Учитель станет придатком “цифровых технологий”? Зачем в школах вводят смешанные уроки



В российских школах могут появиться смешанные уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Министр просвещения Ольга Васильева рассказала о грядущих изменениях в системе общего образования. По ее словам, “Цифровая школа” изменит роль педагогов в образовательных организациях – сделает из учителей “кураторов, ориентирующих ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами”, а также обновит содержание образования.

“Один из наших последних проектов – это “Цифровая школа”. Наверное, мы придем к смешанному типу уроков, о том, что это “цифра” и учитель, может, это смелое заявление, но тем не менее нам придется об этом думать… То, что смешанный тип урока рано или поздно придет, это очевидно”, – заявила Ольга Васильева в интервью телеканалу “Россия 24”.

Как пояснили в пресс-службе образовательного ведомства, реализация проекта “Цифровая школа” рассчитана на период с 2018 по 2025 г.

“Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ”, – пояснила Ольга Юрьевна, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников, уверен начальник управления стратегического развития Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Кирилл Баранников.

“Не думаю, что “цифра” будет заменой учителю. И дело не только в том, что “цифра” пока больше про автоматизацию рутинных операций – доставка контента, сбор и хранение данных, формирование документов. И не в том, что еще только возникают первые серьезные решения в сфере искусственного интеллекта, которые пока неспособны “стать у доски” вместо учителя. Просто цифра не ставит себе такой цели, она нужна не для замены учителя. Другой вопрос, что когда большой блок рутинных операций станет выполнять робот (не железка, а распределенная интеллектуальная сеть), то у учителя появится больше времени на ребенка, на размышление об образовательных результатах, на осмысление и рефлексию. И вот здесь главный вызов – новая структура рабочего дня учителя. Как она должна быть устроена и как учителю ее продуктивно использовать”, – поделился своим мнением с Накануне.RU Кирилл Баранников.

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков сравнил новые цифровые технологии в системе образования с применением электронных приборов в медицине. В обоих случаях инновации не будут работать без участия специалиста.

“Если раньше опытный врач-хирург мог оперировать исключительно механическим скальпелем, то теперь в его распоряжении находится целый набор новейших технических (в том числе – компьютерных или “цифровых”) средств, при помощи которых он может совершать настоящие чудеса исцеления. Но сами по себе без опытного и талантливого врача даже эти великолепные технические средства порой ничего сделать неспособны!” – отметил в разговоре с Накануне.RU Сергей Комков.

По его словам, компьютерные или “цифровые технологии” могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна “технология” работать не будет. Более того, эти самые “цифровые технологии”, переданные в руки дилетантов или неких чисто “технических исполнителей”, могут нанести ученику непоправимый вред.

“Настоящий талантливый учитель никогда и ни при каких обстоятельствах не станет простым придатком к системе “цифровых технологий”, – уверен он.

Между тем, цифровизация все же изменит роль учителя, пояснили в ведомстве.

“Реализация проекта повлечет за собой обновление содержания образования и изменение роли учителя, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников”, – добавили в министерстве.

Внедрение “цифры” не должно касаться формирования и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

“Поэтому, если кто-то в Министерстве просвещения России все еще всерьез продолжает считать, что внедрение “цифровых технологий” должно повлечь за собой “обновление содержания образования”, то это уже не просто заблуждение! Это – грубейшая педагогическая ошибка, которая может повлечь за собой очень серьезные социальные последствия! И этим чиновникам Министерства просвещения России я посоветовал бы внимательно изучить основы педагогики”, – заявил Комков.

Что касается мысли о том, что учитель должен быть “куратором” ребенка и действовать в соответствии с его “запросами”, то авторы этой идеи грубо исказили одну из основополагающих аксиом педагогики, утверждает он.

“Учитель, действительно, должен быть умным и грамотным наставником своего ученика, спокойно и планомерно вести его по жизни к поставленным целям и задачам. Изучать его индивидуальные способности и возможности. И, в соответствии с этим (а не в соответствии с некими абстрактными, а порой – и ложными, “запросами”) действовать в его интересах! Кроме того, одной из важнейших задач настоящего учителя как раз и является формирование у каждого своего ученика верных жизненных запросов. И в этом процессе никакие “цифровые технологии” не сработают! Решающее значение всегда будут иметь только личность, талант и возможности человека, которого мы всегда и во все времена называли учителем!” – заключил Сергей Комков.

Цифровое образование открывает много возможностей для ребенка, поэтому учителю важно помочь ему сориентироваться.

“В такой насыщенной среде учителю придется помогать ребенку не терять быстро интерес, ведь в быстром доступе у ребенка может оказаться огромное количество чего-то нового, и это новое всегда будет перехватывать его внимание. Учителю надо будет помочь ребенку идти по треку, сохранять концентрацию. Учитель должен помогать определяться с целями, быть партнером в в зоне ближайшего развития – вовремя подсказать, сориентировать, объяснить”, – считает Кирилл Баранников.

Отметим, что ранее Ольга Васильева отмечала, что цифровизация школ станет одним из главных направлений работы Министерства просвещения.

Источник zavuch.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.