Воспитание поневоле. Администрация навязывает школьникам полную занятость



Одним из новшеств, с которым столкнулись в новом учебном году школьники, стало навязывание принудительных внеурочных занятий. Во многих образовательных учреждениях Петербурга, Москвы и других регионов администрация стала спрашивать у родителей отчета о том, чем занимается ребенок вне школы, или даже прямо требовать чтобы дети посещали дополнительные занятия после уроков вместо того чтобы сходить в театр, в музей или просто поехать на дачу с родителями. Родительские организации считают такую «гиперопеку» вторжением в частную жизнь–тем более что наша школа за последние десятилетия утратила, вместе с гос. идеологией, многие воспитательные навыки — что зачастую превращает внеурочные занятие в дополнительную нагрузку на детей и «муштру» .

Из комментариев, приходящих на «горячую линию» Общественного уполномоченного:

– Нам объявили: 1) час обязательной ритмики в неделю (помимо двух физкультур в неделю). Вот зачем моей дочери ритмика, если она профессионально гимнастикой занимается? А отказаться нельзя! (я только не пойму, это в общей программе или дополнительно. Но по-любому сказали, обязательно). Плюс еще три обязательных занятия по внеурочке (объявлено, что они сейчас 20-ти минутные:): логика, проектная деятельность (типа окружающего мира) и Петербург
Это в дополнение к 20 обязательным часам уроков. Я лично не против Петербурга, но остальное нам не нужно! У моей и так загрузка большая (музыка и гимнастика) – зачем нам непонятная внеурочка?!

– Муж рассказал: один человек по работе отправил свою 12-летнюю дочь учиться в США, к родне (а сам с женой остался в СПб). Муж спросил почему. Тот ответил: “да они тут непонятно чем в школе после обеда занимаются! В США лучше учиться!”.

– В нашей школе активно продвигается эта обязаловка. Ежедневно какое-то внеурочное занятие. 5 раз в неделю.

– Во втором классе вторая смена, 5 основных уроков и 2 урока внеурочки. С 12 часов ребенок в школе. Приходит в 19-30, вечером уже уроки не делает, либо один предмет. Далее на следующий день с 8 часов за уроки, чтобы в 11 закончить, собраться в школу и так 4 дня в неделю. Где нормы СанПина? Их никто не отменял.

– Тоже заставляют сидеть, а кто не хочет, названивают и допытывают. И оценки, говорят, будут понижать.

– я учитель в художке. это просто ужасная ситуация у детей 5-7классов уже по 6-8уроков !!! они не успевают полноценно посещать занятия, а при этом у нас школа работает в 4е смены! из за повального искоренения 2 смены мы с утра стоим пустые (дети все в школе) а потом работаем до 8 что бы все успели.

– Нас преподаватель немецкого языка вынуждала бросить пятиборье, для того чтобы ребенок ходил на доп занятия. После беседы со мной говорила ребенку:”Выбирай немецкий или пятиборье”, и мой ребенок пропускал занятия по пятиборью. Схема работы преподавателя привела к тому, что она поставила “2” в третьей четверти. В дальнейшем были разговоры: нанимайте репетитора или переходите в другую школу. Все закончилось в этой схватке хорошо (в нашу пользу). В 4 четверти ребенка отправили в санаторий откуда он пришел с “4”. А эту “2” я ей оставила на память, мы ее не пересдавали, т.к. понимала, что надо оградить ребенка от контакта с этим человеком . Мы отказались от этого преподавателя. Что самое забавное, в этом году она классный руководитель. Вот теперь сижу и думаю, что делать. Может подскажете?

– Дочь в 9 классе. Внеурочку называют элективами, посещают практически все. Согласие родителей никто не спрашивал. Теперь будет повод для разговора на родительском собрании

– Мой разговор с учителем на собрании.
Я: “А почему нам навязывают принудительно-добровольно внеурочку?”
Учитель: Почему? Это в программе.
Я: Но это не уроки. Если у моей дочки за пределами школы и так много деятельности, зачем нам внеурочка?
Учитель: Нет, все добровольно. Вы можете не ходить, но тогда, возможно, не сдадите итоговые задания.
Я: значит, обязательно.
Учитель: нет, все решается с учетом занятий ребенка. Но сейчас вы все можете позволить себе внеурочку.
Я : мне вообще непонятен смысл “проектной деятельности”, зачем нам посещать то, что неясно? У нас спорт и музыка, нам эта внеурочка – перегрузка.
Учитель: Проектная деятельность – это типа окружающего мира. Например, подготовка к праздникам или ребенок будет учиться рассказывать, какая у него дача (!!). Может, наоборот вы (!!) перегружаете ребенка.

Справедливости ради скажем что большинство авторов комментариев в группе Общественного уполномоченного говорят о том, что внеурочные занятия пока все-таки не обязательны. Тем не менее, продвигаемая Минпросветом тенденция «прикрепления» детей к школе, равно как и навязывания порой нелепых дополнительных занятий вкупе с принижением авторитета родительского воспитания, очевидна и опасна. И тенденция эта, увы, существует не на пустом месте: как следует из ответа Министерства просвещения на запрос Общественного уполномоченного по защите семьи, Минпросвет рассматривает внеурочку как обязательные занятия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Конкретно во ФГОС это сформулировано так: “основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и ВНЕурочную деятельность”.

ольга васильева министр просвещения

ольга васильева министр просвещения

И это вовсе не случайная фраза чиновников–а жизненная позиция Минпросвета, которая состоит в том, что государству виднее, как воспитывать наших детей—а родители еще должны доказать свою компетентность и профпригодность чтобы заслужить звание воспитателя. Именно об этом, как уже рассказывала «Катюша», говорилось на прошлой неделе на «Общенациональном родительском форуме по проблемам семейного воспитания «Верен традициям, открыт инновациям» и Общероссийском родительском собрании.

Так, замминистра просвещения Татьяна Синюгина на этих форумах открыто агитировала за разрушительную для семьи западную концепцию «ответственного родительства» и анонсировала принятие некоего «федерального проекта «современные родители» суть которого – в том чтобы приставить к каждой семье психолога, социального педагога, медиатора и т.п.

По информации из самих школ, Минобр выделяет большие средства именно на внеурочку. В результате учителя, чья зарплата по-прежнему построена на «подушевом» принципе, вынуждены загонять детей на порой ненужные им занятия (разумеется –далеко не всегда и не везде). Учитывая возрастную психологию, для некоторых детей целый день в школе – это тюрьма. При том что нормы Санпина никто не отменял. А в них, между прочим, прописан рекомендованный режим дня школьника: после школы придя домой, переодеться, пообедать, погулять на воздухе, и только потом – уроки, кружки, секции. Психологи говорят что для некоторых детей само нахождение в замкнутом пространстве, где туалет общественный и не всегда есть туалетная бумага, общение с ограниченным кругом людей (нравится или не нравится), ограниченность выбора кружка и преподавателя (а руководители кружков обычно те же педагоги), невозможность подумать сосредоточиться в безопасной домашней обстановке ( отсутствие личного пространства), невозможность переодеться в домашнюю одежду, поесть из домашней посуды домашнюю еду, прилечь на диван после скрюченного состояния на уроке, чтобы разгрузить позвоночник– приводит к состоянию жертвы, вслед за чем логически наступает агрессия и, как следствие, затяжные подростковые проблемы.

Особенно цинично навязывание внеурочки выглядит на фоне массового закрытия подростково-молодежных клубов, которые ранее обеспечивали подростковый досуг. Сейчас в Петербурге и ряде других регионов в подростковых клубах отказывают в приеме в кружки и секции детей до 14 лет т.к. основной контингент, предусмотренный бюджетным финансированием – с 14 до 30 лет, в ряде регионов закрывают дворцы творчества, и все персональные данные , в том числе о родителях, оказываются сосредоточены в школе–которая превращается в инструмент управления и контроля за семьей.

Общественники приглашают родителей присылать свои истории в комментариях под этим материалом или в группе ОУЗС, описывать ситуации в ваших школах, в частности, принуждают ли вас к внеурочной деятельности, если да, то сколько часов и какие занятия требуют посещать, пытались ли вы отказаться от внеурочки и каков был результат, сколько физкультур у первоклашек, навязывают ли дополнительно “ритмику” или “прогулку”? В результате обобщения практики институт Общественного уполномоченного по защите семьи намерен подготовить образец жалобы в Минпросвет чтобы потребовать изменить ситуацию с внеурочкой и защитить приоритетное право родителей на воспитание своих детей

РИА Катюша

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.