Все свои



«Большой книгой» в 2018 году награждены только идеологически выдержанные товарищи

Самая главная российская литературная премия «Большая книга» подвела итоги 13-го сезона. Церемония прошла с размахом и многозначительностью: актёры читали отрывки из «Несвоевременных мыслей» Горького, которые можно было воспринимать как актуальные: «…Этот юноша взращен прекрасным примером лучших русских людей, которые сотнями тысяч умирали в лагерях, на каторгах и ссылках. Это романтик, идеалист, которому органически противна реальная политика обмана и насилия, и фанатиков догмы, окруженных жуликами и ворами…». У Горького, правда, были жулики и шарлатаны, но классика подправили, согласно требованиям повестки дня (цит. по: “Комсомольская правда”, 05.12.2018).

Роман Людмилы Петрушевской «Нас украли. История преступлений» из длинного списка не заинтересовал экспертов «Большой книги» и в список финалистов не попал. Зато ей вручили специальный приз «За вклад в литературу». В остальном же итоги оказались предсказуемыми и – симптоматичными.

Первую премию за книгу «Памяти памяти. Романс» получила Мария Степанова, поэт, эссеист и – главный редактор портала Сolta.ru. Одна часть её книги посвящена попыткам восстановить историю семьи автора. Выходит неинтересно. Вторая часть – пугающе огромное эссе о природе и работе человеческой памяти. Здесь много имён, «от Набокова до Зебальда и обратно», виден расчёт на интеллектуальность, утончённость, элитарность. Притом слово «Романс» в названии книги кокетничает: впадаю, дескать, как в ересь, в неслыханную простоту.

Витиеватые, но с понятной интенцией рассуждения – о России, которая из-за особо протяженной «травматической анфилады», «стала территорией смещенной памяти немного раньше других», и свойство этого смещения – «заслонять от света настоящее время». В третьей части автор всё-таки рассказывает о своей родословной. И многозначительное резюме: «чтобы понять себя, нужно узнать трагедию страны, а для этого необходимо понять трагедию мира в целом».

Всё как бы философично и красиво, но приблизительно. Вот Степанова объясняет, почему она так долго не съезжала со старой квартиры: «я чего-то ждала, как стародавние Шарлотты в своих усадьбах». Меж тем Шарлотта, как всем известно, простая гувернантка, и своей усадьбы у неё не было. Но это, конечно, мелочи (хотя и многочисленные).

Читать скучно. Зато надежды соратников по партии оправдались сполна, когда при вручении премии Мария Степанова выразила солидарность Олегу Сенцову и «Седьмой студии». Слава героям!

Второй премией наградили «Бюро проверки» Александра Архангельского. Роман с претензией на остросюжетность. Время действия – с 19 по 28 июля 1980 года, от начала московской Олимпиады до похорон Высоцкого. Особого внимания заслуживает эпиграф: «Мы живём или перед войной, или после войны. Инна Лиснянская». Это одна из ключевых тем либеральной пропаганды. Да и весь роман в том же русле: о том, как плохо жили советские люди, хуже некуда. Потому что у них в тоталитарном обществе был убогий быт и не было свободы.  Даже книги в шкафах надо было маскировать: первый ряд – Брежнев и прочая партийная макулатура, во втором – что-то стоящее. Алтарь прятали в серванте. Доносы, ложь официоза, гнетущая атмосфера. И, конечно, всепроникающий КГБ – трафаретные чекисты.

Аспирант философского факультета МГУ принимает крещение и становится как бы православным диссидентом. Но главная проблема героя, кажется, в том, что его невеста Муся – дочь торгпреда в Кабуле (не самое весёлое место, замечу). К тому же, у её семьи в друзьях – о, ужас! – чекисты. Да и квартира у них богатая. Квартира, правда, герою очень нравится, но он от этого страдает: «Я не имел ни малейшего права стыдиться нашей с мамой нищеты. И, однако, стыдился». К тому же, развратная Муся хочет секса, а он дал зарок воздержания. Хотя в Эпилоге он всё-таки сдается, после чего просит Мусю: «прикрой срамные части тела». Именно так! Вряд ли Архангельский хотел изобразить героя пошляком и дураком, но изобразил. В целом же его герой честен и благороден; он  отказывается давать показания на своего диссидентствующего учителя. За что его выгоняют из университета. Ему грозит Афганистан. Или Когалым.

В подтексте же настойчивые намёки: Олимпиада-1980, а еще лучше – проходившая в Третьем Рейхе Олимпиада-1936 (о ней персонажи беседуют) должны вызывать ассоциации с московским Чемпионатом мира по футболу-2018. «Все Олимпиады говорят про мир, но войны следуют за ними по пятам», – резюмирует герой-рассказчик вопреки исторической достоверности, но она и не нужна. Главное – нейролингвистический эффект, внушить, внедрить в сознание читателя неприятные параллели и ассоциации.

Третья премия досталась «Июню» Дмитрия Быкова. Время действия: конец 1930-х – начало 1940-х. Всё кончается 22 июня 1941-го. Главная тема – предчувствие и желание войны. То есть тот же мотив, что и у Архангельского, но выраженный уже абсолютно.

Пафос такой. Россия не приспособлена к мирной жизни, поэтому война для русских — это предел мечтаний. «Война отмывала, переводила в разряд подвига что угодно — и глупость, и подлость, и кровожадность; на войне нужно было все, что в мирной жизни не имеет смысла. И потому все они, ничего не умеющие, страстно мечтали о войне — истинной катастрофе для тех, кто знал и любил свое дело». Еще цитатки: «В России нельзя быть хорошим человеком; «Народ-предатель. Никакой внутренней основы» и т.п.

Как и у Архангельского, много намёков на наши дни. Дескать, мы сегодня так же жаждем войны по причине нашей ничтожности (думаю, это, кроме всего, и выпад против Захара Прилепина). И если у Архангельского пропагандистская пошлость, то у более умного и талантливого Быкова вдобавок – пропагандистская подлость.

И, конечно, то же самое нейролингвистическое программирование. В «Июне» оно буквально воплощается в герое, который придумывает некий код для того, чтобы внушать людям исключительно хорошие и добрые мысли. То есть перпендикулярные тому, что сам Быков внушает и внедряет. (Кстати, среди актёров, читавших «Несвоевременные мысли», был и его сын, Андрей Быков, и сдаётся, что подбор цитат и их редактуру осуществлял лично Дмитрий Львович.)

Хочешь – не хочешь, но начинаешь думать, что все эти сочинения  про наше прошлое, из которого временится наше настоящее, изготавливают по одной и той же методичке. Так что напрасно в начале существования «Большой книги» прогрессивно мыслящие умы опасались, что это будет нечто имперское и государственное. Вышло наоборот, особенно в этом сезоне. А кто не выкрикнул вовремя что-нибудь протестное и русофобское, тот сам виноват!

Не попали в список финалистов такие книги, как «Пятое царство» Юрия Буйды, «Душа моя Павел» Алексея Варламова, «Бустрофедон» Марины Кудимовой, «Свои» Сергея Шаргунова … С точки зрения экспертного совета, они оказались менее достойными, чем, например, «Рецепты сотворения мира» Андрея Филимонова, где о  Великой Отечественной войне говорится в бодро-похабном тоне: «Письма на фронт дышали сексом, километры строк дымились от напряжения страсти…Перлюстрация возбуждала. Никто столько не дрочил в годы Великой Отечественной, как военные цензоры». И т.п.

А хотите знать, почему в шорт-лист не попал Виктор Пелевин? А потому что позволил себе в «iPhuck 10» пассажи вроде этого: «После того, как вину за начало Второй мировой окончательно перевесили на Россию, в прогрессивном дискурсе стала ощущаться необходимость повесить туда же и Холокост».

Специально ли было так задумано, случайно ли сошлось, но награждены «Большой книгой» в этом году только идеологически выдержанные товарищи. Истинные прогрессисты-либералы. От генеральной линии не отступающие ни на шаг. В связях, порочащих их, не замеченные. Все свои, короче.

P.S. По итогам читательского голосования»: на первом месте «Июнь» Быкова, на втором – «Рецепты сотворения мира» Филимонова, на третьем –«Радуга и Вереск» Олега Ермакова. Так что либеральному агитпропу и здесь есть чем гордиться (если считать, впрочем, что голосование проходило честно).

Источник zavtra.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.