Царскосельская железная дорога: построена под руководством фон Герстнера



Кирилл Брагин

13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги.

К началу царствования Николая I Россия была крупнейшей мировой державой, в которой при этом отсутствовали надежные пути сообщения.

О необходимости развития дорог в стране, говорил опубликованный еще в 1809 году манифест, где, в частности, говорилось: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения». 

В том же году в Змеиногорске под руководством горного инженера Петра Фролова была построена первая рельсовая дорога на конной тяге протяженностью около двух километров, соединявшая рудник с сереброплавильным заводом.

Однако царское правительство с недоверием относилось к русским изобретателям. Изобретение Ефима и Мирона Черепановых, построивших в 1834 году рельсовую дорогу и паровоз для подвоза медной руды с рудника на фабрику, также осталось не замеченным.

В это же году, когда Черепановы запустили свою дорогу, в Петербург прибыл инженер Франц Антон фон Герстнер, создатель первой железной дороги в Европе. Предложенный им план предусматривал строительство крупнейшей в мире железной дороги Санкт-Петербург — Москва с продолжением линии на юг, до Одессы или Таганрога, и строительство ветки Москва — Коломна. Однако Николай I дозволил лишь строительство магистрали Петербург — Царское Село — Павловск.

1 (13) мая 1836 года под руководством фон Герстнера началось строительство «царской ветки», оно велось на привлеченные средства частных инвесторов. Под руководством 17 инженеров дорогу строили порядка двух тысяч рабочих и 1400 солдат.

Уже осенью состоялись пробные поездки, а 30 октября (11 ноября) 1837 года было торжественно открыто движение по маршруту Петербург — Царское Село. За рубежом закупили семь локомотивов и различные экипажи для поездов. Стоимость билетов за проезд в вагоне 1-го класса от столицы до Царского Села составляла 75 копеек серебром, а в вагоне 4-го — 20 копеек.

Один из очевидцев первых рейсов так описывал происходящее: «Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед: стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины».

В 1837–1841 годах было перевезено 2,5 миллиона пассажиров. За этот период «царская ветка» дала казне 360 тысяч рублей чистого дохода. Однако серьезного экономического значения она не имела, играя роль придворной увеселительной дороги.

Столь нужный России проект Герстнера осуществлялся крайне медленно: в царствование Николая I построили только линию Петербург — Москва. Отсутствие железнодорожного пути на юг стало одной из причин поражения России в Восточной войне.

Источник rusplt.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.