Сергей Писарев. Выборы как таковые – это вещь от лукавого, тем более – на региональном уровне

136

Сайт “Россия Ноев ковчег” продолжает публиковать  статьи из книги Сергея Писарева «Россия–Ноев ковчег? Размышления комсомольца-одиночки 80-х», которые, на наш взгляд, могут быть интересны читателю и сегодня.

Июнь, 2012 г.

Регионы России http://www.gosrf.ru/news/4315/

Выборы как таковые – это вещь от лукавого, тем более – на региональном уровне

С момента заявления в декабре 2011 года о проведении политической реформы в России и о восстановлении губернаторских выборов прошло полгода. За этот небольшой срок более двух десятков регионов сменили губернаторов – это прецедент в новейшей российской истории. О причинах и следствиях изменений в составе губернаторского корпуса мы беседуем с Сергеем Писаревым.

– Чем обусловлена серия досрочных отставок губернаторов?

– На мой взгляд, у этих серьезных шагов, которые предпринимает федеральная власть, есть три причины. Первая: мы видим, как руководство Единой России, обещавшее по итогам выборов 4 марта разобраться с отстающими регионами, выполняет свое обещание.

Вторая причина: это вступающий в силу закон о выборах губернаторов. Власти в законном стремлении сохранить контроль над регионами, оценивают возможности губернаторов, у которых заканчиваются сроки полномочий. В тех регионах, где есть риск для губернаторов не пройти через выборы, заранее расставляются лояльные фигуры. Это обеспечит подконтрольности территории еще на один срок вперед. И это на данном этапе развития федерации совершенно правильно.

Третья причина, совершенно закономерная для действующей власти. Президент и его администрация именно через губернаторов осуществляют управление регионами. В данном случае, кадровая политика – это их прерогатива. Президент сам подбирает лояльную себе команду. И это вполне логично.

– Возможно, что власть не готова отстаивать свои позиции в условиях многозадачности региональной политики?

– Дело в том, что выборы как таковые – это вещь от лукавого, тем более – на региональном уровне. Можно вспомнить для примера финал последних губернаторских выборов в Свердловской области, когда на финише оказались две фигуры – Эдуард Россель и Антон Баков. При всем моем глубоком уважении к Антону Алексеевичу, он никак не мог быть единственной альтернативой Росселю. Тем не менее, выборная система именно такова, что к власти в регионе может прийти некомпетентный человек. Причем, некомпетентный – это только полбеды…

Сегодня далеко не все претенденты, желающие занять должность высокого ранга, реально готовы к ней по своим возможностям. Но они, вполне очевидно, могут выиграть выборы в регионе. И что тогда?

Мы же прекрасно все понимаем, что возврат к выборной системе – это уступка давлению со стороны Запада, который требует от нас внедрения демократических принципов. Но я считаю, что система выборов как таковая – вещь крайне вредная и бессмысленная. Население выглядит очень глупо, когда делает вид, что выбирает. Если политтехнология во время выборов даст сбой, то выиграть их может, в принципе, любой человек.

Ориентировочно, если не брать в расчет политтехнологию, гарантия того, что на выборах пройдет тот, кто надо – всего 30 процентов. Примерно такая же гарантия в системе свободных выборов – что пройдет НЕ тот, кто нужен. Но и такая же гарантия – приблизительно 30 процентов – того, что пройдет вообще непонятно кто. В итоге, вероятность того, что пройдет не тот, кто нужен, приближается к 70 процентам.

То есть, я абсолютно уверен, что Владимир Путин, пытаясь соблюдать внешнее согласие с требованиями Запада, все же расставляет своих людей в регионы. И правильно делает. Не случайно Путина сравнивают с Александром Невским, неоднократно ходившим на поклон в Орду с единственной целью – собрать и укрепить целостность едва зарождавшегося государства.

– Не приведет ли само переназначение к срыву уже сложившихся региональных политических сценариев? 

– Если избранный губернатор не достигнет согласия с местными элитами, то он попадет в ситуацию борьбы, и вполне возможно, что его попросту выдавят, как это произошло с нашим губернатором Мишариным. Но если у нового главы региона есть политический опыт, то он вполне сможет навести порядок.

Если действия нового губернатора будут согласованы с элитами, как мы это сейчас наблюдаем на примере нашего нового губернатора Куйвашева, то необходимости воевать и дальнейших сломов не будет. Элиты будут удовлетворены, значит, не будет почвы для конфликтов.

– Не будет ли смена региональных правительств, идущая за переназначением губернатора, означать если не сворачивание, то приостановку региональных программ и проектов?

– Там, где под программы выделяются средства, то разницы нет – какое правительство их будет реализовывать. В новом случает это будут просто новые люди. Если финансирование есть, то программы будут двигаться. Другое дело, если в регионе шли программы, связанные с личной инициативой губернатора. Но, вот, я особо таких программ и не помню.

– Найдутся ли на местах серьезные политики, способные в сегодняшних условиях не только возглавить регионы, но и сделать это, пройдя через выборы?

– Безусловно, такие люди есть. Например, губернатор Белгородской области Евгений Савченко. А среди новых назначений – время покажет.

Сайт РНК

Еще статьи по этой теме:

Вышла книга Сергея Писарева «Россия–Ноев ковчег? Размышления комсомольца-одиночки 80-х»

  Лидия Плотникова, культуролог. Вместо предисловия.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: