Зачем современным детям советский милиционер



О секрете михалковского «Дяди Стёпы»

Мария Минаева

Мой сын любит «Дядю Стёпу». Любит настолько, что вся семья знает эту поэму наизусть. И вторую часть – «Дядя Стёпа-милиционер» – тоже. На протяжении трех недель он требовал читать его постоянно и ежедневно смотрел мультфильм. Когда я почувствовала, что всё, больше не могу, потому что в голове постоянно крутятся михалковские строки, ребенок чуть ослабил напор: теперь он вспоминает о любимом персонаже примерно раз в неделю-другую. Мы выдохнули.

Я не раз слышала мнение, что современным детям советская культура далека и чужда, что им непонятны знаки времени, что надо говорить на близком им языке. Однако вот он – обычный современный ребенок, который играет в роботов, любит «Щенячий патруль» и мечтает стать спасателем. Вот он, сидит играет полицейским из «Лего» и приговаривает:

Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнем,
Герб страны блестит на пряжке –
Отразилось солнце в нем!

Он идет из отделенья,
И какой-то пионер
Рот раскрыл от изумленья:
«Вот так ми-ли-ци-о-нер!»

Почему дети так любят дядю Стёпу? Чего такого особенного вложил Сергей Михалков в своего персонажа, так восхищающего ребят вот уже более полувека? Нужна ли эта книжка в домашней библиотеке современной православной семьи? Я думаю – да.

История поэмы

Сергей Михалков, по словам его сына Никиты, сам был большим ребенком. Именно поэтому он и чувствовал детей, именно поэтому написал такие не устаревающие вещи. «Дядя Стёпа» появился в 1935 году, после того, как поэт поработал вожатым в пионерском лагере. Интересный момент: в довоенной редакции поэмы не было строк про линкор «Марат» и защиту Ленинграда. Вот как выглядит первоначальный вариант:

Дядя Стёпа обернулся
И ответил: «Я вернулся!

Заходите! Сто историй
расскажу вам про акул
и про то, как в Чёрном море
я двенадцать раз тонул».

В годы Великой Отечественной Сергей Михалков меняет текст поэмы: в ней загадочным образом появляется линкор «Марат», крепко потрепанный немцами в 1941 году.

Здесь есть еще один интересный момент: я с детства знала вариант поэмы без эпизода с потоплением фашистской подлодки. Когда муж достал с антресолей свою детскую книжку, я очень удивилась, увидев там следующее:

Нелюдимо наше море,
Неспокойно в дни войны.
Днем и ночью на линкоре
Пушки все заряжены.

Глаз усталых не смыкает
Дядя Стёпа – старшина.
Без бинокля гладь морская
Хорошо ему видна.

Вдруг увидел дядя Стёпа
Километрах в тридцати
Что-то вроде перископа
У линкора на пути.

Так и есть! Гляди, моряк:
Под водой таится враг.
Залп один, за ним второй –
Тонут немцы под водой.

Дядя Стёпа улыбнулся,
К морю синему нагнулся,
Из пучины темных вод
Флаг фашистский достает.

Мокрый флаг, линючий флаг,
Под которым плавал враг.
– Отслужила тряпка фрицам! –
Заявляет старшина. –
Но в хозяйстве пригодиться
Может всё-таки она.

Если свастику содрать,
Тряпку с мылом постирать –
Приколотим на пороге,
Будем ноги вытирать!

Оказывается, этот эпизод был исключен поэтом из окончательной редакции «Дяди Стёпы».

С поэмой про милицейские будни героя история тоже любопытная. Как-то раз Михалков нарушил правила, припарковавшись в неположенном месте. К нему подошел милиционер высокого роста, напомнивший поэту Степана. Оказывается, он в годы войны защищал Ленинград. И так он понравился Сергею Владимировичу, что поэма получила продолжение – «Дядя Стёпа – милиционер».

Про феномен дяди Стёпы

Почему дети так любят эти стихи? Почему мой сын – современный мальчик, которого порой с трудом можно оторвать от современных мультсериалов, – зачарованно повторяет строчки этого, казалось бы, безнадежно далекого произведения? Что для него все эти знаки времени: голубятня, бабка, которая полощет в проруби белье, маскарады в парках, этот «высокий гражданин» в кепке, футболке со шнуровкой на вороте и в широченных брюках? В чем загадка? В чем подвох?

Образ дяди Стёпы зиждется на уверенности ребенка, что взрослый может ВСЁ

Во-первых, образ дяди Стёпы зиждется на уверенности ребенка, что взрослый может всё. Нет, не так: ВСЁ. Остановить поезд, достать тонущую бабку прямо с моста, спасти голубей от пожара, открыв чердачное окно, увидеть вражеский перископ на расстоянии 30 километров. Степан – это богатырь, добрый и сильный. А это сочетание вызывает и доверие, и восхищение.

Во-вторых, дядя Стёпа сам как ребенок. Он из тех, «чистых сердцем». Он возится с малышней, беседует с ними, достает им с проводов змея… Шутка такая была в советское время про высоких людей: «Дядя, достань воробушка!» Степан не обижается на прозвища и насмешки. Он и сам порой выражается как дети: «Я задаром спас его». Лев Кассиль говорил, что у Михалкова «смешное и героическое меняются местами». Это правда. Поэт как бы боится быть слишком серьезным, и Степан, только что спасший человека, говорит милую нелепость. Зачем? Михалков отвечает: «Витамины смеха необходимы детям».

Еще один момент: нравоучения в поэме звучат как бы вскользь, они проскакивают между строк, не утомляя ребенка. И при этом мы их помним – парадокс! Кто ж не знает, что «чистить зубы дядя Стёпа никогда не забывал»?

А самое главное – спокойное осознание долга: дядя Стёпа точно знает, что должен делать и чем может помочь

А самое главное, на мой взгляд, – спокойное осознание долга героем поэмы. В нем нет позерства, нет излишней серьезности, но и легкомысленности нет: он точно знает, что должен делать, зачем он поставлен и чем может помочь. И свой рост – объект насмешек, пусть и безобидных, причину многих бытовых неудобств, – Степан использует для того, чтобы помогать людям.

У нас есть все части «Дяди Стёпы», в том числе и про сына – «Дядя Стёпа и Егор» – и «Дядя Стёпа – пенсионер». По моему мнению, в художественном плане они несколько уступают первым, но сюжетно их дополняют. Дети относятся к ним достаточно равнодушно. Пока, по крайней мере. Может быть, темы, затронутые в них, далеки для дошкольников.

Об иллюстрациях

«Дядю Стёпу» иллюстрировало немало выдающихся художников. Назвать лучший вариант просто невозможно. Расскажу о самых известных и ярких с художественной точки зрения – о тех, которые создавали образ героя в нашем детстве.

Знаменитый Фёдор Лемкуль. Ироничные, стильные, авангардные иллюстрации. Многие их не любят, но! – для меня это существенный довод – они фавориты у детей. Дядя Стёпа у Лемкуля смешной, совсем не героический, совсем не богатырь, а скорее долговязый мальчишка. Лично мне больше нравятся иллюстрации Фёдора Викторовича к стихам Хармса. Но детей не обманешь.

Изящный Ювеналий Коровин. Это из книжки мужа с полным вариантом поэмы. Иллюстрации нежные, по манере изображения тяготеют к символизму, мне кажется. Дядя Стёпа на них – такой русский богатырь с пшеничной шевелюрой, чернобровый, румяный, улыбчивый. Акварельные, легкие, мажорные картинки, правда, несколько обобщенные.

Яркий, реалистичный жизнерадостный Владимир Гальдяев. Это уже – книга моего детства. Дядя Стёпа в ней – рубаха-парень. Главное достоинство издания, по моему мнению, – точно и с любовью переданное время, довоенная и послевоенная Москва. Здесь можно говорить с ребенком о зданиях и транспорте, профессиях и одежде – о многочисленных знаках эпохи, передающих ее атмосферу.

Так зачем же нам советский милиционер?

Странное сейчас время, если не сказать – страшное. Мы больше пугаем малышей опасностями и злодеями, чем учим доверять. Этому есть причины: о них мы узнаём из новостей и боимся, боимся – не отпускаем гулять во двор, и провожаем, и звоним, и контролируем. Незнакомец для нас – потенциально опасный человек, и мы не хотим, чтобы он приближался к ребенку, разговаривал с ним. И нет на улицах наших городов такого высокого гражданина, который бы смог взглядом найти потерявшегося в толпе малыша или заставить хулигана ответить за свои поступки.

Но сказка есть сказка. В ней всё должно быть хорошо, по крайней мере хорошо заканчиваться. Зло в сказке не бывает необратимым, иначе она станет слишком тяжкой ношей для детей. И пусть хотя бы здесь будет тот добрый дядя, которому малыш может доверять и может у него учиться. Учиться доброте и сдержанной силе, через которую эта доброта льется на окружающих.

Каждый родитель сам решает, что сказать сыну или дочке о полиции и армии. Однако посреди всего мусора и пошлого барахла, которое просачивается к нам из новостей и фильмов, посреди негатива, который дети невольно слышат из взрослых разговоров, зиждется фигура Степана – доброго великана, бывшего флотского старшины, высотного постового, честного малого. И это замечательно. Я так думаю.

Источник pravoslavie.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.