«Лягушки королевы». Что делал капитан Крэбб у крейсера «Орджоникидзе»



С началом Второй мировой войны британский военно-морской флот в Средиземноморье столкнулся с нежданным и опасным противником – итальянскими подводными диверсантами из 10-й флотилии MAS. Не имея возможности побеждать Британию в открытых морских сражениях, Италия стремилась нанести максимальный урон британцам с помощью своих боевых пловцов – «людей-торпед». Однако специфика действий боевых пловцов была такова, что практически во всех операциях они попадали в плен к противнику – было очень сложно моментально покинуть район проведения диверсии. Поэтому уже после первых итальянских вылазок и образец управляемой торпеды «Майале», и целый ряд боевых пловцов оказались в руках британцев.

Естественно, что Британия, не зря именовавшаяся «владычицей морей», не могла не обратить внимание на очень интересную и эффективную практику подводных диверсий. Уже после первых итальянских диверсий Уинстон Черчилль распорядился создать аналогичные подразделения в составе Королевского военно-морского флота (Royal Navy), причем на директиве значилось, что эта задача должна быть выполнена в кратчайшие сроки. Но если итальянские боевые пловцы действовали в Средиземном море, то британское военно-морское командование рассчитывало проводить диверсии против германских военно-морских баз в Северной Атлантике.

Поручение Черчилля было выполнено очень быстро – англичане построили собственную человекоуправляемую торпеду, которая практически полностью воспроизводила знаменитую итальянскую «Майале». В июне 1942 года в Портсмуте были проведены успешные испытания нового оружия, получившего название Марк-1(Мк-1) «Чериот» («Колесница»). Характеристики торпеды были следующими: длина вместе с зарядом – 7,62 м, максимальная высота за счет дополнительного оборудования доходила до 1,21 м, скорость – 4 узла, дальность хода на скорости 3 узла – 18 миль, глубина погружения – 35 футов. Осуществлять доставку торпед к месту проведения диверсий должны были специально модернизированные для этой цели подводные лодки «Тандерболт», «Труппер», «Р-311». На плавучей базе «Титания» в Северной Шотландии был создан специальный тренировочный центр для подготовки британских боевых пловцов. Руководителем центра стал капитан 2-го ранга У.Р. Фелл. После того, как в 1943 г. британские моряки захватили итальянское судно «Ольтерра», использовавшееся в качестве базы для человекоуправляемых торпед, задачи по дальнейшему совершенствованию нового оружия существенно облегчились.

Уже в октябре 1942 г. британские боевые пловцы предприняли попытку атаковать с помощью человекоуправляемых торпед немецкий линейный корабль «Тирпиц», стоявший в Тронхейм-фьорде у берегов Норвегии. Операция «Тайтл» ставила своей целью уничтожение одного из самых известных немецких линкоров того времени. Однако «Чериоты» погибли во время морского шторма, а транспортировавшее их судно «Артур» пришлось затопить.

В ночь со 2 на 3 января 1943 г. британские боевые пловцы предприняли попытку атаки итальянского порта Палермо. Подводные диверсанты лейтенант Р.Т.Г. Гринлэнд и водолаз Э. Ферьер установили в 4.00 утра установил заряд под корпусом нового итальянского легкого крейсера «Ульпио Трайано» и заминировали несколько малых судов. После взрыва крейсер «Ульпио Трайано» был списан с флота. Но оба боевых пловца попали в плен, не сумев вовремя покинуть гавань Палермо. В тот же день младший лейтенант Р.Г. Доув и матрос 1-го класса Д. Фриил, также проникшие в гавань Палермо, взорвали транспортный корабль «Виминале». Однако в целом итоги операции для британцев были очень тяжелыми – шестеро пловцов попали в плен, двое погибли. Только двум участникам рейда в Палермо посчастливилось вернуться на корабль. Работы по совершенствованию вооружения и подготовки британских боевых пловцов продолжались.

Кто знает, как сложилась бы судьба человека по имени Лайонел Крэбб (1909-1956), не поступи он незадолго до начала Второй мировой войны добровольцем на службу в Королевский военно-морской флот Британии. Тем более, что к моменту начала службы он был уже не столь молодым для новобранца тридцатилетним человеком. Крэбб служил наводчиком, а затем был переведен в подразделение по обезвреживанию мин и бомб, базировавшееся в Гибралтаре. Непосредственной задачей Крэбба было обезвреживание магнитных мин, которые цепляли на корпуса британских кораблей итальянские боевые пловцы. Сначала Крэбб обезвреживал мины, которые уже были подняты британскими водолазами, а затем сам решил стать ныряльщиком и вскоре уже принимал непосредственное участие в разминировании британских судов в гавани Гибралтара.

В отличие от итальянцев, ко времени начала Второй мировой войны сумевших создать хорошо подготовленные и оснащенные подразделения боевых пловцов, британцы очень часто были вынуждены нырять практически без специального снаряжения. 8 декабря 1942 г. во время одной из атак на Гибралтар погибли итальянские боевые пловцы лейтенант Визинтини и старшина Магро. Их тела были обнаружены британскими моряками, после чего Лайонел Крэбб и его сослуживец Сидни Ноулз (1921-2012) стали использовать трофейное снаряжение итальянцев для подводного плавания. Чуть позже в руки к Крэббу попали и части носителей итальянских торпед, что позволило британскому специалисту быстро сконструировать аналогичные торпеды.

В 1943 г. Италия вышла из Второй мировой войны. Этим сразу же воспользовался Лайонел Крэбб, который отправился в специальную командировку в Италию с целью изучения опыта боевых пловцов 10-й флотилии MAS. Хотя сам командир флотилии князь Валерио Юнио Боргезе, бывший убежденным фашистом, и многие его подчиненные приняли сторону гитлеровцев и сражались против союзников вплоть до капитуляции гитлеровской Германии, некоторые боевые пловцы MAS поддержали итальянское правительство и стали сотрудничать с британцами. С их помощью Крэбб получил очень ценную и важную информацию о разработках итальянских конструкторов в сфере подводных диверсий и минирования. Мины-сюрпризы, человекоуправляемые торпеды, присасывающиеся мины – Крэбб тщательно изучал все итальянские разработки, анализировал, думал над тем, что можно использовать в британских интересах.

В конце 1943 г. Лайонел Крэбб пошел на беспрецедентный шаг – он создал совместное со вчерашними противниками итало-британское подразделение боевых пловцов, командиром которого стал капитан 2-го ранга Э. Форд. В этом подразделении служили такие прославленные итальянские боевые пловцы как командир торпеды де ла Пенне, конструктор специального снаряжения для водолазов Беллони, бывший командир итальянского судна – базы человекоуправляемых торпед Мускуталли, обладавшие бесценным опытом подводных диверсий. В ночь с 21 на 22 июня 1944 г. совместными усилиями итальянских и британских боевых пловцов был потоплен тяжелый крейсер «Больцано», стоявший в гавани Специи. Кроме подводных диверсий, Лайонел Крэбб занимался разминированием итальянских гаваней Венеции и Ливорно. Он получил звание лейтенант-командера британского флота (аналогично армейскому подполковнику) и был назначен старшим офицером-ныряльщиком британского флота в Северной Италии. После окончания Второй мировой войны Крэбба перевели в Палестину, где он некоторое время занимался разминированием мин, установленных бойцами еврейской националистической организации «Иргун».

В 1947 году 38-летний Крэбб вышел в отставку с военной службы. Некоторое время он работал в качестве гражданского водолаза, однако вскоре понял, что даже подобная деятельность, но без погон, не для него. Лайонел Крэбб вернулся на службу в британский военно-морской флот и продолжил заниматься разминированием различных кораблей и подводных лодок. О том, какие диверсионные задания выполнял в это время Лайонел Крэбб, доподлинно неизвестно до сих пор. Однако в 1955 году Лайонел Крэбб и его старый сослуживец Сидни Ноулз участвовали в исследовании днища и винтов советского крейсера класса «Свердлов». Эта операция ставила своей целью изучение специфики маневренности советского корабля. В марте 1955 года 44-летний Крэбб все же был отправлен на пенсию по возрасту. Но ни он сам не стремился к размеренной гражданской жизни, ни британские спецслужбы не собирались терять столь ценного кадра. В том же 1955 г. на контакт с Крэббом вышли представители британской разведки МИ-6.

29 апреля 1956 года военно-морское ведомство Британии объявило о пропаже боевого пловца Лайонела Крэбба. Выяснилось, что сосед, который проживал в отеле в одной комнате с Крэббом, также исчез, забрав с собой все вещи офицера и даже вырвав из журнала регистрации постояльцев страницу с именем Крэбба. Директор подразделения морской разведки адмиралтейства объявил, что офицер пропал без вести во время операции по расследованию аварии секретного подводного аппарата в районе Стоукз-бей. Однако неуклюжие попытки британских спецслужб объяснить таинственное исчезновение легендарного боевого пловца лишь делали эту ситуацию еще более интригующей.

После того, как британская военно-морская разведка сообщила, что Крэбб пропал во время расследования обстоятельств аварии, свое слово взяли представители Советского Союза. Дело в том, что как раз во время пропажи лейтенант-командера Крэбба, в гавани Портсмута находился советский корабль – крейсер «Орджоникидзе». На его борту в Великобританию прибыла внушительная советская делегация, которую возглавляли первые лица советского государства – первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев и председатель Совета министров СССР Николай Александрович Булганин. Советские представители заявили, что команда крейсера «Орджоникидзе» 19 апреля видела вблизи корабля какого-то боевого пловца. После этого в британских газетах стали появляться статьи о том, что Крэбб мог быть пленен советскими контрразведчиками возле крейсера «Орджоникидзе» и увезен в СССР. В конце концов, британской разведке МИ-6 не оставалось ничего иного, как признаться – лейтенант-командер Лайонел Крэбб действительно был направлен 19 апреля 1956 года в гавань Портсмута. Что должен был делать британский боевой пловец у советского корабля, разведка не сообщала.

По одной из версий, Крэббу предстояло исследовать гребной винт крейсера, особенностями которого и интересовалась британская разведка. Но не исключено, что британские спецслужбы могли готовить диверсию против крейсера «Орджоникидзе», в результате которой мог бы погибнуть «неуправляемый» с точки зрения Запада советский лидер Хрущев. По крайней мере, лишь полгода назад при странных обстоятельствах прямо в гавани Севастополя взорвался и затонул линкор «Новороссийск». По некоторым данным, к его гибели могли быть причастны боевые пловцы – то ли итальянцы Валерио Боргезе, то ли англичане Лайонела Крэбба, а может быть и те, и другие сразу.

Премьер-министр Великобритании Энтони Иден, разозлившись на столь неудачную операцию, еще и ставшую достоянием общественности, вынудил директора МИ-6 Джона Синклера подать в отставку, а сам объявил на заседании парламента, что раскрывать обстоятельства гибели боевого пловца лейтенант-командера Лайонела Крэбба не нужно.

9 июня 1957 года в районе острова Пилсей Айленд было обнаружено всплывшее тело утопленника в снаряжении боевого пловца. У тела отсутствовали голова и обе руки, из-за чего его опознание не представлялось возможным. Не смогли узнать в погибшем пловце Лайонелла Крэбба его бывшая жена Маргарет Элейн Плейер и гражданская жена Пэт Роуз. Сослуживец Крэбба Сидней Ноулз заявил, что шрам, находившийся на левой ноге утопленника, похож на аналогичный шрам, который был у Лайонела Крэбба. После этого было официально объявлено, что тело принадлежит лейтенант-командеру Лайонелу Крэббу.

До сих пор тайна гибели одного из самых известных и успешных боевых пловцов ХХ века не раскрыта. Не исключено, что Лайонел Крэбб действительно готовил диверсию против советского корабля, но был вовремя обнаружен советскими боевыми пловцами и ликвидирован. Версия о ликвидации британского офицера советскими боевыми пловцами публиковалась и в некоторых российских изданиях. Появился даже некий Эдуард Кольцов, который утверждал, что именно он в бытность военнослужащим подразделения боевых пловцов перерезал горло британскому диверсанту, пытавшемуся установить мину к корпусу крейсера «Орджоникидзе». Но эти слова не были подтверждены какими-либо доказательствами или другими источниками.

С другой стороны, Лайонел Крэбб мог погибнуть в результате несчастного случая, которые часто происходят с боевыми пловцами. Есть версия и о том, что Крэбб собирался перебежать на советскую сторону, но его остановили свои же сослуживцы вот таким способом. По крайней мере, Сидней Ноулз незадолго до своей смерти рассказывал, что якобы Крэбб делился с ним своими планами о бегстве в Советский Союз, а Ноулз сообщил о планах товарища курировавшему боевых пловцов полковнику Малкому из военной разведки. Последний, в свою очередь, заверил Ноулза, что Крэбб будет остановлен. Спустя некоторое время и произошло таинственное исчезновение офицера.

Автор: Илья Полонский
Источник topwar.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.