Певец русской природы



в культурном центре ФСБ России проходит выставка крупного русского пейзажиста Виктора Комиссарова

Разными путями приходят в искусство. По-разному Бог шлифует таланты тех, кто творит и учится, учится и творит. Например, Куинджи много раз поступал в Академию художеств, а так и не поступил. Но, не упав духом, он упорно учился у академических мастеров – он ходил в Академию вольнослушателем. И не остался дилетантом, а стал удивительным мастером пейзажа, открывшим в пейзажной живописи новые горизонты.

Для истории неважно, как человек пришел в искусство. Важно то, что он сделал в искусстве.

Виктора Комиссарова судьба с молодости направила туда, где об искусстве если и задумываются, то исключительно как об объекте охраны. Он стал служить в органах КГБ. Но призвание невозможно заглушить. Виктор Иванович не удовлетворился судьбой дилетанта, махающего на досуге кисточкой. Он не стал упускать время и в двадцать шесть лет поступил в Студию Военных Художников имени Митрофана Грекова, в мастерскую Марка Домащенко. Без отрыва от службы, – не забывает подчеркнуть художник. Что тут сказать?   Молодец! Не стал наступать на горло собственной песне, не зарыл Богом данный талант в землю.

Такие случаи в искусстве единичны. Так, известный художник XIX века Федотов из привилегированной тогда касты военных, много лет, разрываясь между службой и искусством, в конце концов целиком отдался живописи. Этот путь у него был труден. Думаю, нелегко дался он и Виктору Ивановичу. Комиссаров становится стойким солдатом искусства.

Виктор Иванович Комиссаров учился у Алексея Грицая и Михаила Абакумова, известных мастеров русского пейзажа. С Абакумовым он сблизился настолько, что учитель стал для Виктора Ивановича просто Мишей. Позже Виктор Иванович напишет: «Я счастлив тем, что был знаком с такими творцами в пейзажной живописи как Алексей Михайлович Грицай и Михаил Георгиевич Абакумов»/

Но это всё — общая канва творческой биографии. Главное — работая с мастерами, он сам стал превосходным мастером пейзажа.

Учёба не закончилась и поныне. Но теперь это уже другая учеба, которой занимаются признанные мастера всю жизнь. Учеба у природы — высшего учителя любого пейзажиста.

Виктор Иванович говорит: «Главным учителем стал живой мир русской природы во всех её дивных проявлениях». 

Да, это так. Но я всё-таки уточню, что навыки и творческая осторожность, унаследованная у крупнейших пейзажистов России, предохраняют его от ухода во вкусовщину. Которая, ох, как соблазнительна в наше время падения вкусов и расцвета попсы, когда дилетантизм и банальная графомания наступают во всех сферах культуры. От поэзии до живописи.

Восхищаясь в своих полотнах цветовым богатством природы, Комиссаров все время чувствует за спиной великих предшественников. «Своими университетами считаю Третьяковку и Русский музей в Санкт-Петербурге, где часами могу рассматривать труды И.Левитана, Ф.Васильева, А.Куинджи, С.Жуковского, К.Коровина и других мастеров живописи, изучая  их технику…» – пишет он.

Итак, природа, учителя, упорство в труде и, главное, талант сделали свое дело. Теперь перед нами – большой мастер, выпускающий свой первый альбом.

В этюдном пейзаже Комиссаров просто прекрасен. Его волшебная кисть способна легко передать золотистый трепет осени и бирюзовую игру весеннего цвета, как например, в «Весенних грёзах».

Кисть мастера легко и свободно летает по холсту, как бы сама собой останавливая летучее мгновение.  Кажущаяся легкость мазков – это и есть мастерство.

– Моя мастерская – это природа, – сказал как-то мне Виктор Иванович.

Смотришь на его картины и кажется – сама русская природа работает за мастера. И это действительно так. Потому что Комиссаров живет её жизнью. Он ощущает себя частью Божественного бытия. Только целиком отдаваясь стихии, можно создавать шедевры. Единение с Богом в природе – что может быть лучше для художника-пейзажиста.

Виктор Иванович пишет: «Симфония бытия! Симфония пейзажа! Симфония чувств красоты и очарования возникает в нас каждый раз от радости созерцания Творений Божьих и у каждого своя. Вот Вам «Лунная соната» Бетховена…»

Очарование природой. Виктор Иванович не только очарован, он сроднился с природой. Из письма Комиссарова: «…лиса, старая моя знакомая, неспешно перебегающая через полевую тропинку.» Через несколько строк: «Опять встречается моя старая знакомая лиса».

А я спрошу с многозначительной хитрецой коллеги:

– Виктор Иванович, а где портрет этой старой знакомой? Вы вместе с лисой радуетесь полноте Божественного бытия, но она-то не может вас запечатлеть в этой самой полноте, а вы — можете! 

Со временем в творчестве Виктора Комиссарова всё чаще и чаще видно стремление из мимолетного мгновения этюда прорваться к эпическому полотну. Комиссарову для этого вовсе не нужно переходить к огромным полотнам. Эпичность возникает сама собой. Вот небольшой этюд с рекой на закате. Казалось бы, никакого особенного сюжета: внизу полоска берега, река, полоска другого берега и возвышающееся над ними огромное небо с золотистой прорезью сквозь закатные облака. И все. Но маленький этюд в наших глазах разрастается до эпического полотна. Потому что перед нами уже подлинный мастер, маэстро кисти.

Иногда его работы заразительно радостны. Как юный щенок восторженно радуется полноте своего бытия в этом дивном мире, так и художник, переполняясь восторгом Божественного бытия, блестяще выплескивает свой восторг на холст и заражает зрителя своей радостью. Соединение отточенного мастерства с юной неизбывной радостью от участия в этом чудесном мире придает особую прелесть работам Виктора Ивановича.

В других картинах Виктор Иванович, как седой мудрец, застывает в безмолвии перед величием мира. Дополню эти наполненные величественным покоем картины цитатой из письма самого Виктора Ивановича: «Одиночество! Один с Отче. То есть один с Отцом–Творцом». 

Созданное художником Виктором Комиссаровым значительно, он потихоньку выбивается в плеяду крупных художников России.

Полный расцвет его таланта, мне представляется, ещё впереди. Только сейчас мастер вступает в ту пору, когда юношеский восторг перед чудом сменяется зрелой мудростью единения с чудом. Каким будет его полный вклад в живопись России? — этого не предскажет ни один искусствовед. Пути творцов неисповедимы. А сейчас на выставке его картин мы можем порадоваться тому, что уже создано Виктором Комиссаровым — певцом русской природы, русского чуда!

Источник: zavtra.ru

 

 

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.