Руки помнят



Машиностроители Урала намерены вновь занять рынки стран СНГ

В Уральском федеральном округе растет экспорт. Особенно радует, что после ощутимого падения в 2017 году увеличились поставки за рубеж высокотехнологичной продукции.
  Фото: depositphotos.com

Так, по данным Уральского таможенного управления, во втором квартале 2018-го экспорт машин, оборудования и транспортных средств по отношению к аналогичному периоду прошлого года вырос в 3,2 раза, причем в страны дальнего зарубежья – в 4,1 раза, в СНГ – на 79,1 процента.

В структуре экспорта УрФО машиностроительная продукция занимает лишь 10 процентов и не может тягаться по объемам с поставками углеводородов из северных автономных округов. Однако для Свердловской, Челябинской и Курганской областей машиностроение традиционно остается одной из системообразующих отраслей. Пережив в 90-е – начале нулевых годов тяжелые времена, оно постепенно возрождается и отвоевывает позиции, в том числе и на внешнем рынке.

– Экспортная деятельность машиностроительных предприятий нашего региона во многом выстроена по традиционным продуктовым направлениям, подразумевающим модернизацию и обновление оборудования, поставленного ранее, – рассказывает министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин. – Развивается и высокотехнологичный экспорт: разработки свердловских предприятий с каждым годом получают все больше положительных референций.

Так, более половины энергомощности в России и странах СНГ обеспечивают турбины, изготовленные Уральским турбинным заводом.

Значительная часть этих машин выработала парковый ресурс и нуждается в замене или реконструкции. Провести модернизацию ТЭЦ с участием прежнего поставщика выгодно: уральские паровые турбины зарекомендовали себя как надежные и эффективные, к тому же в этом случае не требуется серьезной перестройки станций – упрощенно говоря, новые машины можно поставить на те же фундаменты. Сейчас УТЗ реализует несколько таких проектов с энергокомпаниями Белоруссии, Казахстана и Монголии.

Удержать старые рынки, а то и завоевать их снова после многолетнего отсутствия стремятся многие предприятия региона.

– Наши экспортные поставки в большей степени ориентированы на страны ближнего зарубежья. Во-первых, “Уралмаш” исторически обеспечивал многие предприятия горнодобывающей промышленности и металлургии в республиках бывшего СССР оборудованием, которое работает до сих пор. Во-вторых, производственные комплексы этих предприятий изначально спроектированы под наше оборудование и его новые модели удачно вписываются в уже существующую конфигурацию. И третий фактор – производственная и технологическая дисциплина заказчиков, которые предпочитают использовать только оригинальные запчасти, – говорит первый заместитель гендиректора “Уралмашзавода” Евгений Прохоров.

Уральское машиностроение, пережив в 90-е – начале нулевых годов тяжелые времена, постепенно отвоевывает свои позиции, в том числе и на внешних рынках

В реализации инфраструктурных проектов в ближнем зарубежье, а также в Китае активно участвуют “Уралгидромаш” и “Техносила”, поставляющие насосы. Продукция Кушвинского завода прокатных валков экспортируется в Европу, США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. “Уралхиммаш” в прошлом году поставил за рубеж оборудование для нефтегазопереработки и химической промышленности на 21,8 миллиона долларов, а Ирбитский мотозавод продал мотоциклов на 10,6 миллиона. На 28 процентов выросла реализация железнодорожной техники – в основном грузовых вагонов.

Как рассказали в минпромнауки Свердловской области, помимо крупных экспортеров на внешние рынки стали активно выходить средние и малые предприятия региона, поставляющие конкурентоспособные высокотехнологичные изделия: медтехнику, оборудование для АПК и пищевой промышленности, комплектующие для транспорта и спецтехники, электрооборудование.

Недобросовестные производители из старых или реанимированных узлов и деталей собирают технику и продают под видом изделий известных российских брендов

Правда, в целом экспорт машиностроительной продукции из Свердловской области в прошлом году сократился почти вдвое, а ее доля в структуре внешних поставок снизилась с 25,8 до 14,5 процента. В частности, существенно упали объемы продаж авиационной и электротехники, приборов и оптических аппаратов. К слову, последние, как и медицинскую технику, которую у свердловчан закупают 85 стран мира, выпускают предприятия ОПК, которые, разумеется, экспортируют и свою основную продукцию.

Во внешнеторговом обороте Курганской области оборонные заводы играют еще более существенную роль. Так, на экспорт идет 35 процентов боевых машин пехоты, выпускаемых “Курганмашзаводом”. В целом же в экспорте этого региона доля машин и оборудования в 2017 году составляла почти 40 процентов, а во втором квартале 2018 года, по данным таможни, – 87 процентов. Высокотехнологичная продукция предприятий Зауралья экспортируется в 10 стран СНГ и почти 50 стран дальнего зарубежья . По данным минэкономразвития Челябинской области, на долю машин и оборудования в общем объеме экспорта региона приходится 6,8 процента. Машиностроители Южного Урала за девять месяцев 2018 года продали за рубеж продукции почти на 272 миллиона долларов – на 3,3 процента больше, чем годом ранее.

– В основном этот рост обеспечили страны СНГ, – поясняет председатель комитета по машиностроению Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, гендиректор компании “Уралкран” Сергей Кравчук. По словам Кравчука, потенциал для наращивания экспорта у отрасли большой, но производители нуждаются в помощи со стороны государства. Причем речь не только о прямой финансовой поддержке, но и, к примеру, о пресечении оборота несертифицированной машиностроительной продукции.

– Недобросовестные производители из старых или реанимированных узлов и деталей собирают технику и продают под видом изделий известных российских брендов. – говорит директор по внешним связям и взаимодействию с органами госвласти Челябинского тракторного завода Андрей Печеркин. Южноуральские машиностроители надеются, что будет принято постановление правительства РФ, проект которого разработан минпромторгом. Его суть – наделение уполномоченной организации правом выдавать производителям дорожно-строительной техники своего рода сертификаты соответствия, что поможет очистить рынок от фальсификата.

Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Валентина Терехина
Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Валентина Терехина
Источник rg.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.