Капитал вторжения



нужна новая контргегемонистская теория

О совокупной власти мирового капитала. Какой должна быть альтернатива глобализации по западном образцу. Почему нам необходимо понять код западноевропейской цивилизации.

• Гегемония означает «лидерство», однако на политологическом языке значение термина определил Антонио Грамши. В этом контексте «гегемонию» следует понимать как совокупную власть мирового капитала. В отличие от гегемонии Спарты или Афин в древнегреческом мире, в ХХ веке субъектом гегемонии является не страна, а капитал.

• Гегемония – это власть капитала. В экономической сфере это тот институт, который, согласно Марксу, переводит конкретный труд в абстрактный, а потребительскую стоимость сводит к меновой. Иными словами, когда экономическая деятельность определяется законами рынка, а не законами непосредственного потребления. Появляется «субъект-автомат», который осуществляет циркуляцию капиталистических процессов, постепенно расширяющихся.

• Капитал – это экспансивное пятно, это субъект, который переводит живое в мертвое, органическое в механическое. Капитал обычно рассматривается в экономической сфере. Далее, с т.з. Грамши, мы наблюдаем западную цивилизацию, которая становится носителем капитала – это уже не «субъект-автомат», но его выражение. Западная культура становится «телом» субъекта. Если представить, что капитализм – это душа, то гегемония – это все его органы. Экспансия распространяется на политику, культуру, СМИ и пр.

• Таким образом, гегемония, по Грамши, это многомерная экспансия капитала через самые разные формы. Если есть западная культура, она уже внедряет гегемония, если есть только рынок – заходит с экономической стороны, и пр. Даже в технологиях заложена логика субъекта-автомата. Гегемония – это многофакторный процесс экспансии определенного парадигмального типа, который ярче всего описывается капитализмом, либеральной идеологией, индивидуализмом и пр.

• С точки зрения Грамши, национальные государства не могут противостоять гегемонии. Даже если они отбросят одни стороны гегемонии, они впитают её через другие. По Грамши, гегемония пронизывает границы, и попытки закрыться от нее могут дать только временный эффект. Национализм уже наполовину признает гегемонию.

• Грамши утверждает, что бороться с гегемонией можно только с помощью контргегемонии, то есть с помощью альтернативного мировоззрения, альтернативного логоса, который будет атаковать не просто следствия гегемонии, но ее основания. Гегемония рассматривается не как совокупность отдельных явлений, а как цельное явление, необходимо понять ее структуру, парадигму, и противопоставить ей альтернативную парадигму. Но это должна быть столь же глобальная, планетарная, исторически укорененная модель.

• Для самого Грамши такой моделью выступал марксизм в международных отношениях, но в истории мы видим, что марксизм победил только в сочетании с национализмом (в Китае, в форме национал-большевизма в СССР). Он не сработал, только частично справился с задачей.

• Очень важно осмыслить этот тезис Грамши, который полностью предвосхищает глобализацию. Поняв, что глобализм – это теория, воплощенная в практику, мы должны разработать другую версию контргегемонии. Это интеллектуальная задача противников либерализма. Мы не можем настаивать на сдерживании национализма, недостаточен и цезаризм – никто не сможет противостоять гегемонии в одиночку. Необходимо подорвать код, глубинное основание гегемонии. Мы должны понять код западно-европейской цивилизации, понять корни капитала, переосмыслить саму гегемонию и со структурным, историческим и парадигмальным анализом подойти к построению новой контргегемонии. Нужна новая контргегемонистская теория – сейчас её нет. Новая теория должна подвергнуть деконструкции и деструкции глобализм на основании самого кода.

Источник zavtra.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.