Создатель легендарного танка Т-34 М.И.Кошкин …
Сущность танка заключается в трёх свойствах: огневая мощь, броневая защита и мобильность (высокая проходимость, скорость, манёвренность). В 1930-е годы среди военных и конструкторов всех стран шли споры о том, какое из них должно быть главным. Михаил Ильич Кошкин положил конец спорам, наилучшим образом совместив все три свойства в своём Т-34 – самом лучшем и самом массовом среднем танке Второй мировой войны,и указал путь, по которому пошло всё последующее танкостроение. Ничего подобного ни у наших врагов, ни у наших союзников не было.
Творческая жизнь М.И.Кошкина на конструкторском поприще исчисляется всего шестью годами, но за этот период во всём блеске проявился его изобретательский талант и организаторские способности. Много сил он потратил не только на создание самого танка, но и на борьбу с его противниками, в том числе с начальником Главного артиллерийского управления маршалом Г.И. Куликом, который запретил конструкторскому бюро (КБ) Кошкина заниматься Т-34, а когда танк внепланово был запроектирован и изготовлен, запретил показывать его в Москве. Танк всё же был показан и получил безоговорочную поддержку И.В.Сталина.
Путь Михаила Ильича к творческой вершине изобиловал крутыми поворотами. Выходец из крестьян Ярославской губернии (родился по ст.ст. 21 ноября 1898 года), он в 11 лет пошёл в Москву на заработки, приобрёл специальность кондитера. Потом служил в армии – вначале в Русской, потом в Красной. Занимался партработой в Вятке (г. Киров), потом его направили на учёбу в Ленинградский машиностроительный институт. И лишь в возрасте 36-ти лет с дипломом инженера пришёл в танковое КБ Кировского (Путиловского) завода на должность рядового конструктора. Через 2,5 года стал заместителем главного конструктора, а затем был направлен возглавлять танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода – там и был создан легендарный танк Т-34.
В октябре 1940 г. опытные образцы Т-34 своим ходом отправились в Москву. Во время перехода Михаил Ильич простудился и заболел пневмонией. Вылечить его не удалось, скончался он 26 сентября 1940 года, не прожив и 42-х лет. Ему установлены памятники и мемориальные доски, но главный памятник – десятки победоносных «тридцатьчетвёрок», стоящих на пьедесталах в местах наших боёв с гитлеровцами.
Танк Т-34. Основное его производство было сосредоточено в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод) и в Челябинске (объединённый Челябинский тракторный и Ленинградский Кировский заводы – «Танкоград»). Танк постоянно совершенствовался, снижались трудозатраты, упрощаласьтехнология изготовления (без остановки производства): в Челябинске – под руководством В.Л.Духова, в Нижнем Тагиле – под руководством А.А.Морозова. Сварную башнюзаменили литой (показана на этом снимке), затем в башне предусмотрели «командирскую башенку», затем 76-мм пушкузаменили более мощной длинноствольной 85-миллиметровой (обе пушки разработаны в КБВ. Г.Грабина).
Танк Т-34-85 с 85-мм длинноствольной пушкой, башней увеличенного объема и с «командирской башенкой». Ещё в 1990-е гг. он состоял на вооружении армий почти 40 стран мира.
На базе Т-34 на Уралмашзаводе в 1943 г. были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-85с пушками калибра 85 мм, а в 1944-м – СУ-100 (показанана этом снимке) с пушками калибра100 мм. Обе пушки конструкции Ф.Ф.Петрова. СУ-100 легко расправлялись с немецкими «тиграми», «пантерами», «фердинандами» и даже с «королевскими тиграми».
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
Источник ruskline.ru