Афонский узел

294
Кто стремится нарушить дружественные отношения между Грецией и Россией.
Владимир Малышев

Консульский отдел посольства Греции отказал в шенгенской визе управляющему делами Московской патриархии, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, планировавшему совершить паломническую поездку на Святую гору Афон. «Владыка Варсонофий уже многие годы совершает осенью паломничество на Афон, однако на этот раз ему отказали в получении визы», — сообщили агентству РИА Новости в управлении делами Патриархии.

Ранее в ряде российских СМИ появилась информация о том, что греческое консульство отказывает в выдаче виз российским священникам или предоставляет не трехлетние, как обычным туристам, а месячные визы. Так, протоиерей Владимир Вигилянский сообщил, что в конце мая его жене дали визу на три года, а ему — всего на месяц, хотя он просил трехгодичную. Вигилянский, по его словам, был до этого в Греции уже не менее 15 раз, и обвинил власти страны в «грубейшем нарушении» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в дискриминации. Протоиерей заявил, что многие российские священнослужители жаловались на то, что в последние полгода сталкивались с подобными ситуациями — визу давали максимум на месяц.

Протоиерей Василий Биксей заявил РИА Новости, что этим летом планировал провести отпуск с семьей в Греции, визы дали всем членам его семьи, но ему самому отказали. В августе МИД России направил в посольство Греции ноту с просьбой дать разъяснения по поводу трудностей с выдачей виз священникам Русской православной церкви. Однако ответ пока так и не поступил.

Монашеская республика

Впрочем, ничего особо удивительного в таком отношении к поездкам русских священников на Афон нет. Греки, на самом деле, уже давно с подозрением относятся к русским на Святой горе Афон – единственной в мире православной монашеской «республике» на полуострове Халкидики. И это несмотря на то, что русский монастырь Святого Пантелеимона был основан там русскими монахами более тысячи лет назад, и именно Россия покровительствовала Афону в годы турецкого владычества над Грецией. Царское правительство ежегодно выдавало афонским монастырям 100 тысяч рублей золотом, что позволило им сохранится в трудные для Эллады времена. Но после революции 1917 года положение резко изменилось.

Правительство Керенского прекратило субсидии, и в Греции стали опасаться «коммунистического влияния». Новых русских монахов на Афон попросту перестали пускать. В результате ко времени краха СССР в древнем русском монастыре на Афоне осталось всего 27 монахов, в основном глубоких стариков, хотя в 1910 году их было на Святой горе несколько тысяч.

Русский монастырь и скиты пришли в запустение, здания разрушались.

Автор этих строк был первым советским журналистом – корреспондентом ТАСС, который посетил Афон еще в 1988 году, и тогда в советской печати появилась его первая в атеистическом СССР статья об Афоне и уникальном русском монастыре. После этого автора статьи вызвали в МИД Греции, где заявили, что никакого русского монастыря на Афоне нет: все монастыри – греческие, поскольку все монахи на Святой горе имеют греческие паспорта.

С точки зрения современного международного права Афон – территория в составе Греции, самоуправляющаяся на основе собственной Уставной хартии 1924 года. Хартия, в свою очередь, опирается на буллу византийского императора Константина Погоната, передавшего в 676 году Афон в вечную собственность монахам-насельникам. Особый статус Святой горы закреплен в конституции Греции. «В соответствии с его древним привилегированным статусом Афон является самоуправляющейся частью Государства Греция», говорится в ст.105. Управление Афоном совместно осуществляют 20 монастырей, безраздельно владеющих его территорией. Светская власть представлена на Афоне губернатором, ведет административное наблюдение за действиями представителей монастырей и гарантирует сохранение общественного порядка, а также безопасность находящихся на Афоне лиц. В духовном аспекте Афон находится под юрисдикцией Вселенского (Константинопольского) патриарха.

Некоторые правоведы говорят о сюзеренстве, либо протекторате Греции над Афоном. В этом толковании Греция и Афон являются суверенными образованиями. Афон делегирует Греции ряд важных полномочий, таких как ведение внешней политики, но сохраняет собственное управление. В 1979 году Греция заключила с Евросоюзом Договор о вступлении в эту организацию, и частью ЕС по умолчанию стала и Святая гора. Была принята отдельная декларация относительно Афона: «Европейский союз признает, что особый статус Афона, гарантированный ст.105 конституции Греции, обусловлен исключительно причинами духовного и религиозного порядка». В 1992 году Греция примкнула к Шенгенскому соглашению об отмене виз и паспортного контроля между государствами-членами ЕС. И здесь была согласована оговорка относительно «Горы Афон»: «Стороны договорились учесть особый статус Афона в процессе применения Шенгенского соглашения», говорится в декларации. Имелась в виду сохранность древней традиции – аватона, которая запрещает доступ на Афон женщин и даже животных женского пола. Его нарушение является преступлением согласно УК Греции и карается тюремным заключением от 2 месяцев до года.

Наступление на вековые традиции

Однако в последнее время ЕС развернул наступление на эти вековые традиции Афона. Уже в 90-е годы некоторые депутатки Европарламента требовали открыть Афон для женщин, мотивируя это заботой о женском равноправии. Инициативы были поддержаны министерствами иностранных дел Финляндии и Швеции. Европарламент принял резолюцию относительно соблюдения прав человека в странах ЕС, призывав «снять запрет на посещение женщинами Горы Афон, введенный в 1045 году монахами расположенных там монастырей и нарушающий в наши дни повсеместно признанный принцип равенства полов, правовые акты ЕС по борьбе с дискриминацией и нормативы о свободе передвижения граждан внутри Евросоюза».

Еврокомиссия и другие исполнительные органы Евросоюза вроде бы официально пока не ставят аватон под вопрос. Но еврочиновники хотели бы превратить Афон – святой для православных удел Богородицы – в туристическую зону, доступную практически для всех желающих.

Такая обстановка вокруг Святой горы, наступление на ее вековые традиции – часть общей антицерковной политики глобалистов во всем мире. В ряде европейских стран уже рассматривались иски атеистов, требовавших удаления распятий из детских садов, школ, государственных учреждений, поскольку христианские символы якобы навязывают детям религиозные убеждения.

Такие тенденции усилились и в православной Греции, особенно после прихода к власти правительства левых радикалов СИРИЗА во главе с Алексисом Ципрасом. Ципрас – первый в современной истории Греции глава правительства, позиционирующий себя как убежденный атеист. Он впервые не клялся на Библии, приводя правительство к присяге, и не крестил своих детей в церкви, хотя этого требуют греческие традиции. Его правительством был принят целый ряд мер, который вызвал возмущение Элладской православной церкви. Недавно митрополит Калавритский Амвросий направил Алексису Ципрасу открытое письмо, в котором заявил, что тот поставил себе целью уничтожение Элладской православной церкви. Владыка напомнил, что он был одним из тех, кто поверил предвыборным обещаниям Ципраса и рассчитывал на осуществление политики по освобождению Греции «от оккупации ее европейскими партнерами». Вместо этого правительство целенаправленно стало вести Грецию к катастрофе. В частности, властями, как считает митрополит, поэтапно уничтожаются «экономика, культурное наследие, история, традиции и Православная вера».

В декабре 2015 года парламент Греции принял закон, легализующий сожитие гомосексуалистов. Сам Ципрас перед голосованием заявил, что этот закон будто бы «выводит страну из отсталости», и что греческому государству должно было быть стыдно за маргинализацию «значительной части собратьев и сограждан».

Это тоже вызвало возмущение многих греков и, прежде всего, православной церкви. Митрополит Серафим заявил, что легализация сожительства гомосексуалистов противоречит принципам веры и что «сегодня хотят создать новый вид человека, которого не существует в природе». «Америка и Фонд Сороса продвигают гражданское партнерство, чтобы разрушить православную веру в Европе», – заявил митрополит.

Следует отметить, что атака глобалистов на православную Грецию началась еще задолго до прихода к власти премьера-атеиста. Так, например, Генри Киссинджер, как свидетельствует греческий журнал «Немезида», в свое время заявил: «Греческим народом трудно управлять, и поэтому его следует глубоко поразить в его культурных корнях. Тогда он образумится. Я имею в виду, что мы поразим язык, религию, их духовные и исторические ресурсы, чтобы уничтожить для него всякую возможность развиваться, выделяться, самостоятельно существовать».

Операция «Джованни Векко»

Вот почему и была развернута атака против мировой православной святыни – горы Афон. В греческом бюллетене Союза ученых в защиту афонского монашества «Страж Афона» был опубликован текст документа под названием «Операция “Джованни Векко”», разработанного совместно с Ватиканом. Название операции выбрано неслучайно. «Джованни Векко» — это итальянский вариант имени печально известного в Греции Константинопольского патриарха Иоанна Векка (1275—1282), который в 1280 году пытался заставить афонских монахов принять унию под угрозой физической расправы с несогласными. Был даже случай: когда вооруженный отряд папистов не добился от монахов монастыря Зограф согласия на принятие унии, то башня, в которой они заперлись, была обложена хворостом, и в ней живьем сожгли 26 монахов во главе с игуменом.

В том же бюллетене сказано: «Все, что написано в тексте, можно рассматривать как пророчество событий, происходящих сейчас, он дает ответ на многие нынешние события». Вот лишь некоторые выдержки из этого «перспективного плана», целенаправленного разрушения вековых традиций цитадели православия в Европе:

– отмена запрета на пребывание женщин на Афоне, «являющемся последней крепостью тьмы и реакции в современной Европе»;

– Святая гора должна быть по закону объявлена археологической территорией; все монастыри — музеями (кроме тех, которые переоборудуют под гостиницы), а в каждом монастыре-музее оставлен минимум братии с подходящим образованием для работы гидами;

– как можно быстрее необходимо построить дороги для движения автомобилей и автобусов, канатные дороги, рестораны, бары, дискотеки, создать казино, чтобы обеспечить приятное пребывание для туристов…

«Главной преградой, – опасаются разрушители, – остается существование на Афоне монастырей других православных стран, которые, конечно, будут противодействовать всем нашим планам и станут полюсом притяжения всех греческих священнослужителей, сопротивляющихся каждому новому веянию; многие из них являются фанатичными сторонниками юлианского календаря так же, как и русские, сербы, болгары. Пока они будут действовать и существовать на Святой горе, осуществление наших конечных целей будет затруднено…». И далее в документе:

«Существование и любая деятельность этих монастырей должны быть выкорчеваны полностью и как можно быстрей… Все клирики Афона, симпатизирующие России, Сербии, Болгарии и другим православным мракобесам, придерживающимся юлианского календаря, должны быть удалены с Афона, даже и принудительно…».

Под давлением США и ЕС

И вот теперь в соответствии с этим планом США и под давлением ЕС в Греции стали все активнее размываться традиции православия, исторические традиции крепкой семьи, нравственности и нетерпимости к порокам. Именно в рамках этого наступление следует рассматривать и последние случаи отказа в визах и посещении Афона священникам из России. Для паломничества на Афон недостаточно одной лишь шенгенской визы, нужно еще получить специальное разрешение – «Диамониторион», которую выдает паломнический офис Святой горы в Салониках. Но, как уже упоминалось, в духовном аспекте Афон находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха Варфоломея, который сейчас вступил в открытый конфликт с Русской православной церковью.

Священный Синод РПЦ выпустил на днях заявление, в котором говорится: «Священный Синод Русской Православной Церкви выражает решительный протест и глубокое возмущение в связи с опубликованным 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщается о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — “экзархами” Константинопольского Патриархата в Киеве».

«Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви», – отмечается в документе, где указывается, что «данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия».

Посол с Майдана

Как отмечают наблюдатели, отношения между Грецией и Россией осложнились не только в церковной области, но и в политической, что связано с недавней необоснованной высылкой Афинами российских дипломатов. Как отмечают греческие СМИ, одна из причин в том, что два года назад послом США в Греции стал один из творцов украинского Евромайдана Джеффри Пайетт. Практически сразу он посетил Святую гору Афон, но, разумеется, не с паломническим визитом, а с «инспекционным».

Как сообщают СМИ, есть данные, что в ходе этой поездки американский посол прямо потребовал прекращения сотрудничества афонских монастырей с российскими организациями.

И то, что в числе высланных из Греции русских дипломатов оказался заместитель председателя Греческого отделения Императорского православного палестинского общества Алексей Попов, очевидно – не случайное совпадение. Как заявил агентству «Царьград» шеф-корреспондент греческого телеканала «ТВ МЕГА» Афанасий Авгеринос, «уже несколько лет политика греческого МИД изменилась в отношении священников из России, особенно тех, кто направляется в целях паломничества на Афон. Их визы долго рассматриваются отдельной процедурой и согласовываются с Константинопольским патриархатом, чтобы административным образом уменьшать так называемое «русское влияние» на Афон. Ситуация резко ухудшилось после того, как вопросами православия стало заниматься американское посольство в Афинах и новый посол, известный своими успехами на киевском Майдане г-н Джеффри Пайетт, который посетил в феврале Афон».

А. Авгеринос отметил, что сегодня в Греции ведется целенаправленная информационная война против России и Русской православной церкви. Так, недавно греческое общественное мнение с большим удивлением узнало из ничем не обоснованных заявлений ряда СМИ, что Россия якобы направляет в Грецию «шпионов в рясах».

В другом интервью А. Авгеринос отметил, что «Греция становится явным американским протекторатом в регионе. Несмотря на попытки нашего правительства скрыть этот факт, мало кто в это не верит. Не все греческое руководство подчиняется этой линии, но большая часть нашей правящей элиты ничего не делает против нее», – подчеркнул греческий журналист, которые отмечает, что США, пытаясь поссорить Афины с Москвой, стремятся установить свой порядок на Балканах, поскорее увидеть в составе НАТО Македонию и продолжать давить на Сербию.

Но, как подчеркнул А. Авгеринос, «мы, греческие люди, категорически против искусственной враждебности с Россией, надеемся, что и наши представители станут выражать именно наши, а не чужие интересы».

Однако, как видно, нажим на Элладу США и ЕС все же приносит свои плоды. Как известно, коалиция радикальных левых СИРИЗА до прихода к власти являлась непримиримым противником политики, проводимой США, и победила на выборах в Греции во многом на волне резкой антиамериканской риторики и призывов к отпору диктата Брюсселя. Но в дальнейшем, в условиях жесткого финансового и экономического кризиса, ее правительство было вынуждено отказаться от многих предвыборных обещаний и согласиться с условиями западных кредиторов. На уступки оно пошло, как видно, и в отношении США.

Так, выступая в минувшее воскресенье на открытии Международной ярмарки в Салониках, Алексис Ципрас заявил: «Я хотел бы подтвердить свою убежденность в том, что стратегическое сотрудничество между Грецией и США будет лучшей основой, я бы сказал, лучшим фундаментом новой перспективы как для Греции, так и для региона».

Но так ли думает сейчас большинство греков? Во время выступления премьера в Салониках состоялась массовая антиправительственная демонстрация, в которой участвовали более ста тысяч человек. Для ее разгона полиция использовала слезоточивый газ.

Специально для «Столетия»
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: