Ни уму, ни сердцу



Эксперты ВШЭ атакуют школьный образовательный стандарт по литературе.

Почему в последнее время в СМИ и социальных сетях идёт столь острый спор о новых школьных образовательных стандартах по литературе? И речь идёт не только о федеральном стандарте по литературе — бурно обсуждается преподавание истории, обществознания, математики и других предметов, проблема разумного ограничения количества учебников, их содержания и качества и другие острые вопросы.

Первоначально ведение ФГОС было продиктовано несколькими причинами. Что касается литературы, то еще в период “перестройки”, возвращения литературы русской эмиграции, произведений “из стола”, публикаций самиздата” и “тамиздата” стремительно стала меняться “литературная карта”, прежде всего — ХХ века. Мы многое пересматривали в своих программах, вводили новые имена, и, кстати, работать было очень интересно. Но в захлестнувшей эйфории от новых имен и произведений, мы порой просто забывали об эстетических критериях, подчиняя их проблемно-тематическим или идеологическим аспектам. Ну, скажите, с какой целью нужно было вводить в программу “Архипелаг ГУЛАГ” А.Солженицына, который не является художественным произведением, не говоря уже про объём его текста? Потом настала очередь постмодернизма от В.Пелевина и других аналогичных авторов. Не менее важным является и психология восприятия с учётом возраста ребенка. В каком классе надо знакомить, скажем, с “Бородино” М. Лермонтова, а в каком — с его поздней лирикой? Говорить ли вначале о героях Б. Васильева и В. Кондратьева, или представить Великую Отечественную войну только в концепции позднего В. Астафьева с его, мягко скажем, очень спорным романом “Прокляты и убиты”? И это всё — отнюдь не праздные вопросы.

Когда спрашиваешь выпускников, что они “проходили” в школе, выясняется, что многие значительные явления советской литературы прошлого столетия для них неизвестны, в том числе — “лейтенантская проза”, “тихая лирика”, “деревенская проза”. Следовательно, давно настала пора осознать, что в литературе “отстоялось словом”, как говорил В. Маяковский, а что можно изучать обзорно, вариативно или вообще не изучать.

Но литература — не только “искусство слова”. Она формирует картину мира, систему базовых ценностей национальной культуры и каждого отдельного человека, а не просто “философию” современного западного либерализма, далеко ушедшего от его классического варианта, с ничем не ограниченной “свободой”, а точнее — грубым своеволием “суперменов”, заражённых гипертрофированным “эго”. Но этого как раз не требуется известным персонажам из ВШЭ, которые, словно по команде “фас”, бросились в атаку на новый федеральный государственный образовательный стандарт по литературе, используя его как плацдарм для куда более опасной атаки на само Министерство и его руководителя Ольгу Васильеву, которая не на словах, а на деле пытается вернуть в современное образование лучшие традиции русской и советской школы, многократно доказавшие свою эффективность и жизнеспособность. Вот почему идёт не просто рядовой методический спор, а нешуточная борьба “за” или “против” государственного стандарта.

Конечно, ФГОС — не конституция, его можно и нужно обсуждать, что-то корректировать. Это нормальный процесс. В частности, многих пугают 235 произведений, которые предстоит освоить в школе. Этот список можно ещё раз посмотреть, “почистить” и даже несколько сократить. Но надо чётко понимать, что государственный стандарт — на то и государственный, что он является нерушимой скрепой всего образовательного пространства страны, его невозможно бесконечно менять, подстраивать, да и просто заменять “асмоловской” вариативностью. Вариативность, конечно, возможна. Но и вариативная часть должна учитывать художественную и нравственную составляющую литературных текстов — иначе современные школьники будут “изучать” современную русскую прозу и поэзию по произведениям Солы Моновой и тому подобных “творцов” из просторов интернета.

И, наконец, главное — надо не сокращать часы на литературу и русский язык, а увеличивать их, не перегружая школьников всё новыми и новыми предметами, которые, как говорится, “ни уму, ни сердцу”.

Источник zavtra.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.