3 очень спорных аргумента за раздельное обучение мальчиков и девочек



Успеваемость, оздоровление и возврат к традиционным ценностям.

Надежда Макоева

На волне «возврата к традиционным ценностям» в России то и дело предлагают ввести раздельное обучение девочек и мальчиков в школах. А некоторые школы даже идут на такой эксперимент. Потому что так (якобы) повысится успеваемость. Надежда Макоева разобралась, какие аргументы приводят сторонники раздельного обучения.

В Российской империи гендерную сегрегацию практиковали почти все учебные заведения. Потому что перед выпускниками и выпускницами стояли разные задачи в зависимости от их пола.

В новом порядке, установленном после 1917 года, пол стал второстепенным фактором: строить коммунизм предстояло всем без исключения. С 1918 года ввели обязательное смешанное обучение, которое с небольшим перерывом в годы Великой Отечественной таковым и оставалось всю историю СССР и продолжило традицию обучения и уже в современной России.

В начале 90-х появились первые экспериментальные школы с раздельными классами для мальчиков и девочек. Сегодня в России таких несколько сотен из 40 тысяч школ. Каждый год к эксперименту присоединяется всё больше школ. Сейчас в России есть два вида школ с раздельным обучением: традиционные (кадетские и религиозные) и экспериментальные.

1. Если разделить мальчиков и девочек — повысится успеваемость

Сторонники раздельного обучения придерживаются мнения, что учить одним и тем же вещам мальчиков и девочек следует по-разному. Потому у них разное устройство мозга и восприятие информации. Ключевым постулатом обычно становится утверждение, что у мальчиков и девочек разные нейробиологические характеристики. Это очень спорно, потому что очередные недавние исследования мужского и женского головного мозга показали, что мозг мужчины и женщины на самом деле очень похож, и разницу нельзя трактовать как половой диморфизм. Для каждой области, по которой у мужчин и женщин есть различия, есть и совпадения.

 Остальные аргументы сторонников раздельного обучения обычно укладываются в такой список:
  • мальчикам нужна соревновательность, девочкам — командная работа;
  • девочки наблюдают, разбираются, затем действуют. Мальчики действуют и по ходу действия разбираются;
  • девочкам и мальчикам нужна разная система мотивации;
  • мальчикам нужно больше времени, чтобы сосредоточиться. Если девочкам можно начать объяснять тему в самом начале урока, то с мальчиками нужно подождать хотя бы 15 минут, чтобы они могли начать плодотворную работу;
  • мальчики стесняются в присутствии девочек, а девочки — мальчиков;
  • в первые годы учёбы девочки сильно обгоняют мальчиков в развитии.

Нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» говорит о том, что мужской и женский мозг всё же отличаются — не в сторону «лучше-хуже», а просто они разные. Поэтому условия обучения, вплоть до температуры в помещении, для мальчиков и девочек должны быть разными.

Мальчики лучше учатся в более низких температурах, им нужно пространство, движение, соревновательность и постоянное одобрение. Девочкам нужно много цвета, для них важны доверительные отношения с учителями и контролируемый риск — то есть умеренно-опасные условия, которые чему-то учат, но не вгоняют в стреcc.

Американская психологическая ассоциация опубликовала результаты анализа 184 исследований, в котором участвовали 1,6 миллиона учеников из 21 страны мира. Согласно ним, в школах в раздельным обучением ничуть образование не лучше, чем в смешанных.

Классы с раздельным обучением формируются, как правило, с согласия родителей. Под их же давлением могут расформировываться — как, например, произошло в гимназии-интернате № 664 в Санкт-Петербурге. Гимназия возвращается сейчас к смешанному обучению. По словам директора, родители не хотят и дальше разделять детей, несмотря на положительную динамику образовательного процесса.

«У нас сейчас две площадки: на одной обучаются мальчики, на другой девочки, чьи результаты мы отслеживали начиная с первого класса — сейчас они заканчивают восьмой класс. Те девочки, которые учатся отдельно, показывают очень хорошие результаты. Впрочем, как и мальчики. Успеваемость в смешанных классах несколько ниже».

Елена Кадина, директор школы № 664 в Санкт-Петербурге


2. У них будет меньше проблем со здоровьем — психологических и физических

В некоторых школах России популярна методика «здоровьесберегающего образования», разработанная педагогом-новатором Владимиром Базарным. В борьбе с такими распространёнными последствиями традиционного школьного образования, как близорукость и сколиоз, Базарный предлагает использовать в классах специальную мебель, тренажёры для глаз, массажёры… и раздельное обучение мальчиков и девочек. Последнее — для психологического комфорта детей и формирования «правильных установок».

По мнению Базарного, «физиологические, психологические и социально — ролевые типы мальчиков и девочек имеют качественные различия, выполняющие в биогенетическом, эмоционально — смысловом, духовно-волевом и социальном плане разные жизнеутверждающие стратегии».

Он считает, что при смешанном обучении мальчики оказываются под влиянием учителей-женщин и более развитых девочек-одноклассниц, которые занимают доминирующую позицию и «навязывают мальчикам своё сугубо женское эмоциональное воззрение на мир смыслов и ценностей жизни». Из-за этого «мальчикам приходится мучительно ломать дух мужского воображения, ломать мужские стереотипы и выстраивать женские». В свою очередь, «лидерство в воле и духе девочек оказалось для них развитием по мужскому типу. Это сопровождается гормонально-эндокринными перестройками и, как следствие, информационно-генетическим хаосом на фоне появления новых (ранее сугубо „мужских“) заболеваний».

Да, с такими антинаучными взглядами у методики Базарного немало последователей по всей стране. Его взгляды созвучны с бестселлером 1873 года «Пол в образовании или Справедливый шанс для девочек», в котором академик Эдвард Кларк заявлял, что если бы девочкам пришлось во время менструации так же интенсивно учиться, как и мальчикам, их репродуктивные органы получили бы непоправимые увечья.

Психологический климат в однополом классе — тоже вопрос спорный.

«Я училась в женской гимназии. Это был ужас ужасный… Из-за отсутствия мальчиков девочки начинали искать врага внутри коллектива: заговоры, интриги, дружба против кого-то — настоящий террариум».

Ольга С.


3. Мальчики не будут отвлекаться на девочек, а ещё их научат «традиционным ценностям»

Школьный предмет «Нравственные основы семейной жизни» уже факультативно преподают, а «семьеведение» дорабатывается. Да, в некоторых школа серьёзно подходят к воспитанию «мужественности» и «женственности».

Вот, к примеру, что пишут в разделе об учебно-воспитательном процессе школы № 9 города Балашова в Подмосковье: «Важнейшей задачей сегодняшнего дня является воспитание мужества в мальчиках, привитие идеалов добра, красоты, целомудрия девочкам».

А школа № 14 в Екатеринбург опубликовала монументальный документ «Программа развития. Гендерный подход в воспитании и обучении учащихся основной школы на 2018–2021 годы». Вот цитата из него: «…. в детях необходимо воспитывать ориентацию на семью, её ценности. В мальчиках — развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность».

Даже в самых обычных смешанных школах всегда существовало разделение на уроках «Труда»: мальчики там сколачивали скворечники и что-то строгали, девочки должны были учиться «домоводству» — то есть шить и готовить, выбор никто не предоставлял. А ведь столярное ремесло, автодело или программирование — интересные и полезные навыки и для девочек тоже.

Считается, что при раздельном обучении мальчики и девочки меньше отвлекаются от учёбы на противоположный пол. Но гормоны отключить невозможно. Поэтому объект для романтического увлечения так или иначе найдётся. Живая иллюстрация к этому — исследование английских учёных, которые отмечают, что среди выпускников мужских школ существует больший процент разводов, нежели у тех, кто ходил в общую школу.

«Я учился в классе, где были только мальчики. У нас была очень сильная школа, каждый год кто-то из параллели участвовал в международной олимпиаде по химии, физике или математике. Моё мнение, что раздельное обучение положительно сказывается на успеваемости. Но отрицательно сказывается на понимании как общаться с противоположным полом. Мне этого навыка в жизни не хватает, и я считаю, что в этом вина именно раздельного обучения».

Пётр М.


В конечном итоге всё упирается в вопрос отношения к школе в целом. Для одних родителей (и их детей) школа нужна в первую очередь для учёбы, для других — это опыт социализации. Если в вопросах успеваемости половой состав класса большой роли не играет, то в социализации раздельное обучение — большой минус.

Даже без гендерного разделения школа — искусственная конструкция: никогда больше, кроме школы и армии, в жизни людям не приходится находиться только в окружении сверстников. Постоянно быть в окружении сверстников своего пола — совсем надуманная среда, далёкая от жизни.

Поэтому гендерный подход в обучении смотрится сильно устаревшим в контексте современных образовательных трендов, когда обучение становится персонализированным в зависимости от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика. Безо всякой привязки к полу.

Источник mel.fm

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.