Первый московский троллейбус был пущен 15 ноября 1933 года. Он прошел от Тверской заставы (Белорусский вокзал) до села Всехсвятское (район станции метро «Сокол»).
Впервые идея постройки троллейбусных линий на пригородных направлениях в Москве была высказана в 1924 году. Она возникла вновь в конце 1932 года. Отечественной промышленности было поручено изготовить два опытных троллейбуса на основе отечественных узлов. Обе машины получили индекс «ЛК» (Лазарь Каганович) по имени инициатора введения в Москве троллейбусного сообщения.
Первые машины было решено пустить на загородном участке, и в октябре 1933 года на Ленинградском шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе была смонтирована троллейбусная линия длиной 7,5 км.
В селе Всехсвятское (ныне район станции метро «Сокол») был построен небольшой гараж с мастерскими. 4 ноября 1933 года обе машины были отбуксированы в гараж, а 5 ноября машина номер 2 испытывалась на трассе, и в ней проехали Н.Хрущев, Н.Булганин и приемочная комиссия.
Регулярное движение троллейбуса началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 года. Это была первая в Москве и СССР троллейбусная линия. В январе 1934 года линия была продлена по улице Горького (Тверской) до площади Революции, а в декабре 1934 года построена вторая линия от центра города по Арбату до Дорогомиловской заставы. К концу года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК.
Сегодня в столице насчитывается 8 троллейбусных парков, которые обслуживают 88 маршрутов, работает Московский троллейбусный ремонтный завод. В этой системе трудятся 3 тыс. человек, инвентарь троллейбусного парка насчитывает 1673 единицы. Ежедневно более 1600 троллейбусов в столице перевозят свыше одного миллиона пассажиров.
В прошедшее воскресенье перед центральным выходом ВВЦ прошла традиционная ежегодная выставка старого общественного транспорта из коллекции Мосгортранса. К сожалению, несмотря на то, что имеется коллекция, которая в силах потягаться со многими специализированными европейскими музеями, в Москве до сих пор нет музея, где детям можно было бы показать, какие автобусы, троллейбусы и трамваи ходили по улицам города раньше.
Каждый раз на день города Мосгортранс устраивает импровизированную выставку.
Пройдемся по ней в этот раз и посмотрим на старые образцы техники —>
Знаменитый “синий троллейбус” МТБ-82. Именно про такой троллейбус пел Булат Окуджава.
Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний, в случайный.
Троллейбус практически стал символом Москвы 1950-х и начала 1960-х, периода “оттепели”. Его часто снимали в кино, постоянно он фигурирует на старых фото.
Отреставрированный салон более чем скромен
Полы еще как в дореволюционных трамваях – деревянные и с желобками для отвода грязи
Кабина МТБ-82
Троллейбус ТБЭС, специально изготовленный в 1950-х для курсирования по ВСХВ (ВДНХ)
Этот троллейбус имел обширное остекление внутри, что делало его удобнейшим экскурсионным транспортным средством, ходившим по территории ВДНХ еще до 1970-х
Троллейбус МТБЭС, конец 1950-х – начало 1960-х – один из самых красивых и комфортных советских троллейбусов.
Именно на таком ездила по Москве невеста Юрия Деточкина в фильме “Берегись автомобиля”
Салон
К сожалению, до нашего времени не дожило ни одного легендарного троллейбуса 1930-х.
Например, ЛК-1 – первый московский троллейбус, пущенный еще в 1933 г.
Первый московский троллейбус на конечной в селе Всехсвятское, ныне площадка для общественного транспорта за м.Сокол.
Не дожил до нас ни один из эспериментальных двухэтажных троллейбусов – ЯТБ-3. Такие троллейбусы можно было увидеть на улицах Москвы с 1939 по 1953 г. Несмотря на то, что эти троллейбусы часто встречаются на фото (что неудивительно), реально было из немного – всего 10 машин, а после войны так вообще осталось только 2.
Кондуктору строго воспрещалось пускать людей на второй этаж, если не заполнен первый (боялись, что троллейбус будет неустойчивым), но всем-то, конечно, хотелось прокатиться сверху, поэтому бороться приходилось постоянно. На фото выше оцените двухметрового “Дядю Степу” справа от троллейбуса
Троллейбус был скопирован с аналогичного лондонского, где тоже в то время проходили эксперименты с внедрением троллейбусов.
Поэтому чтобы посмотреть на уникальный советский троллейбус нужно приехать в лондонский музей транспорта и… вот от, красавец:
За исключением мелких деталей выглядит один в один.
От идеи двухэтажных троллейбусов окончательно отказались после войны. Во-первых, появились сочлененные троллейбусы (тот же второй этаж, но в прицепе), и, если в Лондоне сочлененный длинный троллейбус не везде проедет, то в Москве с ее широкими сталинскими магистралями этой проблемы не возникало. А во-вторых, на фото выше видно, что специально для двухэтажных троллейбусов нужно было поднимать провода, при этом водителям простых троллейбусов приходилось слишком высоко задирать “рога”, которые часто отцеплялись, а езда превращалась в мучение, при этом радиус маневра сильно уменьшался.
Но перейдем к автобусам и трамваям:
ЗиС – 8 – массовый советский автобус 1930-х и 1940-х
В салоне теснота как в современной маршрутке и все из дерева
Двери открываются вручную, при этом проход очень низкий и при этом ступенька располагается очень высоко от земли.
Автобус АКЗ – автобус голодных послевоенных лет, собранный наполовину из автобуса, а наполовину из грузовика, двери также открываются и закрываются вручную
Передней дверью при этом орудует водитель, на самой двери снаружи даже ручки нет
Послевоенные автобусы, опять не от хорошей жизни
И, наконец, нормальный и красивый автобус ЗиС-155, конца 1940-х.
Здесь и далее марки автобусов подписаны на номерах
Этот ЛАЗ еще совсем недавно бороздил отдаленные просторы страны
Была выставлена и автомобильная техника:
На отдельной площадке были представлены трамваи от дореволюционного до современного
Отдельно рекомендуем почитать нашу небольшую публикацию с трамвайными историями, мифами и фактами.
Например такой трамвай ходил по Москве с 1907 вплоть до 1959 г. Аскетичное место вагонвожатого. Без сидения
По всему салону идет шнур, соединенный со звонком в кабине вагонвожатого. Обилетив всех, кондуктор дергает за него и отдает сигнал к отправлению.Сам звонок у вагонвожатого.
Опускаемый отвал для подхватывания упавшего на рельсы. Чтобы никто не угодил под колеса трамвая сбоку дополнительно установлены экраны из реек.
Этот трамвай КМ (коломенский моторный) трудился на линии с 1930 по 1974 г., а после списания прославился в кинематографе. Знаменитый старый вагон с номером 2170 снимался в фильмах “Место встречи изменить нельзя”, “Покровские ворота”, “Холодное лето 1953″ и многих других.
Здесь Глеб Жеглов брал карманника Кирпича.
МТВ-82 ходил по улицам с конца 1940-х по начало 1980-х. Обратите внимание, уже появились автоматические двери. Вид сбоку на один из популярных послевоенных московских трамваев.
РВЗ. В 1940-х вагонвожатому стали выделять отделенное от всего салона сидячее место, да и двери вручную закрывать уже не требовалось
Ну, а в 1970-х пошли чешские трамваи, которые все прекрасно знают
И, напоследок, замечательная и явно постановочная послевоенная фотография
Различные виды транспорта на площади Пушкина. “Совершенно случайно” в кадр фотографа попали и двухэтажный троллейбус, и новейший троллейбус и старый автобус, и несколько видов автомобилей, мотоцикл и старые трамваи.
Источники – http://www.calend.ru/, http://moscowwalks.ru/2012/