряжается имуществом и финансами, отчитывается перед общиной.

Отец Димитрий: – Этого нет, потому что у нас в церкви не либеральная интеллигенция всем правит.

Шевченко: – Какие либералы? Это апостольские и святоотеческие правила!

Отец Димитрий: – А мы отчитываемся ежегодно перед всей общиной, перед Святейшим Патриархом, перед благочинным.

Шевченко: – К вам лично никаких вообще вопросов нет. Церковь – это, кроме вас, еще 50 тысяч приходов по стране. В России есть общественные организации, которые занимаются коммерцией, и они публикуют отчеты финансовые. Почему нельзя обнародовать, как всякая публичная корпорация, отчет перед обществом?

Отец Димитрий: – А какое общество имеет отношение к церкви, когда оно совершенно безбожно?

Шевченко: – Святейший Патриарх Кирилл говорил, что у нас большая часть православных…

Отец Димитрий: – У нас 84% крещеных людей. Но в списке крещеных история знает и Гитлера, и Сталина, и Берию… Они в церковь что-то принесли?

Шевченко: – Сталин точно принес. Он восстановил церковь и патриаршество. Сталин сказал священнослужителю, когда тот пришел к нему на встречу в гражданке: «Меня боишься, а бога не боишься?»

Отец Димитрий: – Нет, Сталин просто в 1943 году, перед коренным переломом в войне, понял – у него остался еще один аргумент. И закрыл союз воинствующих безбожников. Вынужденно, а не из любви к Богу. Я родился при Сталине.

 «ПЛАТИТЬ НАЛОГИ НА ЗЕМЛЮ – ДЕНЕГ НЕТ»

«КП»: – А платит ли сегодня церковь налоги?

Отец Димитрий: – Мы платим налоги на зарплату, но не платим на землю. Во-первых, у церкви было земли примерно в десять раз больше, это все отобрано. Я плачу за свой домик в деревне.

Шевченко: – А почему вы не платите за ваш прекрасный храм и за землю в Петровском парке Москвы?

Отец Димитрий: – Потому что государство нас освободило от этого.

Шевченко: – Я считаю, что никто в современном обществе не может быть свободен, если он не несет каких-то специальных социальных нагрузок.

Отец Димитрий: – Мы восстановили за свои деньги храмы по всей России – кто нам заплатит?

Шевченко: – До 1917 года ни один храм не принадлежал церкви, он принадлежал государству.

Отец Димитрий: – Давайте начнем с Петра Первого, который грабил церковь нещадно.

Шевченко: – Какая разница? Вы славили государя-императора? И Петра славили, и Екатерину славили.

Отец Димитрий: – Значит, всем, кого славлю, меня можно грабить?

«ВСЕ СКАЗАНО В ЕВАНГЕЛИИ»

Шевченко: – Если Христос был бедный, почему остальные богатые? Как бы он отреагировал, когда увидел, что те, кто проповедует его имя, стоят в золотых одеждах, с портретами его матери.

Отец Димитрий: – А если бы они увидели, что Христос едет на слоне, усыпанном жемчугом? Это глупость и ваши фантазии. Христос все уже сказал в Евангелии.

Шевченко: – Нет, Христос бы этого слона отдал бедным. Мы это точно знаем из Евангелия.

Отец Димитрий: – Максим, ну вы же крещеный человек?

Шевченко: – Конечно. И я имею право рассуждать и думать о Христе…

Отец Димитрий: – Ну давайте тогда все деньги, которые вы храните в банке, завтра отдайте бедным. И я все, что у меня в банке, отдам бедным. Завтра. Ну ладно – половину. Вы половину и я половину.

Шевченко: – Я и так помогаю бедным, отдаю деньги. У меня есть дети, родственники. Я кормлю примерно неработающих 5 – 6 человек.

ВОПРОС – РЕБРОМ

А собирал ли деньги Христос?

– Церковь как корпорация стала существовать с 314 года, после нескольких указов римского императора Константина, – рассказал «КП» богослов протоиерей Андрей Рахновский. – Он сделал христианство не просто законной религией. Но и общинам вернули то имущество, которое у них отняли во времена языческих гонений. Но была ли у апостолов и Христа общая касса? Да, она называлась «ковчег». На что тратили деньги? Во-первых, их делили между общиной, чтобы все могли прокормиться. Во-вторых, раздавали нищим, сиротам и вдовам. В-третьих, была заложена апостольская традиция давать содержание священникам от общих денег. И сегодня настоятели храмов также распределяют деньги. Им приходят заявления от нуждающихся, которые просят дать денег на еду или оплатить лекарства. И всем нужно помогать. Главное, чтобы собственное содержание не переходило в роскошь.

ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКА

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Матф.6:19-21)

ИСТОЧНИК KP.RU  https://www.kp.ru/daily/26937.5/3988184/

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.