Лётчик-испытатель капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи



15 мая 1942 года прошло испытание первого советского ракетного самолёта с жидкостным ракетным двигателем – предвестника эры реактивных самолётов, предсказанной ещё Константином Эдуардовичем Циолковским, который был создан Александром Яковлевичем  Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым в конструкторском бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова. Маленький истребитель-перехватчик БИ и его первый пилот греческого происхождения Григорий Яковлевич Бахчиванджи – всеобщий любимец Жора Бахчи – навсегда остались в истории советской ракетной техники.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился в 1909 году на Кубани, в станице Брыньковской Краснодарского края. Позже семья переехала в город Жданов (сегодняшний Мариуполь).

Трудовую деятельность он начал в 1925 году с литейной мастерской. Работал и помощником машиниста на станции Ахтари, затем – слесарем на строительстве металлургического завода имени Владимира Ильича. После того, как в1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии, комсомолец Бахчиванджи попросился в авиацию.

В 1931 году он окончил школу младших командиров и вслед за ней школу техников по авиавооружению; в 1932 году вступил в ряды КПСС. Вскоре Бахчиванджи получил диплом авиатехника, подав рапорт в Оренбургскую лётную школу с просьбой о зачислении. В 1935 году, по окончании лётной школы, он прибыл в полк, где показал  великолепную технику пилотирования и глубокие знания самолета. Можно сказать, прямо со «школьной скамьи» его направили в Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил – НИИ  ВВС (сейчас это Государственный летно-испытательный центр – ГЛИЦ), доверив ему испытание новых машин. Характеристика, присланная на Бахчиванджи, рекомендовала его как принципиального и решительного командира. Кроме того, в ней говорилось, что он отлично летает, обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям, что и подтвердилось на деле: заключения Григория Бахчиванджи о самолётах и моторах были всегда высококвалифицированными.

Не случайно ему в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия – реактивных установок на самолёте, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японскими захватчиками на Халхин-Голе.

Г.Я.Бахчиванджи у самолёта БИ-2.

 

За серию испытаний и их высокое качество Григорий Яковлевич был награждён орденом Ленина.

В первый же день Великой Отечественной войны Г.Я. Бахчиванджи добровольно ушел на фронт, самоотверженно сражаясь в составе  истребительного авиационного корпуса особого  назначения, который, в основном, был сформирован по приказу командования из лётчиков-испытателей. С 1 июля по 10 августа 1941 года он совершил около 70 боевых вылетов (при обороне Москвы сбил 6 фашистских «стервятников»), дослужившись до командира эскадрильи.

К тому времени для нужд фронта был налажен серийный выпуск новых самолётов. Бахчиванджи отозвали на испытательную работу на Урал, куда был эвакуирован и НИИ ВВС. Здесь ему поручили провести испытание первого советского реактивного самолёта. Именно полёты на первом реактивном самолёте ознаменовали рождение советской реактивной авиации, став, по существу, первым шагом на пути в космос. Ведь не случайно именем Бахчиванджи назван один из кратеров на невидимой стороне Луны, которую впервые смогли сфотографировать с помощью советских космических станций.

В трагический день 27 марта 1943 года, который ровно через 25 лет унесет из жизни Юрия Гагарина и Владимира Серегина, лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи геройски погиб во время седьмого испытательного полёта на БИ: достигнув рекордной скорости для ракетоплана – 800 км/час – самолёт  неожиданно перешёл в пике и врезался в землю.

Известный советский журналист, публицист и писатель Анатолий Аграновский, основываясь на воспоминаниях очевидцев этого исторического полёта, напишет: «Он летел, и для очевидцев это было немножечко чудом. Впоследствии поймут они, что и факел огня, и чёрный шлейф дыма, столь поразившие их воображение, свидетельствовали лишь о младенческом возрасте новой техники: надо было просто добиться полного сгорания. Впоследствии поймут они, что ракетный самолёт очень ещё был несовершенен. Что робкими и неверными были первые шаги героя. Но они были первыми…».

После этого на аэродроме появился БИ-2, а лётчики-испытатели К. А. Груздев и Б. Н. Кудрин некоторое время ещё продолжали испытания ракетного перехватчика, но раскрыть тайну гибели Бахчиванджи тогда так не удалось. Лишь через несколько лет при испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, с которым тогда не умели бороться. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса, лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с реактивными двигателями», лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Источник grekomania.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.