«Кирилл — против, Тихон — за»

120
РПЦ проведет в Екатеринбурге Синод в дни 100-летия расстрела Романовых. Признают ли останки?

В Екатеринбурге в рамках памятных дней, посвященных 100-летию расстрела семьи последнего российского императора Николая II Романова, все-таки пройдет выездное заседание Священного синода РПЦ. Информацию об этом Znak.com сегодня подтвердили в синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата: «Такие планы действительно есть, в рамках визита патриарха [Кирилла]. Предварительно это 16–17 июля, но возможны подвижки». С большой долей вероятности можно говорить, что главной темой этого заседания станет вопрос признания царскими останков, которые обнаружили под Свердловском-Екатеринбургом.

Непризнанные останки

В 1978 году на северо-западной окраине Свердловска останки нашла группа уральского геолога Александра Авдонина. Находка была скрыта до 1991 года, и уже после падения СССР останки полностью извлекли. В 2007 году группа поисковиков из клуба «Горный щит» и археологов во главе с представителем НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области Сергеем Погореловым обнаружила еще часть останков.

Впервые останки были обнаружены в конце 1970-хВпервые останки были обнаружены в конце 1970-х

Речь идет о групповом захоронении в так называемом Поросенковом логу. Костные фрагменты из него по результатам нескольких экспертиз были признаны останками расстрелянного в 1918 году Николая II, его супруги императрицы Александры Федоровны, детей и слуг. Однако РПЦ до сих пор не признавала их. Церковь утверждает, что тела Романовых большевики уничтожили в районе бывших шахт Исетского рудника, которые стали известны позднее как урочище Ганина яма.

Между Поросенковым логом и Ганиной ямой всего 3,8 километра. На Ганиной яме в 2000 году по решению Архиерейского собора РПЦ был основан монастырский комплекс, а Поросенков лог до сих пор фактически игнорируется православными.

«Развернулась борьба за признание останков»

Ученые подтвердили подлинность останков однозначно. Назрел или даже перезрел вопрос их признания церковью. Весной этого года пресс-секретарь патриарха Волков отмечал, что все выездные совещания Священного синода в этом году (в мае одно из них прошло в Санкт-Петербурге) «будут носить плановый характер» и «экстренных решений не планируется».

Однако еще в октябре 2017 года на «Дилетантских чтениях» в Екатеринбурге главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, намекая на источники в администрации президента РФ, заявил, что в канун 100-летия расстрела Романовых «церковью будет признано, что останки из Екатеринбурга — царские, и будет поставлена точка в этой длинной истории». На днях Венедиктов в своем телеграм-канале написал: «Развернулась борьба за признание царских останков царскими. Кирилл против, Тихон — за».

Тихона (Шевкунова; справа) называют духовником Владимира Путина. Он имеет большое влияние в РПЦТихона (Шевкунова; справа) называют духовником Владимира Путина. Он имеет большое влияние в РПЦЯромир Романов /Znak.com

Имеются в виду патриарх Кирилл и митрополит Тихон (Шевкунов). Последний, считаясь духовником президента РФ Владимира Путина, возглавляет Патриарший совет по культуре. Именно в ведении этого органа находится вопрос новой экспертизы екатеринбургских останков, которая проводится под наблюдением РПЦ в рамках нового уголовного дела. Это дело по факту гибели Романовых в 2015 году заново возбудил Следственный комитет РФ (с 1993 по 2008 год такое уголовное расследование уже производилось следственной частью прокуратуры).

В синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Znak.com не смогли ответить на вопрос, будет ли Синод в Екатеринбурге рассматривать вопрос о царских останках, посоветовали обратиться в управление делами патриархата. В управлении отправили в Патриарший совет по культуре. Там заявили, что «лицензией на информирование» по этому вопросу обладает СКР. Однако подчеркнули, что повестка заседания Священного синода может быть сформирована «за один день»  и сейчас что-либо говорить на этот счет преждевременно.

Опасная для патриарха тема

Сегодня телеграм-канал Центра политических технологий Игоря Бунина распространил комментарий политолога Алексея Макаркина который заявил: «разделение РПЦ на сторонников и противников признания „екатеринбургских останков“ царскими мощами связано с конкретными интересами».

«Все основные публичные фигуры РПЦ понимают, что останки — царские. Однако для патриарха Кирилла взять на себя ответственность за такое признание — значит спровоцировать резкую критику в свой адрес со стороны церковных крайних консерваторов. Они и без того негативно отнеслись к его встрече с папой Римским, а тут еще новый раздражитель. Получается, что Ельцин и Немцов были правы, считая останки царскими, а многие церковные деятели — нет. Это особенно опасно в условиях планов провозглашения Константинопольским патриархом Варфоломеем украинской автокефалии. Крайние консерваторы не будут знать, по какому случаю выходить на молитвенные стояния. То ли против Варфоломея и автокефалии, то ли против Кирилла и признания останков», — отмечается в опубликованном мнении Макаркина.

Храмовый комплекс на Ганиной яме привлекает тысячи верующих. Если выяснится, что Романовы упокоились не там, это может вызвать недовольствоХрамовый комплекс на Ганиной яме привлекает тысячи верующих. Если выяснится, что Романовы упокоились не там, это может вызвать недовольство Znak.com

В том же посте подчеркивается, что для псковского же митрополита Тихона (Шевкунова) «эта тема абсолютно безопасна». «Он не патриарх и даже не постоянный член Синода, а один из многочисленных провинциальных архиереев. Решение принимает не он, и не он за него отвечает. Да и у него репутация консерватора, связанного с монашеской традицией, — так что для крайних консерваторов он если не полностью свой, то куда более близкий, чем Кирилл. И признание останков царскими не вызовет критики в его адрес», — считает эксперт.

Из ситуации есть выход

Ранее собеседники Znak.com отмечали, что на завершении истории с признанием-непризнанием екатеринбургских останков РПЦ настаивает уже и руководство страны. «[Владимир] Путин очень хочет завершить эту эпоху и прилагает все усилия, чтобы уговорить на это РПЦ, которая сопротивляется. Это не связано с [президентскими] выборами, это связано с его идеей добиться примирения всех сторон, чтобы белые примирились с красными», — подчеркивал осенью прошлого года президент Центра политических технологий Игорь Бунин. По его словам, сама процедура опознания и захоронения екатеринбургских останков должна пройти «после выборов» и поэтому Владимир Путин не станет «предъявлять это как достижение» в ходе избирательной кампании.

Пока ситуация развивается именно так. В частности, Владимир Путин хоть и посетил Архиерейский собор РПЦ, проходивший в конце ноября в Москве, но не стал акцентировать внимание иерархов на теме Романовых. Между тем именно там Патриаршая комиссия по культуре и привлеченные ею эксперты докладывали о промежуточных итогах новой серии экспертиз, проведенных в рамках следствия по делу о гибели Николая II и его семьи в июле 1918 года.

Памятник Романовым у Храма-на-Крови в Екатеринбурге, на месте расстрела царской семьиПамятник Романовым у Храма-на-Крови в Екатеринбурге, на месте расстрела царской семьи Znak.com

О том, почему РПЦ до сих пор упорствует в вопросе признания царских останков царскими, в прошлом году подробно объяснял следователь-криминалист СКР, занимавшийся с 1991 по 2015 год делом об убийстве царской семьи, Владимир Соловьев. По его мнению, речь идет не столько о разногласиях по этому вопросу, возникших между РПЦ и командой первого президента РФ Бориса Ельцина, сколько о решениях, принятых иерархами еще в 1930-х годах.

«С 1928 года абсолютно все иерархи Русской православной церкви за рубежом считали, что царская семья убита и все сожжены. Все были уверены, что выводы следствия Соколова (следователь адмирала Александра Колчака, занимавшийся в 1919 году убийством царской семьи — прим.ред.) правильные. В церкви существуют традиция: когда все иерархи сказали „да“, сказать „нет“ другим иерархам потом очень сложно. Сейчас, зная боевой характер нашего патриарха, кажется, что он захотел наконец разобраться в вопросе раз и навсегда. Именно поэтому идет полное расследование с самого нуля», — заявил тогда следователь Соловьев.

Еще один вопрос — как быть с храмовым комплексом на Ганиной яме, если признать, что останки святых все-таки были обретены в другом месте. Получается, что все это время православные молились не в том месте, не туда водили крестные ходы? Возможный ответ лежит на поверхности. Лучшим выходом станет признание обоих мест (Ганиной Ямы и Поросенкова лога) священными для верующих.

Об этом ранее также говорил следователь Соловьев: «Оба эти места святые сами по себе. Там лежали члены царской семьи, они полили своей кровью эти места. Точно такое же святое место — Поросенков лог. На Ганиной яме тела пролежали сутки, в логу они пролежали многие годы!» По воспоминаниям археологов, участвовавших в 1991 году в извлечении первой части костяков из захоронения, они не сумели извлечь из земли большое количество жировоска, выделившегося в процессе разложения тел. Таким образом, почва в районе Поросенкова лога в буквальном смысле пропитана останками Романовых, причисленных Церковью к числу православных святых.

Следователь Владимир Соловьев рассказывает о расследовании убийства царской семьи на "Дилетантских чтениях" в ЕкатеринбургеСледователь Владимир Соловьев рассказывает о расследовании убийства царской семьи на «Дилетантских чтениях» в Екатеринбурге Znak.com

Можно сказать, что РПЦ еще в 2016 году начала подготовку к такому развитию событий. Тогда на совещании у первого вице-премьера свердловского правительства Владимира Власова митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом была озвучена позиция верующих, что в случае, если останки все-таки будут признаны царскими, Поросенков лог вполне достоин строительства еще одного храмового объекта, подобно тому, как это сделали на Ганиной яме.

Из-за этой позиции застопорилась реализация проекта, который вынашивался тогда властями региона. Они планировали передать земли Поросенкова лога (около 3,7 га) в ведение Свердловского областного краеведческого музея и создать там к 100-летию расстрела Романовых памятный музейный комплекс.

Убийство Романовых и обнаружение останков. Справка

Семья отрекшегося в 1917 году от российского престола императора Николая II (супруга — императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, великие княжны — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и прислуга (лейб-медик Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп) были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева (район Вознесенской горки в центре Екатеринбурга).

Где покоились их останки, долгое время скрывалось. Считается, что первооткрывателем этого места в Поросенковом логу на Коптяковской дороге на северо-западной окраине Свердловска (ныне Екатеринбурга) летом 1978 года стал уральский геолог Александр Авдонин с двумя единомышленниками. Однако останки тогда пришлось закопать обратно — политические обстоятельства не позволяли явить их миру. Вновь останки выкопали только летом 1991 года. Найти тогда удалось только девять костяков из 11. Это дало основания сомневаться в подлинности обнаруженного.

Поросенков лог, где под мостиком из шпал были обнаружены останки Романовых. РПЦ пока не признает это место святымПоросенков лог, где под мостиком из шпал были обнаружены останки Романовых. РПЦ пока не признает это место святым Znak.com

В 1998 году найденные в Поросенковом логу останки были захоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Несмотря на целую серию экспертиз, часть из которых была проведена в лабораториях США и Англии, Московский патриархат до сих пор не признает, что найденные у Коптяковской дороги тела — это Романовы.

В 2007 году благодаря уральским краеведам и археологам там же в районе Поросенкова лога, чуть в стороне от общего захоронения, удалось найти останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Новая экспертиза подтвердила их подлинность и принадлежность к Романовым. Однако кости этих детей Николая II до сих пор не преданы земле. Некоторое время они хранились в СКР, затем в Государственном архиве РФ вместе с останками Адольфа Гитлера. После их передали митрополиту Тихону (Шевкунову). Дело в том, что с 2000 года Романовы объявлены РПЦ святыми страстотерпцами, и теперь вопрос их погребения не в компетенции светской власти. Но церковь, не признавая останки, не делает ничего, чтобы решить вопрос с захоронением.

Поставить точку, как ожидается, должны в рамках нового уголовного дела, о котором 23 сентября 2015 года объявил СКР. Для исключения любых противоречий к участию в этом исследовании привлечены представители РПЦ и согласованные с верующими эксперты. На Архиерейском соборе в Москве, который проходил в конце ноября 2017 года, они озвучили большой массив своих выводов, в целом признав справедливость первоначальных экспертиз, благодаря которым екатеринбургские останки были признаны светскими властями царскими. Тем не менее финальное суждение по этому вопросу должен вынести Священный синод.

Источник znak.com

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: