«Сеть по всей России». Как Госдеп США отбирает талантливых российских школьников

429

Уроки английского языка превратились в своеобразный кастинг.

Что бы вы сказали, узнав, что ваш ребенок раз в год проходит своеобразный кастинг от Госдепа США? Да-да, в обычной школе, на обычном уроке. Консул к ним, конечно, не заходит – за него всю работу выполняют обычные учителя английского языка.

Ищет Госдеп будущих лидеров мнений, причем желательно из маргинальных групп. Пройдя соответствующий кастинг, «лучшие из лучших» отправляются в США – приобщаться к великой культуре демократии и «осознавать проблемы родной страны».

Мы вот узнали, и постараемся сказать пару слов. Ну а заодно объяснить – при чем тут Госдеп, некоммерческие организации и региональные ассоциации преподавателей английского языка.

Project Harmony

Заведует данным кастингом некоммерческая организация Project Harmony, представляющая в России одноименную контору из США. Специализируется проект на создании программ по обучению нынешних и будущих «лидеров мнений». Основной возраст учеников – 15-22 года. Сначала молодежь обучается в своих странах, а позже, самые достойные едут в США – постигать знания в самой колыбели демократии. При этом, на официальном сайте Project Harmony подчеркивает – один из основных принципов проекта – работа именно с маргинальными группами.

За 30 лет существования, проект «обучил» более 10 000 человек. Особое внимание «Проект Гармония» уделяет странам бывшего СССР – Украине, Армении, Грузии и России. Да и создавался под «закат великой эпохи» – в 1985 году.

Две самые стабильные и популярные программы проекта – Access и Advanced. На родине одну из них описывают следующим образом:

«Основной целью Access является изменение жизни студентов, повышение их социальных навыков и лидерства. Это развивает общественное осознание проблем страны, и то, как они могут их решить. Хотя изучение нового языка может быть трудным, Access пытается улучшить систему обучения и делает ее частью жизни студента, а не обязанностью.»

Официально, они созданы для изучения детьми из тех самых маргинальных групп английского языка. Но за счет «вспомогательных курсов», уроки английского отходят на второй план. Мы же помним – «Проект гармония» специализируется на воспитании лидеров мнений. Ну а реализуются и Access, и Advanced руками российских преподавателей английского языка.

НАПАЯз

В 2016-м году в России появилась Национальная ассоциация преподавателей английского языка. Учитывая специфику, официальное наименование она имеет и на английском – The national Association of teachers of English, или же сокращенно NATE.

Общероссийская ассоциация объединила в себе созданные ранее региональные объединения. К примеру, в том же Смоленске местная ассоциация появилась в 2005 году на базе частного «Смоленского гуманитарного университета» и образовательного центра «Файн». Создавалась она при активной поддержке Офиса английского языка при Посольстве США в Москве. В то же время, схожие организации как грибы вырастали и по остальной стране. В создании каждой из них в той или иной форме активное участие принимало посольство США.

Казалось бы, что тут плохого? Ну подумаешь, к университетскому английскому американцы имеют посредственное отношение (кто не видел разговоров британцев и американцев, казалось бы, на одном языке – загуглите. Люди разговаривают вроде бы на одном языке, но понять друг друга не могут). Но помогают российским школьникам учиться – неплохо.

Access/Доступ

На базе региональных объединений и проводятся заинтересовавшие нас программы Access и Advanced. О том, как они реализуются нам рассказала президент смоленской ассоциации учителей английского языка Екатерина Машурова.

В Смоленске обучающие программы проводятся на базе образовательного центра «Файн». Вот только никаких объявлений о наборе учебных групп вы не найдете – участников программ в школах определяют сами учителя английского языка. По словам Екатерины Анатольевны, ключевыми при отборе являются личные данные ученика – его лидерские качества и целеустремленность. Знание предмета отходит на второй план – иначе зачем нужно было бы их учить английскому языку? Стараются преподаватели отдавать приоритет и ребятам из неблагополучных семей, или же плохо социализированным в обществе. Когда им еще выпадет такой шанс?

Номинированные учителями школьники приходят в «Файн», где проходят собеседование. В итоге, преподаватели отбирают полтора десятка самых подходящих детей. Которые и будут допущены к программе.

Школьники, показавшие наилучшие результаты уже в самой школе, отправляются в США, где с ними занимаются профессиональные педагоги.

Кто платит учителям?

Мы пока отпустим Екатерину Анатольевну – она человек занятой, тем более только вернулась из США, где гостила с очередной порцией улетевших просвещаться российских школьников. Но расскажем о том, чем президент смоленской ассоциации преподавателей английского делиться не стала. А именно – о финансировании программ.

Как мы помним, деньги на образовательные мероприятия преподавателям дает «Проект гармония» – российское представительство американской организации Project Harmony. Она же, в свою очередь, берет их у Госдепа США (информация открытая, ее особо никто и не скрывает).

Нашим авторам не дают покоя некоторые логические несостыковки. В последние годы отношения между Россией и США накалились до предела. Чего стоит одна взаимная высылка дипломатов и закрытие американского консульства в Санкт-Петербурге. Параллельно с этим, Госдеп в 3 раза увеличивает финансирование Project Harmony. Только на Россию НКО готова потратить 720 тысяч долларов в год.

Усложняется и процедура получения виз на въезд в Америку. На прошлой неделе, Генконсул РФ в США заявил, что американцы практически прекратили выдачу виз россиянам. Ситуация доходит до крайностей – в конце лета в штате Юта утонул россиянин. Прилететь за его телом родственники не могут до сих пор – консульство страны не выдает даже гуманитарные визы. Тем временем, по программам Access и Advanced российские школьники продолжают летать в колыбель демократии.

«Шифруется» Project Harmony и с официальным оформлением своих программ. Отношения между региональными ассоциациями учителей английского языка и НКО никак не «светятся». НКО заключает договоры не с юридическими лицами, а непосредственно с преподавателями, принимающими участие в программе. Все-таки сотрудничество организаций, созданных при поддержке посольства США и НКО, финансируемого Госдепом той же страны на территории России много у кого вызвало бы ряд вопросов. А так – вроде как все тихо и красиво.

Как живут вернувшиеся «выпускники»

И все бы это выглядело очередной теорией вселенского заговора, если бы не реальные истории. в 2012-2013 годах, в Воронежской области провели конкурс на право разработки Елкинского и Еланского медно-никелевых месторождений. И местным активистам это не понравилось – регион захлестнули акции протеста. Некоторые из них докатились аж до Москвы.

Тогда же в регионе появилось и движение «В защиту Хопра», возглавляемое помощником депутата Госдумы Ильи Пономарева Константином Рубахиным. «Защитники» активно устраивали митинги и другие акции протеста.

Одну из ключевых ролей в этой истории играла Татьяна Каргина, официально работавшая как раз-таки на российское представительство Project Harmony. В числе достижений Каргиной – написанное по заказу Агентства при Госдепе США по международному развитию методическое пособие для гражданских активистов. Среди активистов движения светились и выпускники программы Advanced.

Закончилась история плачевно – протестующие напали на поселок геологов-вахтовиков и полностью сожгли его. Видимо, свою роль сыграло то самое пособие.

Лидеры мнений

Судьбой выпускников программ «Проекта гармония» интересуются не только журналисты, но и кураторы программ. Так, при поступлении на обучение студенты и родители школьников подписывают соглашение и дают согласие на использование Госдепом США своих персональных данных, которое действует и после прохождения программы.

Оно и понятно. Вместо навязываемого федеральным ТВ концепта «мамкиного революционера» (привет историям о ходящих на митинги школьниках), выпускники программ «Проекта Гармония» оказываются в общественных организациях при депутатах Госдумы и схожих организациях. Чувствуете разницу?

А подбирают подходящих для правильного обучения детей ничего не подозревающие школьные учителя. Со стороны организатора нужны только деньги и изначально заложенный фундамент, в лице региональных ассоциаций с «правильным» вектором развития. Минимум вложений – максимум выхлопа. Все в лучших традициях капитализма.

Источник ruskline.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: