Отличительный знак



выставка «История со знаком качества» в Музее Современной Истории России

«Советское — значит отличное!»

С плаката

Советского Союза и советской системы давным-давно не существует, а споры о качестве тогдашней продукции не утихают и поныне. Людям важно доказать себе и окружающим: был ли СССР великой державой? Только ли оружие и станки производила Страна Советов? А всё остальное — оно удобоваримо или отвратительно? Сказать начистоту — оно по-всякому. В далёком 1986 году мы приобрели кофемолку «Микма», на которой стоял знак качества. Она использовалась долго, часто и даже не по прямому назначению — в старших классах я постоянно делала в ней сахарную пудру, что для кофемолок считается фактором изнашивания. Потом, уже в 1990-х, «Микму» отвезли на дачу, продолжая эксплуатировать её стойкий механизм. Тем не менее она каким-то чудом отработала ровно тридцать лет и перестала функционировать совсем недавно, при том что импортные «аналоги» летели в мусорное ведро с огорчающей скоростью.

И таких кофемолок, мясорубок, электровафельниц и ёлочных гирлянд у каждого из нас — полон чердак на даче. Выбросить — жалко. Потому как — настоящая вещь.  Почему же те механизмы советского производства служили так верно? У производителя была ясная цель: дать человеку вещь для долговечного пользования, а не сварганить модный гаджет, «морально устаревающий» через пару сезонов.

Вместе с тем, это не повод утверждать, что все предметы made in USSR отвечали высокому стандарту — неслучайно был заманчив пресловутый «импорт», за которым гонялись и простаки, и высоколобая интеллигенция. Зубастый «Крокодил» из номера в номер транслировал нехитрую и надоевшую мысль: работаем средненько, плоховато. Выдаём брак. Раскрываю страничку наугад — хоть за 1937-й, хоть за 1985-й — и наблюдаю фигуру гада-бракодела. Череда рисунков, изображающих корявую-дырявую продукцию, несъедобную пищу, блёклую ткань и неиграющие музыкальные инструменты. Киножурнал «Фитиль» примерно на две трети был посвящён всё той же злободневной тематике: разваливающимся механизмам, отслаивающейся краске, кривым ручкам — в прямом и переносном смысле этого слова. Поэтому любой спор о советской продукции заранее обречён на бессмысленность и — бесконечность, ибо тут — фифти-фифти. У каждого найдутся аргументы за и против.

В Музее cовременной истории России сейчас проходит выставка «История со знаком качества», посвящённая системе контроля и поощрения отечественных производителей.

Человек во все времена старался отмечать высококлассную работу особенными клеймами. В России это — звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», советский Знак качества и его наследник — Роскачество. Идея выставки принадлежит именно Роскачествуроссийской системе мониторинга. «Каждую неделю Роскачество проводит независимые исследования в лучших лабораториях страны, главная цель которых — помочь потребителю в выборе самых качественных товаров», — констатируется в сопроводительном тексте.

Экспозиция состоит из двух разделов, и они, по сути, дублируют друг друга: «Товары — легенды» и «Борьба за качество». В 99 процентах случаев товар-легенда есть образчик высокого умения его создателей, поэтому вполне закономерно движение зрителя от стенда с тульскими самоварами, часами «Луч» и коробочками духов «Новая заря» к плакатам, призывающим работать «на отлично». Ещё одна интересная деталь — многие из этих предметов имеют богатую дореволюционную летопись. Например, «Новая заря» с её хрестоматийной «Красной Москвой» — это фабрика семейства Брокар. Французский парфюмер, обосновавшийся в России, построил настоящую «империю духов и мыла» в Москве. Считается, что «крёстной феей» для Брокаров стала императрица Мария Александровна — для неё парфюмер сделал букет надушенных восковых цветов. Пройдут годы, «Товарищество “Брокар и К◦”» будет удостоено высочайшего звания —  «Поставщик Двора». На выставке можно увидеть не только привычный флакон «Красной Москвы», но и «Голубой ларец», «Вечер» и «Красный мак», созданные уже в советский период.

Идём далее! Шоколад и конфеты «Красный октябрь» — это Фердинанд Теодор фон Эйнем, прусский подданный (земля Вюртемберг), основавший на Арбате небольшую кондитерскую мастерскую. То было скромное начало, а вот громадное здание, хорошо известное москвичам, богатые заказы, деньги, слава — это уже результат кропотливого труда. «Эйнем» также удостоился звания Поставщика императорского Двора. Помним ли мы это имя? Не всегда. Зато советский шоколад «Алёнка» и наборы конфет от «Красного октября» знаем с детства.

Не менее вкусная история у фабрики имени П.А.  Бабаева, а точнее — у «Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова и сыновей». На заре века девятнадцатого  — «железного», мужик Степан Николаев, имевший склонность немалую к изготовлению яств, приехал в Москву на заработки. Барыня отпустила, не возражала. Николаев раскрутил дело, выкупил себя из крепостной неволи, принял шикарную фамилию Абрикосов — король сладостей должен зваться причудливо. Судьба этого кондитерского дома —   это во многом линия его конкуренции с всесильным «Эйнемом». Что характерно, эту гонку выиграли именно Абрикосовы, став Поставщиками Двора в 1899 году, тогда как «Эйнем» получили это звание лишь в 1913-м. На выставочной витрине — старинные коробки, оформленные в духе ар-нуво: цветы, виньетки, манерно-изысканный шрифт. Всю эту красоту разметала, разорвала в клочья безжалостная и  великая Революция. А вот Пётр Бабаев, в честь которого в 1925 году назвали отнятую у буржуя фабрику, никакого отношения к абрикосовой пастиле не имел, да и к вафлям — тоже. Революционер, участник всех социальных бурь, он стал видным партийным боссом в Сокольническом районе Москвы. В 1920-х этого оказалось более чем достаточно, чтобы имя увековечили безо всякой привязки к шоколадно-зефирной  реальности.

Под стеклом — часы «Павел Буре». Синоним роскоши и респектабельности. Поставщик Двора с 1899 года. В одном из дореволюционных фельетонов говорилось, что настоящий адвокат нынче узнаётся по любовнице из кафешантана и часам «Павел Буре», а уже в криминальной хронике эпохи нэпа рассказывалось, что некие жулики открыли странную лавочку под вывеской «Сыновья Павла Буре» и продавали поддельный шлак заезжим простакам — в основном из зажиточных крестьян. Сами же господа Буре (под именем Paul Buhre) в это время работали в Швейцарии, куда спешно удалились после Октябрьского переворота. Но доброе воспоминание всё же осталось: владельцы подобных часов хранили их в качестве семейной реликвии, а в 2004 году марка вернулась в Россию. Показательный момент: практически все Поставщики Двора в XX веке остались на плаву или в качестве актуальной советской продукции, или за границей в виде опасного конкурента западных компаний.

Вот чайный сервиз Ленинградского фарфорового завода — традиционный узнаваемый кобальт.  Глубокий синий цвет. При царе ЛФЗ именовался Императорским, а год основания — аж 1744-й. Тайной фарфора в XVIII столетии овладели три нации— саксонцы-немцы, русские и французы — в таком порядке. «Если вещь из Ленинграда, значит, сделана, как надо», — писали Владимир Масс и Михаил Червинский в программном стихотворении «Это сделано у нас». И они правы! Хотя не токмо в Ленинграде. Здесь же — чашки Дмитровского фарфорового завода, чья история столь же занимательна. Открытие фабрики состоялось всё в том же Галантном веке, в 1766 году, когда шотландский негоциант Френсис Гарднер решил затеять мощный бизнес. Так посуда из Вербилок назвали «гарднеровской» —  она  ценилась и в России, и за рубежом.  Клеймо «Поставщик Двора» фабрика получила в 1856 году, а в самом конце XIX столетия Гарднеры объединились с Кузнецовыми. Так начался ещё более славный — кузнецовский период. После Революции — уже в формате Дмитровского завода — предприятие продолжило свою работу, но, в  отличие от «пышного» ЛФЗ, дмитровцы сосредоточилось на крепком ширпотребе.

На выставке представлены не только вещи: измерительные приборы, ткани, часы, фототехника, — но и плакаты разных лет и разных стилей. Авангардные буквицы 1920-х (красное на белом, резкость и динамика) сменяются мягкими, но при этом уверенными силуэтами сталинского неоклассицизма, который в свою очередь уступает место оттепельной лёгкости и условности. Мы видим типовую, яркую штамповку 1970—1980-х годов, являющуюся фоном для стабильной, тёплой эпохи Брежнева, а перестройка — это уже крикливая агитка в подражание первым годам Революции, но без их осмысленного напора. Мелькают рабочие с пудовыми кулаками, надписи-призывы, силуэты станков и заводских труб. Центральная часть экспозиции повествует о возникновении Государственного знака качества СССР в 1967 году и борьбе предприятий за его присвоение. Кстати, сам символ — подлинный креативный триумф и его охотно демонстрируют в учебниках по дизайну.

Кроме того, можно посмотреть записи выступлений Аркадия Райкина «Кто сшил костюм?» и «Дефицит», дуэта Карцев-Ильченко «На складе» и репортаж о присвоении Знака качества. Всё тут на контрасте — гордость за отличных работников и злая сатира, весьма поощряемая в те времена. За стёклами витрин — грамоты, значки, медали и — карикатуры. Изображение дорожного знака, левая часть которого указывает на дом моды, а правая — на фабрику готового платья, причём левая половина одета модно и респектабельно, правая же — в какую-то бесформенную тряпку. Ни для кого не секрет, что работа советских модельеров была отменной и получала Гран-при на всевозможных конкурсах за рубежом, да вот отечественный легпром хромал на обе ноги, а потому «красные кутюрье» часто не узнавали свои же замыслы в реализованном барахле.

Помимо всего, гость может узнать о Роскачестве, основанном в 2015 году и осуществляющем независимые исследования товаров и присваивающем лучшей российской продукции тот самый Знак.

Единственный минус выставки — это её скромные масштабы. Расположенная в одном из небольших залов музея, она теряется среди основной экспозиции и посетители «пробегают» мимо.  Однако для настоящего любителя и ценителя истории здесь масса увлекательных находок.

Источник zavtra.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.