Больше месяца глобальная блогосфера обсуждает странный вирус, приходящий в телефоны людей через популярный мессенджер WhatsApp. Анонимы, скрывающиеся за мифическим образом городской легенды по имени Момо, выходят на связь с подростками (либо завлекают написать им первыми) и начинают запугивать их в чате, давая страшные задания. Проект можно смело называть вирусным хотя бы потому, что в его распространении активно участвуют сами дети и подростки, которым не хватает адреналина. Тем не менее, за невинными лайками и хайпом на этой теме скрывается немало опасностей.
До сих пор доподлинно неизвестно, откуда взялось интернет-имя этого существа. А вот о его предыстории до выхода в сеть рассказано достаточно: в 2016 году в японской галерее появилась скульптура, созданная компанией-разработчиком моделей для шоу, рекламы, кино. Она представляла собой оголенный бюст женщины с выпученными глазами на птичьих лапах. Это персонаж японских «городских легенд» — народных страшилок нового времени — женщина, потерявшая ребенка, от горя превратившаяся в монстра, который охотится на новорожденных детей. Автор назвал скульптуру «Птица-мать», никак не ожидая, что его творение наделает столько шума.
10 июля фотография страшной куклы появляется в социальном СМИ Reddit, собирая несколько тысяч лайков. А массовый вброс проекта в сеть начался 11 июля, когда несколько топовых испаноговорящих блогеров с миллионной аудиторией рассказали в своих видео об общении в WhatsApp с аккаунтом Момо (его аватар — та самая «Птица-мать»), который высылал им угрозы и сообщал приватную информацию, не выкладывавшуюся пользователями в публичный доступ. А выходил этот аноним на контакты через растиражированный пост в Facebook: некий молодой человек утверждал, что находится в беде и просил позвонить ему на японский номер (+81 3-4510-253).
Вскоре появились еще два номера «истинного Момо», волна стала нарастать и захватила английскую блогосферу, 26 июля вышли ролики об этом явлении на польском и немецком языках, а вскоре Момо заговорил в чате мессенджера на русском языке. Не будем далее заниматься пустым пиаром данной темы и отметим, что в российском сегменте интернета на сегодня не зафиксировано ни одного реального контакта с первыми тремя номерами Момо в мессенджере, о которых упоминают СМИ Японии и Латинской Америки. Многочисленные звонки и сообщения видеоблогеров на эти номера ни к чему не приводят — на том конце просто никто не отвечает. «Настоящий» Момо последний раз выходил в чат 11 июля — аккурат в день своей бешеной раскрутки.
Первой жертвой анонима, высылающего страшные задания, стала 12-тилетняя девочка из Буэнос-Айреса. Во всяком случае, издание Buenos Aires Times связывает ее самоубийство с длительным общением с этим персонажем. И здесь возникает много странностей и вопросов: неужели в наш век тотального интернет-контроля сложно отследить всех авторов первых сообщений в WhatsApp, узнать их местоположение по номеру телефона? Это очень напоминает историю с игрой «Синий кит», распространявшейся в соцсетях как смертельно опасный чат-вирус, но в итоге ниточка потерялась среди отдельных модераторов «суицидальных» сообществ. Как будто была получена команда не распутывать историю дальше — весьма маловероятно, что осужденный на 3 с лишним года колонии Филипп Будейкин (Филипп Лис) из Солнечногорска собственноручно разработал тот же «Синий кит».
В России общение с Момо, безусловно, может представлять угрозу для детей и подростков с неустойчивой психикой. Поддерживающие тему блогеры поопытнее массово хайпятся на «разоблачениях Момо», выводя на чистую воду анонимов из мессенджера. Теперь эта «игра» действительно распространяется как вирус, причем ее участников можно условно разделить на три категории:
— те, кто создают аккаунты Момо и общаются с другими от ее имени; их цели могут быть самыми разными — от того же хайпа и розыгрыша до серьезного желания манипулировать другими людьми, выпытывать их личные данные в корыстных целях, давать им смертельно опасные задания, расшатывать психику и т.д.;
— те, кому не хватает острых ощущений и кто сознательно выходит на контакт с Момо с желанием напугаться, повеселиться, победить его в «словесном баттле» и т.д.; в этой категории могут быть совсем маленькие дети и просто неподготовленные люди, которым общение с анонимами противоказано;
— те, кто объединяет первые две категории, создавая и распространяя контакты фейковых Момо в тематических группах в соцсетях, всячески продвигая и романтизируя эту теме.
Беглая проверка «ВКонтакте» показала, что пара самых популярных групп с названием «Момо» имеет аудиторию в несколько тысяч человек. В них откровенно приводятся телефоны с российскими номерами, на которые могут позвонить любители адреналина. При этом в ходе поиска мы натолкнулись на уже заблокированную администрацией соцсети группу, в которой велась пропаганда суицида.
Как видим, явление под названием «Момо» отнюдь не сводится к банальному хайпу, пиару японских фильмов ужасов или развлечениям видеоблогеров. Это типичный инструмент социальной инженерии, с помощью которого экспериментаторы в соцсетях управляют неокрепшими умами, вызывая страх, депрессию, насаждая культ смерти. Даже если в их ловушку попадется лишь каждый десятый — мультипликационный эффект интернета вскоре увеличит этот результат. Достаточно посмотреть на комментарии 10-летних детей в интернете в духе «Момо, напиши мне», «Момо, дай мне задание» или «Момо, мне скучно, поговори со мной!», чтобы понять — такие проекты надо обрубать на корню. Каждый из них несет в себе элементы НЛП, направленный на разрушение человека (причем зачастую идет активация именно саморазрушения). Поэтому родителям надо внимательно следить, что творит их чадо в соцсети, и ни в коем случае не позволять общаться с сетевыми незнакомцами.