Париж под Мухой



В Парижском Музее Люксембург открылась выставка знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи, одного из лидеров течения «модерн», который в разных странах называют «ар-нуво», «югендштилем», «либерти» или «тиффани». В экспозиции представлено около двухсот работ живописца, который был также декоратором, дизайнером, скульптором, плакатистом, фотографом, философом-мистиком, масоном и педагогом.

Декоративные работы Мухи пользовались колоссальным успехом во всем мире. Он оформлял интерьеры, работал для известных ювелиров, иллюстрировал книги и журналы, рисовал этикетки и виньетки, изобретал рекламу шоколада, шампанского, мыла, бисквитов, велосипедов и т.д. Все это тиражировалось в тысячах экземпляров по всему миру.

Альфонс Муха, Автопортрет

Художник-визионер видел особую миссию, подчеркивают кураторы парижской ретроспективы, в сплочении славянских народов. Он верил, что их объединению в интересах всего человечества поможет искусство, имеющее общие византийские корни. Один из главных разделов нынешней выставки — «Муха — патриот». «Художник, — говорил он, — должен хранить верность своим национальным корням».

Едва ли не своим высшим творческим достижением мастер считал «Славянскую эпопею» — масштабный цикл из двадцати картин. На них запечатлены важнейшие, с его точки зрения, эпизоды в истории славян разных стран. Центральное полотно «Отмена крепостного права на Руси» композиционно во многом повторяет суриковское «Утро стрелецкой казни». Любопытно, что финансировал этот грандиозный проект американский предприниматель-миллионер Чарльз Крейн.

Уроженец небольшого городка Иванчице в Моравии, входившей в состав Австро-Венгерской империи, Муха учился в Вене, Мюнхене, а затем в Париже. В этих городах — а потом и в Нью-Йорке — он стоял у истоков славянских ассоциаций, обществ и клубов.Реклама папиросной бумаги «JOB». 1896

В Париже Муха примкнул к «Салону ста», который собирал литературно-художественную богему — Тулуз-Лотрека, Боннара, Малларме, Верлена, изобретателей кинематографа братьев Люмьер. Какое-то время он делил свою парижскую мастерскую с нищим Полем Гогеном, который вернулся с Таити и готовил выставку последних работ. Тот же Гоген и известный чешский художник Франтишек Купка порой служили Мухе моделями.

Слава пришла к нему в одночасье. В 1895 году он написал афишу для великой актрисы Сары Бернар, которая играла в пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда» в театре «Ренессанс». Плакатами был заклеен весь Париж. В дальнейшем Муха в течение нескольких лет придумывал афиши, костюмы и декорации для спектаклей «Медея», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет», «Лоренцаччо». Его работы, утверждали арт-критики, оказались глотком свежего воздуха для парижской сцены.

Картины Ар-нуво, югендстиль, сецессион - Альфонс МухаВо многом благодаря гениальному дизайнеру, в конце XIX столетия во Франции афиша заняла центральное место в изобразительном искусстве. «Я предпочитаю быть популярным иллюстратором, — подчеркивал живописец, — а не апологетом искусства для искусства». И в годы бурного расцвета авангардистских течений в Европе он неизменно выступал в защиту фигуративной живописи.

НКартины Ар-нуво, югендстиль, сецессион - Альфонс Мухаа рубеже XIX–XX веков широкой публике кружили голову так называемые «женщины Мухи». Как отмечают искусствоведы, в своих работах художник отразил славянский тип — красавиц томных, чувственных, загадочных, экзотических, с пышной копной волос. Они часто символизировали виды искусства, времена года, знаки зодиака или драгоценные камни. Их популярности способствовало и то, что в те годы Францию, напоминают искусствоведы, захлестнула волна славянофильства. Ее кульминация пришлась на визит в Париж в 1896 году российского монарха Николая II.

В России чешский мэтр получил широкую известность сразу после первой выставки работ в Петербурге в 1898 году. Тогда же волжское пароходство заключило контракт с французской фирмой Ruinart на рекламу шампанского, придуманную опять-таки Альфонсом Мухой.

«Отмена крепостного права на Руси». 1914В нашей стране художник побывал в 1913 году в канун празднования 300-летия Дома Романовых, собирая материал для «Славянской эпопеи». В то время великая княгиня Елизавета Федоровна Романова поддерживала «Русский православный модерн», который был так созвучен чешскому художнику. Муха посетил Петербург и Москву — Третьяковку, Троице-Сергиеву лавру, побывал в гостях у своего друга, художника Леонида Пастернака, в тот день, когда его сын Борис отмечал выход своего стихотворного сборника. В России гостя поразило то, что повсюду он видел свои афиши и плакаты.

По свидетельству очевидцев, он увидел, что в нашей стране проснулся «исконный русский дух». В дальнейшем во время голода в России в начале 20-х годов для международного общества «Помгол» («Помощь голодающим») он написал картину-плакат Russiа restituenda («Россия возродится»). На ней он изобразил молодую мать с умирающим на руках ребенком.

После оккупации Чехословакии фашистской Германией в марте 1939 года Муха попал в гестаповские списки как «опасный патриот — художник». Его арестовали в числе первых, вскоре после допроса он заболел пневмонией и умер 14 июля 1939 года, не дожив нескольких дней до своего 79-летия.

Источник portal-kultura.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.