Кто кого перерешает За партой будущие Нобелевские лауреаты?



За партой будущие Нобелевские лауреаты?

Уже 17 золотых медалей в копилке российских школьников – победителей международных интеллектуальных соревнований нынешнего года. Только что с очередным трофеем из Японии вернулась наша сборная по информатике: два “золота” и два “серебра” на IOI-2018, где за призовые места состязались более 900 ребят из 85 стран мира.
  Шустрый робот-сортировщик принес шестиклассникам из Новосибирска три золотые медали. Фото: Татьяна Кравченко
Шустрый робот-сортировщик принес шестиклассникам из Новосибирска три золотые медали. Фото: Татьяна Кравченко

Может ли мыльный пузырь привести к победе? Кому по силам будет решить одну из “нерешаемых” математических задач тысячелетия? Прогноз климата за партой: фантастика или реальность?.. Корреспонденты “РГ” рассказывают, чем живут наши юные интеллектуалы и какими разработками хотят заниматься в будущем.

Робот из 6-го класса

Спелую ягоду робот старательно тащит в “гастроном”, обозначенный на поле красным, зеленую – в зону созревания, желтую, что по “легенде” просто нетоварного вида, – на завод по переработке фруктов, а протухшую синюю – в такого же цвета сектор на утилизацию. Умный механизм, распределяющий по местам ягоды из деталей конструктора, помог трем новосибирским шестиклассникам завоевать первое место на Мировом чемпионате подростковой робототехники в Китае. “Золотая” для россиян номинация – “сокращение пищевых отходов” – была одной из важнейших.

Как объясняет член команды Алена Шилкова, когда робот оказывается на поле, ничего исправить уже не получится: никакого пульта управления. Остается только смотреть и болеть за своего механического “спортсмена”. А соперники на чемпионате достойные: из Китая, США, Румынии, Армении, Южной Кореи, Малайзии… Еще недавно сильнейшими считались китайские школьные роботы – очень компактные, очень подвижные и очень легкие. Российские получались более громоздкими. Однако в этом году все изменилось.

– В соревнованиях по робототехнике важны скорость, слаженность, – уверен Егор Шаламай. – На чемпионат мы привозим робота в разобранном виде и перед стартом нужно как можно быстрее его собрать.

Алгоритмы приходится подстраивать на месте.

– Дело в том, что условия всегда отличаются, – не отрываясь от монитора, рассказывает главный программист команды шестиклассников Данил Алешков. – Разный уровень освещения, на что реагируют сенсоры, разное качество полей, что тоже влияет на “поведение” робота. Поэтому корректировка обязательна.

Ум против зубрежки

Еще один ученик из Новосибирска, 11-классник Данил Афонин – золотой медалист Международной олимпиады по биологии, прошедшей в Иране. На арене этого престижного состязания сошлись ребята из 70 стран.

– Всероссийские соревнования от международных отличаются: если у нас задания скорее на знания, то на олимпиаде – “на подумать”. Думать мне удается хорошо, а вот с зубрежкой дела хуже, – рассказал “РГ” Данил Афонин. – Какие были задания? Например, очистить белок из бактерии, определить его концентрацию, провести реакцию с другими белками и ДНК, разогнать то, что получилось на гель-электрофорезе, интерпретировать результат и ответить на вопросы о свойствах этого белка. В общем, ничего сложного.

Какой прогноз на завтра?

17-летний москвич Ален Коспанов – первый россиянин, который стал абсолютным лидером в личном зачете на Международной олимпиаде по географии в Канаде. Способности у него проявились рано: к четырем годам научился читать, причем сразу энциклопедии. Теперь он уже первокурсник географического факультета МГУ.

Нередко российские участники международных олимпиад школьников показывают знания на уровне доктора наук

– Хочу быть климатологом. Почему? До сих пор в мире нет математических моделей, которые бы точно описывали процессы изменения климата. Аналитическая разработка нового – мне это интересно, – говорит Ален. – Например, сейчас я изучаю изменение температур в Москве с 1779 года. Пока прогноз такой: лето станет более дождливым, а зима будет сильно теплеть.

Нестандартная математика

Марат Абдрахманов из Челябинска – победитель 59-й Международной математической олимпиады. В этом году с красным дипломом закончил в родном городе физико-математический лицей № 31.

Его наставник Михаил Лепчинский для подготовки к престижному состязанию старался выбирать самые нестандартные задачи. Они стали с Маратом своего рода спарринг-партнерами, соревнуясь, кто кого перерешает. Причем ученик не раз удивлял учителя. “Вроде бы спит, но потом выдает оригинальную идею, которая даже мне не приходила в голову, – рассказывает Лепчинский. – Без преувеличения, нынешние участники международных олимпиад должны владеть большим объемом знаний, чем доктора наук!”

Станислав Крымский из Санкт-Петербурга – единственный в истории России обладатель золотых медалей в международных олимпиадах среди школьников сразу по двум предметам – математике и физике.

– После университета хотел бы развивать науку в России. Меня привлекают задачи, которые решаются на стыке разных дисциплин: физики, математики и биологии. Хочу получить качественное математическое образование, поэтому поступил в СПбГУ, в исследовательскую лабораторию им. П.Л. Чебышева, – делится он. – Как справляемся со стрессом международных олимпиад? Во-первых, нас хорошо готовят тренеры. Когда по восемь с часов в день занимаешься математикой, перестаешь нервничать. Во-вторых, режим: утром и вечером – двухкилометровые пробежки и обливание холодной водой.

Физика без лирики

Захар Яковлев, выпускник Санкт-Петербургского лицея “Физико-техническая школа” Академического университета, в Лиссабоне взял “золото” на международной олимпиаде по физике. Львиную долю времени он проводит за решением задач по физике или программированию. И получает от этого настоящее удовольствие. А настоящий кайф, когда понимаешь, что все решил правильно. Захар – уже студент университета ИТМО. Свое будущее не разделяет с квантовой физикой. Тот факт, что наука сегодня – не самая денежная отрасль, не смущает ни его, ни его родителей.

А выпускник московской школы №192 Слава Кузнецов – тоже победитель-физик – поступил в Московский физико-технический институт.

– Задачи на международной олимпиаде практические. Одна из самых интересных – как вылечить рак. Казалось бы, причем тут физика? Все просто: нужно было рассчитать, как растет опухоль, ее радиус в разные отрезки времени и какой мощности нужно подать излучение, чтобы уничтожить только раковые клетки и не задеть здоровые. Сама идея такой модели мне показалась очень интересной. Физика сейчас в биомедицине очень актуальна, – рассказал Слава.

Не мыльный пузырь

Выпускник нижнекамского лицея №35 Андрей Кобелев – в числе серебряных призеров Международной олимпиады по химии. Свою любовь к науке объясняет лаконично: “Прикольно изучать природу, узнавать, как все устроено”. Планы у него амбициозные: как минимум сделать большое открытие на стыке наук. На вопрос, как появился интерес, Андрей отвечает коротко: “У меня был классный учитель”.

17 золотых медалей в копилке российских школьников – победителей международных олимпиад

– Я дала ему задание, посвященное мыльным пузырям, – вспоминает преподаватель химии Ирина Хомякова. – Нужно было сделать их максимально большого размера, как показывают в шоу. Андрей отыскал необходимые для состава компоненты и с задачей справился. Причем почти без моей помощи.
Когда на городском конкурсе пятиклассник представил свои “усовершенствованные” пузыри, жюри впервые за историю турнира ему аплодировало. Так Андрей Кобелев начал свой путь в науку.

Источник  rg.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.