Нумерация с “Хвоста”



Обозреватель “РГ” подводит арт-итоги года.

Подведение итогов года сродни попытке бороться с хаосом жизни. Единственное, что хаосу более или менее успешно противостоит – культура: каждодневные усилия по возделыванию своего огорода-сада-поля. Не то чтобы они гарантируют победу…

Вот, скажем, собирал Павел Михайлович Третьяков всю жизнь коллекцию национального искусства, чтобы передать в дар потомкам, а благодарный потомок спустя полтора столетия в музее идет и крушит картину Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”. И ведь наверняка думает, что титан… А музейные работники и реставраторы титанами себя не считают. Просто семь месяцев исследовали подробнейшим образом повреждения, красочный слой, холст, который придется дублировать, консультировались с коллегами из Нидерландов, готовят “мозговой штурм” на научной конференции, посвященной именно проблемам дублирования, вырабатывают методику “лечения” и объясняют, почему раньше 2020 года эту картину Репина зрители не увидят. Удар – и почти три года кропотливой работы реставраторов, всего музея! Такая вот цена сохранения культурного поля…

Нападение на картину, конечно, экстремальный сюжет, но даже традиционная научная работа с родной коллекцией может обернуться почти детективными открытиями, которые ставят не только музей, но и музейное сообщество лицом к лицу с проблемой фальшивок.

Какое мужество, профессионализм и характер требуются, чтобы найти ответ на этот вызов, показывает выставка “Хвост кометы” в музее-заповеднике “Ростовский кремль”. В результате изучения коллекции авангарда и проведения двух независимых экспертиз музей выяснил, что работы, которые считались работами Малевича (“Самовар”) и Любови Поповой (“Беспредметная композиция”) – подделки, которые были сделаны примерно в 1960-х. Подлинники были подменены и похищены из музея до 1972 года. Сейчас они находятся в коллекции МоМА и в Музее современного искусства в Салониках. Кроме того, экспертиза показала, что подделками являются также пять работ, поступивших в музей как дар от Н.Д. Лобанова-Ростовского в 2014-2016 годах. Они приписывались Машкову, Экстер, Браку, Лавинскому. В щекотливой ситуации музей нашел единственно достойный выход: он не только провел экспертизу всей коллекции авангарда, привлек крупнейших экспертов и коллекционеров к обсуждению проблемы, но и – беспрецедентный шаг! – в отдельном зале представил поддельные работы как образец фейков.

А рядом в Красных палатах “Ростовский кремль” представил практически впервые в столь полном виде свою отличную коллекцию русского авангарда, среди жемчужин которой живопись Аристарха Лентулова, Владимира Стенберга, Надежды Удальцовой, Ивана Клюна, Роберта Фалька, Александра Шевченко и Ольги Розановой. Всего более 50 произведений (28 живописных работ, 21 лист графики и 2 скульптуры). Выставка названа “Хвост кометы” в честь одной из картин Ольги Розановой, утраченной в 1930-е годы. И это не только оммаж одной из знаменитых “амазонок русского авангарда”, но и прямой мостик к главной теме проекта – судьбе музейной коллекции, обретениям и потерям. Образ зеркала и магического кристалла-светильника, составленного из геометрических фигур (отсылка к архитектонам Малевича), придуманный архитектором Юрием Аввакумовым, стал ключевым для экспозиции.

В проекте “Русский путь. От Дионисия до Малевича”, который Третьяковская галерея показывает в Ватикане, даль истории русского искусства предстала в новой версии непротиворечивого развития, подчеркивающего не борьбу противоположностей, а единство работ древних иконописцев, передвижников и художников русского авангарда. Знаковый этот проект, который позволил показать Риму и миру более 50 шедевров из Третьяковской галереи и других музеев России, без сомнения, среди главных художественных событий года.

“Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V-A-C, ММоМА, Kadist”, показанный в ММоМА, – образец грамотной постановки вопроса об интерпретации коллекции. Свой “вопрос” предложено было сформулировать “Театру взаимных действий”, философу Армену Аванесяну и писателю Марии Степановой. Каждый выстроил свой сюжет. Художники “Театра взаимных действий” превратили произведения в… актеров, репетирующих “Чайку”. Философ Аванесян пригласил произведения для иллюстрации трактата о метафизике будущего. А Мария Степанова устроила встречу вещей из семейной коллекции с музейными работами: где границы личной и коллективной памяти? музейного пространства и отбора “ценного”?

Выставка “Русский путь. От Дионисия до Малевича” в Музеях Ватикана, – среди главных событий года

Расширение границ – и искусств, жанров, и времен – сегодня часть нормальной музейной практики. Примером тому не только выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке, где пространство “сквозное”, открывающее мостики и к народному искусству, и к примитиву, и к французам, и к русским сезонам Дягилева, но и, например, увлекательная выставка в Царицыно “Гипноз пространства. Воображаемая архитектура” (куратор Сергей Хачатуров), где готические сюжеты шли рядом со сценой из оперы “Сверлийцы”, с мультфильмами Хржановского и графикой Александра Бродского. Этот проект, между прочим, третья часть “готического” выставочного блокбастера от Сергея Хачатурова в Царицыно.

Но даже в этой “расширенной” реальности арт-пространства возникают диалоги невероятные, почти спонтанные, московские “беседы” поверх границ музеев. По крайней мере присутствие в Москве одновременно выставки Ильи и Эмилии Кабаковых “В будущее возьмут не всех” и “Московского альбома” Виктора Пивоварова на мысль об этих беседах наводит.

Источник rg.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.