В Екатеринбурге в рамках памятных дней, посвященных 100-летию расстрела семьи последнего российского императора Николая II Романова, все-таки пройдет выездное заседание Священного синода РПЦ. Информацию об этом Znak.com сегодня подтвердили в синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата: «Такие планы действительно есть, в рамках визита патриарха [Кирилла]. Предварительно это 16–17 июля, но возможны подвижки». С большой долей вероятности можно говорить, что главной темой этого заседания станет вопрос признания царскими останков, которые обнаружили под Свердловском-Екатеринбургом.
Непризнанные останки
В 1978 году на северо-западной окраине Свердловска останки нашла группа уральского геолога Александра Авдонина. Находка была скрыта до 1991 года, и уже после падения СССР останки полностью извлекли. В 2007 году группа поисковиков из клуба «Горный щит» и археологов во главе с представителем НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области Сергеем Погореловым обнаружила еще часть останков.
Речь идет о групповом захоронении в так называемом Поросенковом логу. Костные фрагменты из него по результатам нескольких экспертиз были признаны останками расстрелянного в 1918 году Николая II, его супруги императрицы Александры Федоровны, детей и слуг. Однако РПЦ до сих пор не признавала их. Церковь утверждает, что тела Романовых большевики уничтожили в районе бывших шахт Исетского рудника, которые стали известны позднее как урочище Ганина яма.
Между Поросенковым логом и Ганиной ямой всего 3,8 километра. На Ганиной яме в 2000 году по решению Архиерейского собора РПЦ был основан монастырский комплекс, а Поросенков лог до сих пор фактически игнорируется православными.
«Развернулась борьба за признание останков»
Ученые подтвердили подлинность останков однозначно. Назрел или даже перезрел вопрос их признания церковью. Весной этого года пресс-секретарь патриарха Волков отмечал, что все выездные совещания Священного синода в этом году (в мае одно из них прошло в Санкт-Петербурге) «будут носить плановый характер» и «экстренных решений не планируется».
Однако еще в октябре 2017 года на «Дилетантских чтениях» в Екатеринбурге главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, намекая на источники в администрации президента РФ, заявил, что в канун 100-летия расстрела Романовых «церковью будет признано, что останки из Екатеринбурга — царские, и будет поставлена точка в этой длинной истории». На днях Венедиктов в своем телеграм-канале написал: «Развернулась борьба за признание царских останков царскими. Кирилл против, Тихон — за».
Имеются в виду патриарх Кирилл и митрополит Тихон (Шевкунов). Последний, считаясь духовником президента РФ Владимира Путина, возглавляет Патриарший совет по культуре. Именно в ведении этого органа находится вопрос новой экспертизы екатеринбургских останков, которая проводится под наблюдением РПЦ в рамках нового уголовного дела. Это дело по факту гибели Романовых в 2015 году заново возбудил Следственный комитет РФ (с 1993 по 2008 год такое уголовное расследование уже производилось следственной частью прокуратуры).
В синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Znak.com не смогли ответить на вопрос, будет ли Синод в Екатеринбурге рассматривать вопрос о царских останках, посоветовали обратиться в управление делами патриархата. В управлении отправили в Патриарший совет по культуре. Там заявили, что «лицензией на информирование» по этому вопросу обладает СКР. Однако подчеркнули, что повестка заседания Священного синода может быть сформирована «за один день» и сейчас что-либо говорить на этот счет преждевременно.
Опасная для патриарха тема
Сегодня телеграм-канал Центра политических технологий Игоря Бунина распространил комментарий политолога Алексея Макаркина который заявил: «разделение РПЦ на сторонников и противников признания „екатеринбургских останков“ царскими мощами связано с конкретными интересами».
«Все основные публичные фигуры РПЦ понимают, что останки — царские. Однако для патриарха Кирилла взять на себя ответственность за такое признание — значит спровоцировать резкую критику в свой адрес со стороны церковных крайних консерваторов. Они и без того негативно отнеслись к его встрече с папой Римским, а тут еще новый раздражитель. Получается, что Ельцин и Немцов были правы, считая останки царскими, а многие церковные деятели — нет. Это особенно опасно в условиях планов провозглашения Константинопольским патриархом Варфоломеем украинской автокефалии. Крайние консерваторы не будут знать, по какому случаю выходить на молитвенные стояния. То ли против Варфоломея и автокефалии, то ли против Кирилла и признания останков», — отмечается в опубликованном мнении Макаркина.
В том же посте подчеркивается, что для псковского же митрополита Тихона (Шевкунова) «эта тема абсолютно безопасна». «Он не патриарх и даже не постоянный член Синода, а один из многочисленных провинциальных архиереев. Решение принимает не он, и не он за него отвечает. Да и у него репутация консерватора, связанного с монашеской традицией, — так что для крайних консерваторов он если не полностью свой, то куда более близкий, чем Кирилл. И признание останков царскими не вызовет критики в его адрес», — считает эксперт.
Из ситуации есть выход
Ранее собеседники Znak.com отмечали, что на завершении истории с признанием-непризнанием екатеринбургских останков РПЦ настаивает уже и руководство страны. «[Владимир] Путин очень хочет завершить эту эпоху и прилагает все усилия, чтобы уговорить на это РПЦ, которая сопротивляется. Это не связано с [президентскими] выборами, это связано с его идеей добиться примирения всех сторон, чтобы белые примирились с красными», — подчеркивал осенью прошлого года президент Центра политических технологий Игорь Бунин. По его словам, сама процедура опознания и захоронения екатеринбургских останков должна пройти «после выборов» и поэтому Владимир Путин не станет «предъявлять это как достижение» в ходе избирательной кампании.
Пока ситуация развивается именно так. В частности, Владимир Путин хоть и посетил Архиерейский собор РПЦ, проходивший в конце ноября в Москве, но не стал акцентировать внимание иерархов на теме Романовых. Между тем именно там Патриаршая комиссия по культуре и привлеченные ею эксперты докладывали о промежуточных итогах новой серии экспертиз, проведенных в рамках следствия по делу о гибели Николая II и его семьи в июле 1918 года.
О том, почему РПЦ до сих пор упорствует в вопросе признания царских останков царскими, в прошлом году подробно объяснял следователь-криминалист СКР, занимавшийся с 1991 по 2015 год делом об убийстве царской семьи, Владимир Соловьев. По его мнению, речь идет не столько о разногласиях по этому вопросу, возникших между РПЦ и командой первого президента РФ Бориса Ельцина, сколько о решениях, принятых иерархами еще в 1930-х годах.
«С 1928 года абсолютно все иерархи Русской православной церкви за рубежом считали, что царская семья убита и все сожжены. Все были уверены, что выводы следствия Соколова (следователь адмирала Александра Колчака, занимавшийся в 1919 году убийством царской семьи — прим.ред.) правильные. В церкви существуют традиция: когда все иерархи сказали „да“, сказать „нет“ другим иерархам потом очень сложно. Сейчас, зная боевой характер нашего патриарха, кажется, что он захотел наконец разобраться в вопросе раз и навсегда. Именно поэтому идет полное расследование с самого нуля», — заявил тогда следователь Соловьев.
Еще один вопрос — как быть с храмовым комплексом на Ганиной яме, если признать, что останки святых все-таки были обретены в другом месте. Получается, что все это время православные молились не в том месте, не туда водили крестные ходы? Возможный ответ лежит на поверхности. Лучшим выходом станет признание обоих мест (Ганиной Ямы и Поросенкова лога) священными для верующих.
Об этом ранее также говорил следователь Соловьев: «Оба эти места святые сами по себе. Там лежали члены царской семьи, они полили своей кровью эти места. Точно такое же святое место — Поросенков лог. На Ганиной яме тела пролежали сутки, в логу они пролежали многие годы!» По воспоминаниям археологов, участвовавших в 1991 году в извлечении первой части костяков из захоронения, они не сумели извлечь из земли большое количество жировоска, выделившегося в процессе разложения тел. Таким образом, почва в районе Поросенкова лога в буквальном смысле пропитана останками Романовых, причисленных Церковью к числу православных святых.
Можно сказать, что РПЦ еще в 2016 году начала подготовку к такому развитию событий. Тогда на совещании у первого вице-премьера свердловского правительства Владимира Власова митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом была озвучена позиция верующих, что в случае, если останки все-таки будут признаны царскими, Поросенков лог вполне достоин строительства еще одного храмового объекта, подобно тому, как это сделали на Ганиной яме.
Из-за этой позиции застопорилась реализация проекта, который вынашивался тогда властями региона. Они планировали передать земли Поросенкова лога (около 3,7 га) в ведение Свердловского областного краеведческого музея и создать там к 100-летию расстрела Романовых памятный музейный комплекс.
Убийство Романовых и обнаружение останков. Справка
Семья отрекшегося в 1917 году от российского престола императора Николая II (супруга — императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, великие княжны — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и прислуга (лейб-медик Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп) были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева (район Вознесенской горки в центре Екатеринбурга).
Где покоились их останки, долгое время скрывалось. Считается, что первооткрывателем этого места в Поросенковом логу на Коптяковской дороге на северо-западной окраине Свердловска (ныне Екатеринбурга) летом 1978 года стал уральский геолог Александр Авдонин с двумя единомышленниками. Однако останки тогда пришлось закопать обратно — политические обстоятельства не позволяли явить их миру. Вновь останки выкопали только летом 1991 года. Найти тогда удалось только девять костяков из 11. Это дало основания сомневаться в подлинности обнаруженного.
В 1998 году найденные в Поросенковом логу останки были захоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Несмотря на целую серию экспертиз, часть из которых была проведена в лабораториях США и Англии, Московский патриархат до сих пор не признает, что найденные у Коптяковской дороги тела — это Романовы.
В 2007 году благодаря уральским краеведам и археологам там же в районе Поросенкова лога, чуть в стороне от общего захоронения, удалось найти останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Новая экспертиза подтвердила их подлинность и принадлежность к Романовым. Однако кости этих детей Николая II до сих пор не преданы земле. Некоторое время они хранились в СКР, затем в Государственном архиве РФ вместе с останками Адольфа Гитлера. После их передали митрополиту Тихону (Шевкунову). Дело в том, что с 2000 года Романовы объявлены РПЦ святыми страстотерпцами, и теперь вопрос их погребения не в компетенции светской власти. Но церковь, не признавая останки, не делает ничего, чтобы решить вопрос с захоронением.
Поставить точку, как ожидается, должны в рамках нового уголовного дела, о котором 23 сентября 2015 года объявил СКР. Для исключения любых противоречий к участию в этом исследовании привлечены представители РПЦ и согласованные с верующими эксперты. На Архиерейском соборе в Москве, который проходил в конце ноября 2017 года, они озвучили большой массив своих выводов, в целом признав справедливость первоначальных экспертиз, благодаря которым екатеринбургские останки были признаны светскими властями царскими. Тем не менее финальное суждение по этому вопросу должен вынести Священный синод.
Источник znak.com