«Митрополит Кирилл обозначил очень важную веху в истории церковной живописи»: в Храме на Крови написаны сюжеты из жизни Царской семьи

193

По благословению Его Преосвященства, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в юбилейный год со дня подвига Царственных страстотерпцев реализован проект по благоукрашению Храма-Памятника на Крови.

Храм на Крови – действующий православный храм, построенный в городе Екатеринбурге на месте дома Ипатьева, в котором содержались под арестом и погибли в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг.

В память о подвиге страстотерпцев в верхнем храме написаны сюжеты из жизни государя и его семьи. Кропотливую работу над ними проделала московский художник-портретист и пейзажист Мария Вишняк, а также двое ее детей – Александр и Ника Соколовы.

По ее мнению, митрополит Кирилл обозначил очень важную веху в истории церковной живописи, потому что людям, которые впервые посещают этот храм, или которые уже знакомы с историей Царской семьи, ее трагическим концом, очень важно увидеть не просто благополучное изображение на иконе, а главные точки их жизни: то, что составляло ядро Царской семьи и главный смысл их жизни.

Мария Владимировна изобразила ключевые события, связанные с Царской семьей, в шести  композициях: миропомазание, перенесение мощей преподобного Серафима Саровского, государь на войне, императорский госпиталь в Царском селе, древо Романовых, последняя молитва.

Первые эскизы были тщательно проработаны и выбраны художником вместе с митрополитом Кириллом.

Интересно, что за основу первого сюжета   – миропомазание Николая II на царство в мае 1896 года взята композиция русского художника Валентина Серова, но с изображением других участников.

– Я дерзновенно включила в эту праздничную толпу всех алапаевских мучеников, потому что, мне кажется, это очень важно и для нас с вами и для наших детей, чтобы самые достойные люди оставались в истории, оставались на стенах храма , – отметила Мария Владимировна. – Иначе представлен и сам процесс: митрополит Палладий еще не совершил своего священного действия. Я специально сделала некую остановку времени, чтобы показать этот миг напряжения, когда ответственность за многомиллионную страну ложится на плечи одного человека. И напряжение самого государя, и всех, кто ожидает, и государыня-мать Мария Феодоровна, которая уже знает этот тяжелый крест несения на своих плечах ответственности за многих и многих людей.

Изображая вторую композицию, по благословению митрополита Кирилла художником была написана сцена перенесения мощей преподобного Серафима Саровского с изображением не тех людей, которые сопровождали гроб с мощами, а разных народов России. Также здесь сделан акцент на детях, что идут впереди перед мощами: в сюжете юные алтарники несут свечи, а девочки разбрасывают собранные полевые цветы.

Эта работа, в отличие от предыдущих, решена в более ярких цветах, потому что это народное собрание, это такая всенародная любовь к преподобному тогда и в последующие годы, – подчеркнула Мария Вишняк.

Во всех последующих композициях, по словам художника, есть определенные отличия от истинных исторических моментов. Это сделано с целью более гармоничного исполнения и отражения тех моментов, на которые действительно стоит обратить более глубокое внимание.

Так, например, в сюжете «Государь на войне» изображены не те люди, которые были в действительности там, а те, кто до конца остались верны правителю. На это некое отступление от фактических данных было благословение правящего архиерея.

А вот для композиции «Царскосельский госпиталь» взята из жизни Царской семьи абсолютно реальная сцена. Как рассказала Мария Владимировна, композиция дольше других решалась по исполнению, поскольку не было выстроенного сюжета.

Если в других композициях есть смысловой центр, то здесь тоже нужно было его обозначить, – говорит художник. – Я прочитала письма государыни и всю историю нежной любви царевны Татьяны и Дмитрия Маламы. Эта любовь родилась, когда Дмитрий Яковлевич Малама поступил в Царскосельский госпиталь с тяжелым ранением ноги. Композиционный центр этой работы составляет соприкосновение двух пальцев (царевны и Дмитрия).

Этот момент настолько тонко и искусно изображен, что, увидев это соприкосновение и прочувствовав то соприкасание, какие-то теплые чувства проникают в душу, отмечают очевидцы, наблюдавшие эту композицию вблизи.

Особенно важной в этом проекте для художника стала композиция «Последняя молитва» в Доме Ипатьева, которая была совершена 14 июля 1918 года.

Мария Владимировна рассказала, что, конечно, она постаралась максимально портретно приблизить и Царскую семью, и сопровождавших и не предавших их четверых слуг.

– Естественно, это время, когда уже Царская семья потеряла во всех переездах свои красивые и важные вещи, оставаясь в совершенно скромнейших одеяниях , – поведал художник-портретист. – И, как вы знаете, девочки переболели тифом, они были с короткими волосами к тому времени. Но для нас с вами Царская семья должна остаться царственной, какой они были и жили. Поэтому здесь они изображены в Царских одеждах, таких, в каких они бывали еще в Царском селе. 

Главное действующее лицо на этой картине – свет. Мария Владимировна отметила, что свет, который уже идет из окна – свет Нетварный, который забирает всю семью с их верными слугами.

Желание Марии Вишняк изобразить вклад в историю мира нашей России за отрезок времени с 1613 по 1918 гроды воплотилось в композиции «Древо Романовых». Чтобы древо получилось максимально праздничным, художник написал портреты на цветущем русском древе – яблоне.

По словам живописца, было желание сделать все так, чтобы не оставить людей равнодушными, чтобы им захотелось увидеть, глубже прочитать, узнать о истинной жизни этой святой семьи.

Все композиции написаны в живописном стиле, поэтому в довершение проекта Мария Вишняк решила сделать акцент на уральской земле и подчеркнуть это, заполнив свободное пространство орнаментом с изображением васильков, а также с использованием уральских камней в качестве декора: это и лазурит, яшмы, агат, яхонт и другие.

Напомним, что по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла к 100-летию подвига святых Царственных страстотерпцев в храме проводились работы по росписи храмовой и алтарной частей . Над проектами трудились три команды художников и иконописцев из России и Белоруссии.

Источник ekaterinburg.bezformata.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: