Идеология для России

216

Идеология и два её основополагающих вектора воздействия. Статья вторая …

От редакции: Предлагаем вниманию читателя цикл статей нашего постоянного автора из Донецка, сопредседателя Изборского клуба Новороссии, кандидата технических наук Федора Алексеевича Папаяни. Они представляют собой краткое изложение идей его монографии «Идеологическое противостояние в России», вышедшей в издательстве «Этносоциум» в нынешнем 2018 году. Книга выложена в интернете в формате pdf gjflhtce. Статья первая – «Проблема идеологии».Феномен «идеология» исторически заявил о себе  уже при становлении первых государств. У любого государства обязательно есть идеология (даже если она конституционально отрицается), ибо в истории не было прецедентов существования государств без идей правления, идей государственного устройства, а также права, этики, эстетики и других, суммарно составляющих эту самую государственную идеологию.

Идеология (государственная идеология) – это общественный феномен, во-первых, представляющий собой целостную систему мировоззренческих, религиозных, научных, нравственных, этических, эстетических, фило­софских, правовых, политических и др. взглядов, идей или норм, во-вторых, являющийся жизненно необходимым и потому непреложным спутником каждого государственного образования любого исторического периода, в-третьих, имеющий два основополагающих вектора воздействия: морально-этический и властно-политический, и, в-четвёртых, наиболее полно раскрывающий своё содержание (а также роль и место в социальной жизни) в выполняемых им функциях: морально-нормирующая (или нравственно-дисциплинирующая), мировоззренческая, политическая, социализирующая, интегрирующая и информационно-пропагандистская.

В рамках морально-этического вектора воздействия идеология выполняет морально-нормирующую, мировоззренческую, социализирующую и интегрирующую функции.

Опираясь на мораль, нравственность (нравственный закон) и духовность, эта морально-нормирующая функция реализуется путём контроля и управления морально-нравственным состоянием общества (настроениями, нравами), являясь психологической предпосылкой и поведенческой основой обеспечения общественного порядка.

Мировоззренческая функция обеспечивает формирование (развитие или изменение) взглядов людей на мир (Что есть этот мир?), (Что есть Человек?), (Каково место человека в мире, как ему следует жить?). В рамках этой функции можно выделить телеологическую подфункцию (определяющую цели действий, нравственно-духовное устремление общества, представление о будущем) и оценочную (аксиологическую) подфункцию, формирующую групповое ценностно-ориентированное сознание, включающее ответы на смысложизненные вопросы, оценки прошлого (история) и настоящего.

Социализирующая функция включает процесс интеграции личности в общество, вхождение личности в социальную среду через овладение индивидом базового набора знаний и норм поведения.

Интегрирующая функция выступает как социально, интеллектуально и нравственно органи­зующая система, сплачивающая в единую политическую нацию разные национальные, социальные и религиозные слои населения.

В рамках властно-политического вектора воздействия идеология обеспечивает легитимацию формы правления и государственного устройства (см. части IV и V).

К XXI веку, в условиях постоянной трансформации и модернизации общества, идеология всё ещё не получила своего законного статуса, нинаучного, ни общественного, хотя идеология (как и государство) – это данность, присущая социуму. Идеология воздействует практически на все сферы общественной жизни (науку, искусство, образование и др.). Особый вопрос, какая именно она в рассматриваемом государстве, насколько может быть «философским камнем» в значении «эликсира жизни». Тут уместна поэтическая аналогия Ю.А.Монковского:

«Палач из камня выстроит тюрьму,

Поэт из камня высечет Венеру».

Идеология может быть разной, как созидающей, так и разрушающей. При рассмотрении конкретных идеологий, присущих государствам в те или иные времена, целесообразно использовать подобное общее определение термина «идеология», однозначно указывающее на её сущность, необходимость и непредотвратимость, но исключающее априорную (без анализа) аксиологическую оценку.

Источник ruskline.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: