Эстетный вздор



о фильме «Колетт» – шикарном по форме и чудовищном по содержанию

«Вы такая эстетная, Вы такая изящная…
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?» 

Игорь Северянин.

Премьера «Колетт» (2018) с Кирой Найтли в главной роли — это два часа густого феминистского вздора в изящной упаковке. Не будет спойлером, то бишь раскрытием всех тайн сюжета, если даже пересказать кадр за кадром: история одной из самых значительных французских писательниц начала XX века хорошо известна и многажды препарирована. Жанр байопик — не более чем набор иллюстраций в книге жизни, и вопрос не в том, какие именно картинки ставить — важны подписи к ним. Соль. Интерпретация. Кинобиография популярного лица — это всегда зеркало современности. Об одном и том же человеке под разными углами снимут в 1930-х, 1960-х и — в наши дни. Расцветят и явят не то, что выпячивали раньше. И — напротив — завуалируют нечто великое, если оно – это «великое» представляется пустым и отжившим.

Сейчас принято везде пихать (пристойного глагола я не подберу) тему феминизма и угнетения женщин. В ходу стандартная фабула: жила-была девочка, яркая и талантливая, но никто её не замечал — все только и жаждали поработить бедняжку, навязать постылое замужество и, как водится, унизить. Буркнуть эдак свысока: «Милое создание! Куда ты карабкаешься? Надевай корсет и панталоны оттенка «розы Фонтенбло», вышивай крестиком, поливай фикус». Тебе — розы, мужикам — паровозы. До кучи — пароходы, телеграф, телефон, мосты и банки. В смысле — кредитные учреждения. Твои же банки — с малиновым вареньем. Но девочка взяла и …разозлилась! — она запустила ту банку в голову супруга и пошла изобретать велосипед.

За последние пять лет было выпущено сразу несколько подобных картин, самая значительная из которых – «Большие глаза» (2014) Тима Бёртона – о художнице Маргарет Кин, вынужденной долго мириться с тем, что гадюка-муж выдавал её произведения за свои. «Колетт» Уоша Уэстморленда — из той же слёзовыжимательной серии. Несправедливости и кошмары женского бытия! О том, как умненькая Габриэль-Сидони Колетт подневольно строчила бестселлеры, тогда как славу и дивиденды получал её супруг Анри-Готье Виллар, «Вилли»— человек малых способностей, зато — бонвиван, кутила и дамский угодник. Прелюбопытная деталь: в России книги Колетт начали выходить в 1900-х годах, с именем Вилара на обложке. В те годы мадам ещё не отсудила у своего благоверного авторские права на «Клодин в школе», «Клодин в Париже» и прочие творения.

Надо признать, что создатели фильма отлично передали настроение времени, но чересчур нарочито явили своё знание атрибутов и антуража. Иногда это смешно, хотя и в целом похвально. Возникает разговор об электрическом освещении и его преимуществах. И тут же — о главном недостатке. Разумеется, немолодая леди говорит о беспощадности электроламп (тогда многие фельетонисты обыгрывали ситуацию, в которой сорокалетняя кокетка при свечах выглядела молодой и свежей, а поэтому наотрез отказывалась ездить в те дома, где есть коварная лампочка Эдисона). Другая из героинь, показывая новую мебель, произносит: стиль Ар Нуво. Зрителя как бы водят по музею, но при этом — подгоняют: там ещё много всяких штук и штучек! Далее? Велосипед, автомобиль, Мулен-Руж, канкан. Вопрос: «Нравится ли вам Эйфелева башня?» Мы наблюдаем ожившие картины Ренуара, Дега, Тулуз-Лотрека и того салонного любимца, который творил под именем Джеймса Тиссо. Это делали уже много раз, начиная с кубриковского «Барри Линдона» (1975), однако же, ходить проверенными тропами — вовсе не грех. В одной из сцен обыграна вещь Жана Беро «Шале велосипедистов в Булонском лесу», а потому для знатоков Прекрасной Эпохи (или — Серебряного века) этот фильм — настоящий подарок. Вернее — ребус. Бесит расстановка сил и базовый посыл? Ну так — угадывай виды Камиля Писсарро и силуэты причёсок такого-то года. А шика здесь и правда много, равно, как и той мучительной двойственности, которую переживала Belle Époque.

Прекрасную Эпоху по праву именуют «эпохой красавиц». Никогда – ни до, ни после женщины не были так обворожительны. Журналы наперебой предлагали отбеливающие кремы и ароматную пудру, тугие атласные корсеты и краску для «стойкого колера brunet». Уайльдовский лорд Генри цинично изрекал: «Женщины не бывают гениями. Они – декоративный пол. Женщина – это воплощение торжествующей над духом материи». Любование женщиной – это восторг перед роскошной лилией, явившей себя миру с одной – единственной целью – обвораживать зрителя. Отсюда сравнение тонкого стана – со стеблем, высоко поднятой головы в шляпке – с головкой цветка, а запаха духов – с дуновением ночного ветра в садах Исфахана. «Ваше платье изысканно, ваша тальма лазорева…», – писал денди и капризник Игорь Северянин.

Эталон красоты – женщина-цветок, нежная, слабая, волнующая. Недаром, излюбленный мотив дизайнеров тех лет – растение. Вместе с тем, дамы принялись активно осваивать такие виды досуга, как игра в теннис, плавание и велоспорт. Развитие промышленности,  медицины, образования и — техники вызвало к жизни спрос на женскую рабсилу.  Если раньше хватало мужчин, то теперь подключились и напудренные «цветочки» — они сделались конторскими служащими, телефонистками, фельдшерицами, и посему уже не могли довольствоваться ролью жён и матерей. Истерические суфражистки тут ни при чём — всё «сделала» экономика. Та же Колетт изрекла: «Женские и мужские возможности примерно равны. Лишь в туалетной комнате положение различается». Кроме того, появился особый дамский типаж – «демоническая фемина», высмеянная и французскими острословами, и нашей русской Тэффи: «Общественное положение демоническая женщина может занимать самое разнообразное, но большею частью она – актриса». Колетт, между прочим, была ещё и знаменитой, а потом и скандальной актрисой, отвечая всем требованиям, означенным в фельетоне. Но — об этом чуть позже.
Итак, молодая и резвая провинциалка выходит замуж за богемного мота Виллара, переезжает с ним в Париж и буквально с первых же дней становится жертвой измен, предательств и бытового хамства. Нам показывают мужчину с самой непрезентабельной и — более того — омерзительной стороны. Так, он громко портит воздух, не озаботившись чувствами (особливо – обонянием!) юной супруги. Мочится при ней — к счастью, хотя бы развернувшись к зрителю задом. Он некрасиво дрыхнет и столь же уродливо ест! Это очень грубые, физиологичные маркеры. Скотские тавро. Виллар (читай — существо в штанах, мужик) должен вызывать у зрителя шквальное омерзение, а не лёгенькую досаду, что такое мелкотравчатое существо копошилось рядом с Колетт. Не токмо смердит, но и поступает он — гадко. В долгах, как в шелках, а дорогостоящих куртизанок посещает регулярно. Кропать романы он не в состоянии – за него пашут «литературные негры», и даже стёкла его конторы — грязные, с разводами. Брутальненько! Нельзя не отметить, что британский актёр Доминик Уэст, играющий в театре чеховских и шекспировских персонажей, превосходно управился с заявленной ролью — мсье Виллар тошнотворен, чудовищен и подл, а на его вонючем (в прямом смысле) фоне кристальная Колетт выглядит, как последний шанс утопающего человечества. Они — на контрасте. Зрителю с первых же кадров ясно — с Вилларом ей не по пути. Разрыв неизбежен — ибо громадна пропасть.

Вообще, особи мужеска пола здесь гнусны и бесполезны, как сорняки или паразиты. Зато женщины — чарующи, загадочны, полны мечтаний и дерзаний. Правда, не вполне целомудренны. Можно сказать, порочны, однако их мерзости рисуются, как что-то пикантное и — объяснимое. Мол, нас так замучили эти чудовища в котелках и фраках, что мы тут пускаемся во все тяжкие. Перед нами проходят самые различные образы — актриса Полэр, светская львица Матильда де Бельбёф, писательница Рашильд. Все они — по-своему борются с мужским шовинизмом, а госпожа де Бельбёф и вовсе предпочитает мужской пиджак, разглагольствуя о том, как ей было тесно и плохо в девчачьем платье, с косичками. Вещает она об этом с такой непередаваемой горечью, что становится не по себе — эк дамочку-то скрутило. Не всякий о веригах так скажет, как Матильда (или Мисси) — о юбочках и бантах. И всё – на фоне волшебно снятой природы, особняков, апартаментов.
Кира Найтли, вот уже лет пятнадцать играющая в костюмных мелодрамах и экранизациях старой классики, будем честны, плохо монтируется и с фижмами галантного века, и с шемизом эры ампир, и заснеженными турнюрами Анны Карениной, но, тем не менее, из года в год мы созерцаем эту замечательную актрису в шляпках с баволетками и мантоньерками. Но в случае с «Колетт» попадание почти стопроцентное. Её персонаж — обладательница резких черт лица. О ней, как и о Полине Полэр или, допустим, об Иде Рубинштейн говорили: острая прелесть будущего столетия. Бытовал особенный спрос и на такой сорт внешности. Это не женщина-цветок, но – женщина-стилет. Ещё примет Белль Эпок? Вошла в моду древнеегипетская тема в её обывательском изводе — оттенок штофной ткани «воды Нила» и бульварное чтиво о любовниках царицы Хатшепсут. В фильме «Колетт» мы видим грандиозную и — претенциозную постановку в Мулен-Руж, где главная героиня танцует партию ожившей мумии. Точнее — божественной египтянки, разбуженной англичанином (его изображает маркиза де Бельбёф). Эти пышно-фараонские действа происходили тогда повсюду, а в России гремели «Египетские ночи» с Анной Павловой и Михаилом Фокиным, что, без сомнения выше, чем кабареточное вихляние мадам Колетт, но выполнено с тем же расчётом — изумить пряной экзотикой. В кадре — танцкласс, где Колетт, Мисси и ещё ряд статных «эмансипе» тренируются по системе Жак Далькроза — основателя ритмики, а по сути — родоначальника всего того, что ныне именуется «шейпинг». То были времена, когда человек судорожно хватался за всё новое и как напишет впоследствии Алексей Толстой: «Все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности».

Отдельно хочется похвалить костюмы, дизайн, оформление и, коли уж  даны 1890-е годы, так это будут рукава-буфы, юбка схватывающая бёдра и — расходящаяся к низу, как цветок вьюнка (они даже именовались volubilis), а не фантазийное ретро. Проходит пять-шесть-десять лет — уже и рукава поуже, и шляпы — других фасонов. Если же резюмировать, то фильм «Колетт» – шикарный по форме и чудовищный по содержанию, а потому девушкам с неокрепшей гендерной ориентацией его лучше не смотреть.

Источник zavtra.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.