30 августа 1918 года после выступления на митинге на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы, председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР Владимир Ленин был ранен несколькими выстрелами.
Из всех известных покушений на вождя Октябрьской революции, это стало самым резонансным, так как имело далеко идущие последствия. Закончив свою речь перед рабочими, лидер большевиков собирался сесть в автомобиль, когда прозвучали три выстрела. Шофер успел заметить женскую руку с браунингом, но лица стрелявшей не разглядел.
Ленин был тяжело ранен. В толпе удалось задержать одну женщину, которая вела себя довольно странно. Когда ее схватили, кто-то закричал, что стреляла именно она. Это была 28-летняя эсерка Фанни Каплан.
Однако в эту версию чекисты не поверили. Справедливости ради стоит отметить, что у них были на то основания — а этот же день в Петрограде эсеры убили председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого. Все это позволило большевикам через неделю объявить в стране «красный террор».
5 сентября 1918 года вышло постановление СНК, гласившее, что введение террора является прямой необходимостью, и что необходимо избавить Советскую Республику от классовых врагов. Расстрелу подвергались все лица, причастные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам.
Одной из первых жертв этого террора стала сама Фанни Каплан, которую расстреляли без суда по устному указанию председателя ВЦИК Якова Свердлова уже через три дня после покушения. Ее тело, по одной из версий, было облито керосином и сожжено в железной бочке в Александровском саду.
Очень быстро проведенное следствие и последующая непубличная расправа над Каплан больше напоминали «заметание следов», чем стремление докопаться до истины. Что дало основания для рождения различных конспирологических теорий.
По одной из них, покушение на Ленина стало следствием политической борьбы внутри большевистской верхушки и его организовал Яков Свердлов, который вскоре сам умер при весьма загадочных обстоятельствах.
Источник: eadaily.com