Новая структура кабмина: Науку отдали вузам



Почему Минобрнауки решили разделить на два ведомства.
Александр МИЛКУССАПРЫКИНА Дарья

Наука в России как падчерица. Никак своего постоянного пристанища не найдет.

До 2004 года ею руководили из министерства промышленности, науки и технологий (было у нас такое ведомство). Потом ее «перебросили к образованию» – получилось Минобрнауки – которое, уже если честно, конечно, больше внимания уделяло «родной дочери» – образованию.

И вот теперь глава правительства Дмитрий Медведев предложил новую конфигурацию – разделить министерство образования и науки на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования.

Но развод снова получается не совсем по любви – наука прихватила себе высшую школу (хотя, ощущение, что скорее наоборот – вузы получают под свое крыло науку). А Минпросу отходят детские сады, школы, среднее профобразование, сироты, молодежная политика и много чего другого. Для пытливых напомним – министерство народного просвещения появилось в России еще в 1802 году, а потом возродилось примерно под таким же названием (хотя и без слова «народного») уже после Великой Отечественной – в 1946 году.

Накануне выпускных…

Как будут координировать свою работу два ведомства пока не очень понятно – ведь все равно работать им придется, толкая друг друга локтями. По крайней мере в том, что касается поступления выпускников школ в вузы через Единый госэкзамен, олимпиады и прочие ухищрения вроде целевого набора. Посмотрим. Пока нам остается надеяться, что чиновничья чехарда, которая неизменно случается в период административных преобразований, не скажется на судьбе выпускников и абитуриентов-2018.

Так что оставим на время российское образование, которое явно ждет еще немало перемен в этом году, а поговорим про науку-падчерицу. Ее роль в новой конфигурации заметно вырастет. Причем, теперь явно делается ставка не только и не столько на науку академическую, сколько на науку вузовскую. И это-то как раз самое интересное.

Пока власть бодалась с Российской академией наук, пытаясь сделать научные исследования эффективными и взять под контроль собственность институтов (а она немаленькая), стала активно развиваться наука в вузах. Кстати, Федеральное агентство научных организаций, которое управляло имуществом институтов, войдет в состав нового министерства.

Динамика основных показателей исследований и разработок в секторе высшего образования.

Динамика основных показателей исследований и разработок в секторе высшего образования.

Университеты перехватили инициативу

В недавнем докладе Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ приводятся поучительные данные. В 2016 году 75,6% высших учебных заведений России занимались научными исследованиями и разработками. Хотя в 2000 году доля таких вузов составляла всего 40,4%.

– Вузовская наука в течение последнего десятилетия растет быстрее по сравнению с другими секторами и по численности кадров, и по объему финансирования, – объясняет первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг. – Хотя в вузах занято 45 тысяч исследователей. А это всего 12 % от общей численности ученых в стране.

Зато в научных исследованиях в вузах задействованы около 87 тысяч профессоров и преподавателей. То есть студентов все чаще учат не чистые теоретики, а те, кто кроме чтения лекций и ведения семинаров, занимаются собственными изысканиями. Еще интересно и то, что сейчас две трети публикаций в международных научных журналах приходятся на исследователей, работающих в российских вузах.

Удельный вес высшего образования в основных показателях российской науки.

Удельный вес высшего образования в основных показателях российской науки.

– Академические институты на два бюджетных рубля зарабатывают один рубль. А вузы на один бюджетный рубль зарабатывают – семь рублей, – рассказывает ректор Вышки Ярослав Кузьминов. – Значит исследования, которые проводят в высшей школе, востребованы. Задача на следующий президентский срок – восстановить нормальное состояние наших университетов в отношении исследований. И не важно – это университеты, специализирующиеся на легкой промышленности, авиации, физике или на гуманитарных исследованиях.

Сегодня научные коллективы, которые не уступают академическим институтам, сложились в МГУ, СПбГУ, в национальных исследовательских университетах: МФТИ, МИФИ, ВШЭ,ИТМО, МИСиС, Питерском политехе, Новосибирском, Нижегородском, Томском университетах, Томском политехе, Самарском аэрокосмическом университете.

Но остается много вузов, в которых большинство предметов преподают люди, не имеющие ни одной научной работы по своим дисциплинам. И это серьезная проблема.

Мы явно постепенно переходим от советской системы науки, когда была Академия, и распределявшая деньги, и оценивавшая проведенные исследования, к системе, давно прижившейся на Западе и активно развивающейся в Азии: центры научных исследований – университеты. Здесь ведется и научная работа, и обучение, «прокачка» студентов, отбор молодых ученых.

Как такая система может прижиться у нас? Ректор Вышки Ярослав Кузьминов приводит пример собственного университета:

– Высшая школа экономики и Российская академия наук в прошлом году начали эксперимент. Шесть ведущих физических институтов РАН основали у нас факультет физики. Сейчас мы ведем переговоры с химическими и с биологическими институтами о такого же рода формате. Мы лишь предоставляем площадку – приходите, рулите. Но, выходит, начиная с бакалавриата, даже с лицея, академики, профессора из РАН работают с будущими учеными, со своей сменой.

Структура исследователей в секторе высшего образования по возрастным группам.

Структура исследователей в секторе высшего образования по возрастным группам.

Центры инноваций

В ближайшие годы правительство продолжит делать ставку на университеты. Причем, не только как учебных и научных организаций. В новых майских указах Президент Путин поручил «организовать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе». Это как раз про основные цели нового министерства.

Речь идет о том, чтобы вузы – причем в основном в провинции – стали центром образовательной, научной, инновационной жизни. А где еще ей возникать, как не в университете, где «водятся» продвинутая и амбициозная молодежь? Университеты должны стать «толкачом» развития региона или отрасли.

Видимо, будет расширена программа «5-100». На первом этапе она требовала, чтобы не менее 5 российских вузов оказались в первых сотнях международных рейтингов университетов. Теперь задача сложнее – подтянуть за будущие 6 лет в верхние строчки не менее 20 вузов. Причем, включить в программу ведущие отраслевые университеты – сельскохозяйственные, транспортные, медицинские, вузы культуры.

Именно вузам во многом предстоит совершить тот прорыв, о котором так часто стали говорить руководители страны. Понятно, что вместе с академической наукой (если ее перестанут лихорадить очередными нововведениями). И в этом смысле, похоже, новое Минвузнауки (или как там его будут сокращенно называть) становится ключевым ведомством.

Ну и, конечно, многое будет зависеть от того, кто возглавит новую структуру. А это мы узнаем в конце недели.

* ИР – исследования и разработки

Инфорграфика предоставлена ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2018.

Источник kp.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.