Пока наша пресса и социальные сети продолжают тщательно разбирать по косточкам интервью Петрова и Боширова, которых Лондон обвиняет в покушении на Скрипалей, западные СМИ на месте не стоят. Дело обрастает все новыми подробностями. Нам рассказывают, что Петров с Бошировым время в гостинице в Солсбери проводили очень бурно, мешали другим постояльцам и даже вызывали в номер проститутку. Кроме того, пишут, что в деле появились еще двое подозреваемых. Их имен пока не называют, но зато говорят, что один из них – представитель нашего посольства, с которым якобы встречались основные фигуранты и получали от него инструкции, а второй – врач, он должен был проследить, чтобы отравители не отравились сами. Тут надо отметить, что подобного рода информацию распространяют британские газеты. Тогда как официальные лица ведут себя чуть сдержаннее. Это обычная практика информационной войны: в случае чего, всю вину за распространение недостоверных сведений можно спихнуть на журналистов.
Надо отдать должное условной англичанке. Гадит она вдумчиво, методично и основательно. История со Скрипалями продолжается более шести месяцев, и конца края ей не видно. Хотя на первоначальном этапе обвинения Лондона в адрес Москвы сыграли на руку нашим властям, обеспечив Путину высокие результаты на выборах президента, но вот как раз вдолгую мы, к сожалению, начинаем проигрывать. С чем это связано?
У нас привыкли часто и много рассуждать об информационных войнах, но вести их на глобальной площадке мы толком так и не научились. Какие-то вещи, которые нам кажутся самоочевидными, нелепыми и лживыми, в глазах граждан иных стран могут выглядеть совершенно иначе. У нас привыкли, что информационный повод изживает себя буквально за несколько дней, максимум – за несколько недель. Поэтому в большинстве случаев наши официальные деятели и наша пропаганда предпочитают пережидать пока «она само всё успокоится». Но ничего не успокаивается. Каждая атака против России ведётся очень и очень долго. Любой новостной повод западная пресса поддерживает на плаву буквально годами. До тех пор, пока он не станет общепризнанным на Западе фактом, который в любой удобный момент можно доставать, подкрепляя им очередную новость. К примеру, дело Литвиненко не только не забылось, но и никуда не делось из западной повестки. Более того, отравление Литвиненко прочно вошло в западный художественный мейнстрим. О нем упоминают в детективных сериалах, о нем говорят даже в дамских романах – «таковы эти русские, чуть что – травить». Дети, которые родились на Западе в год смерти Литвиненко, уже учатся в школе и для них нет вопроса в том, что именно случилось с бывшим работником российской госбезопасности.
Пока мы здесь у себя иронизируем, ёрничаем, возмущаемся или недоумеваем, на Западе планомерно выстраивают целостную картину России как страны абсолютного зла. Наши спецслужбы могут взорвать дома с мирными жителями, и по всему миру убивать отступников. Россия вторгается в соседние страны и аннексирует их территории. Мы вмешиваемся в чужие выборы, сеем межнациональную рознь, не уважаем права человека. Со временем свойства, которые прежде приписывали исключительно нашим властям, стали все чаще приписывать уже и всему нашему народу.
Все наши требования доказательств, проведения совместных расследований – слабая и проигрышная позиция. Официальные лица зарубежных стран публично демонизируют наше руководство, сравнивают наш режим с режимом Гитлера, что для нашей страны оскорбительно в самой высочайшей степени. А что в ответ? А в ответ наш официальный представитель облачается в медицинский халат.
Наша политика реактивна. Мы постоянно играем чёрными и не намерены вести какую-либо другую игру. Мы постоянно апеллируем к западным ценностям, к презумпции невиновности, к международному праву. Но после падения СССР международное право определяют наши геополитические противники. Мы удивляемся, когда нам предлагают явиться с повинной в надежде на некие послабления. А ведь западная судебная система давно уже так работает. Тебя обвиняют в убийстве. Хочешь – иди в суд к присяжным. Если проиграешь там, то можешь сесть на электрический стул. Или же ты можешь признать свою вину, договориться с прокурором и отсидеть всего лишь десяточку. Есть подозрение, что в рамках этой системы сотни невиновных людей оговаривают сами себя. Но у нас по-прежнему считают именно западную судебную систему самой гуманной и справедливой в мире.
Собственно, состязательный процесс всегда так работал. Не так важно, совершили вы преступление или нет. Важно, как вы выглядите в глазах присяжных. Важно, насколько убедителен ваш адвокат. Именно поэтому хороший адвокат долго натаскивает и обвиняемого, и свидетелей защиты перед процессом.
Мы не можем ничего сказать по сути дела после интервью Петрова и Боширова. У нас нет фактов, мы ничего не знаем. Об этом, кстати, говорит и сама Маргарита Симоньян, которая брала интервью. Но мы можем сказать одно: эти люди были крайне неубедительны. Они выглядели, что называется, мутно. Даже если они просто оказались в неправильное время в неправильном месте, они уже стали элементом информационной войны. Хотели они того или нет. Будь они сотрудниками спецслужб, растерянными геями или же обычными контрабандистами – выпускать их в таком виде на широкую публику было нельзя. Это серьёзная ошибка, которая нам еще аукнется. В конце концов, наш президент прямо заявил, что эти люди не нарушили никаких законов нашей страны. Если они нарушили законы Великобритании, пусть нам предоставят данные. И если эти данные нас удовлетворят, то мы сами будем судить их, поскольку Россия своих граждан никому не выдает.
Да только никому на Западе это не нужно. Обвиняют-то не пешек, обвиняют наше руководство и всю страну в целом. Это повод не для усмешек, а для разрыва дипломатических отношений. Вместо этого нам демонстрируют двух странных людей, и впервые с начала развития всей этой истории верить нашей официальной версии перестают не только на Западе, но даже и у нас в стране. Да кто? Самые отъявленные лоялисты. Далеко не все, конечно, а лишь некоторые. Но прежде от них такого ожидать не приходилось.
Впервые внутри собственной страны мы обогнали Англию в соревновании по неубедительности. И, что хуже всего, наше телевидение продолжает раз за разом крутить фрагменты интервью, пытаясь на их основании чего-то там доказывать. сказать, это серьёзный выигрыш Запада, к которому они даже руку не приложили. На этот раз мы всё сделали сами.
Источник zavtra.ru