По стопам Кашпировского



Деградация российской псевдоэлиты по методикам психогуру Тони Роббинса …

Одна из заметных тем общественного обсуждения — выступление в московском «Олимпийском» американского «коуча» и тренера по личностному росту Тони Роббинса. Желание небедных людей выложить от 30 до 100 тысяч за билет, чтобы неведомый заокеанский миллионер научил их, как стать еще богаче и успешнее, у многих вызвало недоумение, если не сказать раздражение.
Начнем с того, что единственный бизнес, которым занимался приехавший в столицу «учитель жизни» — это… выступление перед публикой за деньги. Сначала он ассистировал другому гуру успеха и мормонскому проповеднику Джиму Рону, затем открыл свою собственную богадельню. То есть всё, чему он может научить — как стать бизнес-тренером. И еще кое-чему по мелочи: например, вовремя избавиться от смешной фамилии Махаворик и стать сияющим, как голливудская улыбка, Роббинсом.
Советы гуру, транслировавшиеся во время его четырехчасовой речи, звучали примерно так: «Поставил цель — иди к ней», «Новое должно быть новым», «Делай то, что нравится»… В сочетании с отвратительной организацией, на которую жаловались и те, кого гуру вдохновил, и те, кого не очень, мероприятие показалось многим «приветом» из начала 90-х с их чумаками, кашпировскими, и даже «Аум Синрикё».
Но нашлись и те, кто считает, что выслушивание банальностей за большие деньги реально помогло. И они готовы отнести свои сольдо на Поле Чудес еще не раз, а тех, кто смеется над их наивностью, причисляют к бескрылым неудачникам, на которых не снизойдет «благодать», адресованная только истинно «просвещенным».
В этой интонации избранности и кроется одна из причин, по которой такие тренинги находят спрос в США и у нас. Гуру успеха — побочное ответвление гораздо более мощной группы американских религиозных телепроповедников, принадлежащих к «харизматическому» течению протестантизма. Лощеный дядя с зычным голосом орет в толпу через усилители: «Бог любит тебя! Ты избран! Почувствуй его благодать! Аллилуйя!» — и толпа, зачастую заведенная еще и благочестивым рок-н-роллом, отзывается на эту «благодать», орет, визжит, хлопает в ладоши и воображает себя удостоенной сошествия Духа.
Богословской основой такого рода проповедничества стало возникшее в Европе радикальное ответвление протестантизма — кальвинизм. Согласно этому учению люди делятся на тех, кого Бог от начала мира предопределил к спасению, и тех, кто от начала мира предназначен к погибели. Спасенных и обреченных легко познать уже в этой жизни. Первые — удачники, им во всем сопутствует успех, у них отлично с деньгами, их все уважают и работа идет споро. Вторые же неудачники не только в будущем веке, но уже и в этом — у них всё не так, они не лучатся успехом, и денег у них нет.
Подчиняясь этой доктрине, последователи кальвинизма сбивались в группы, для них очень важно было доказать свою успешность, а тем самым — и религиозную избранность. Некоторые исследователи, например немецкий социолог Макс Вебер, считал, что это стремление к успеху и породило в конечном счете феномен капитализма. Большинство социологов с ним категорически не согласны, но шарлатанов, которые тоном ментора объясняют, что России для успеха нужно перенять «протестантскую этику», и по сей день не перевелось.
Всевозможные коучи вроде Роббинса — лишь подражатели знаменитых пасторов, заменившие Бога — маммоной. Но послание, которое они несут своей пастве, все то же: успех написан на ваших лицах. Тот факт, что вы сегодня здесь, говорит о том, что вы избранные. То, что вы смогли за этот семинар заплатить, — свидетельство, что вы уже достигли успеха. Неудачники злятся на вас потому, что вы не такие, как они. Хотите почувствовать себя еще более избранными — берите наш продвинутый курс, сегодня скидка — 10 процентов.
Так это устроено «у них». Но наши-то люди — не протестанты. Им-то какая выгода? Зрители пришли туда именно за тем, что им было обещано на афишах, — за мотивацией. С ней у нас туго. Западные бизнес-модели в России работают плохо, метод «кнута» и «пряника» устарел в прошлом веке, каждый крутится как белка в колесе — и ради чего? То, что наше общество демотивировано, было ясно и до Роббинса. Теперь стало понятно, насколько серьезна проблема. Ведь многие из тех, кто хотел бы прийти, просто не нашли денег, так что потенциальная аудитория шарлатанов (не все будут ломить такой ценник) — огромна. А их влияние может оказаться куда разрушительнее, чем у Чумака с Кашпировским. Ведь если секта обещает успех, а его все нет и нет, выход из кризиса понятен, история «Аум Синрикё» многое в этом смысле объясняет.
Егор Холмогоров, публицист
 
Впервые опубликовано на портале «Культура»
Источник  ruskline.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.