Китай открывает двери Ватикану



Станислав Стремидловский.

Что приход Святого престола в Поднебесную будет значить для его соседей и мира.

В коридорах и кабинетах Святого престола запахло «китайской весной»: кажется, Ватикан все-таки выходит на соглашение с Пекином. Разговоры о сделке, предполагающей установление между двумя государствами дипломатических отношений и слияние непризнанной Святым престолом и подчиненной коммунистическим властям Католической патриотической ассоциации Китая (КПАК) с преследуемой «подпольной Церковью» (в общении с католической полнотой) идут давно. Однако сейчас эти слухи, намеки, комментарии и прогнозы набрали критическую массу, которая количество переводит в качество. Более того, впервые решились озвучить перспективы епископы КПАК, заявив, что «соглашение развивается в хорошем направлении». При этом Директор Государственного управления по делам религий КНР Ван Цзоань хотя и не подтвердил информацию, что сделка будет подписана уже в марте этого года, но и не опроверг подобное.

Резкая активизация ватикано-китайских переговоров началась при папе Римском Франциске, что понятно, именно иезуиты прорубали для Святого престола дорогу в Поднебесную империю. Правда, с тех пор, как это случилось, многое в мире изменилось. Появились «общественное мнение», «права человека» с подразделом «права верующих», развитые средства массовой информации, составляющие очень большую конкуренцию проповеди. Поэтому выход ватиканских дипломатов на Пекин сопровождался яростной дискуссией прежде всего в самом католическом мире, где многие не разделяют оптимизм папы и его ближнего круга в отношении КНР. В частности, оппозиция возникла среди китайских католиков, включая публичное оппонирование со стороны высокопоставленных иерархов, например, бывшего архиепископа Гонконга кардинала Иосифа Дзена, который постоянно заявляет, что китайскому правительству нельзя доверять будущее Католической церкви в Китае. И он такой не один, противники сделки есть в аппарате самого Святого престола.

Однако стремление Ватикана присутствовать во всех уголках мира преодолевает акривию тех католиков, которые выступают против икономии, особенно характерной для нынешнего понтификата. Святой престол готов разделить ответственность с теми, кто придерживается иных взглядов и позиций, а в ряде случаев — как с Православными церквями — имеет другую конфессиональную принадлежность. Как замечает The New York Times, перемирие с Пекином «ускорит превращение католицизма в конфедерацию национальных Церквей — либеральную и наполовину протестантизированную в Северной Европе, консервативную в Африке к югу от Сахары и контролируемую коммунистами в Китае», при этом «тревоги многих верующих католиков — консервативных верующих на Западе, «подпольных» прихожан в Китае — воспринимаются как препятствия для «великой стратегии папы».

Такая политизация, даже если она немного преувеличена, влечет за собой определенные сложности для Святого престола. Учитывая, что три «официальных» епископа принимали участие в работе конференции, которая убрала ограничение в два пятилетних срока для председателя КНР и закрепила имя нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина в конституции, будет ли это означать в случае признания Ватиканом КПАК как церковное благословление Си на пожизненное правление? Как соседи Китая воспримут обмен дипломатическими миссиями между Пекином и Ватиканом, восстановление их отношений, например, Индия, где местные католики в последние годы жалуются на преследование со стороны националистических и религиозных движений и отсутствие реакции на это Дели? Очевидно, что тщательный анализ нового расклада сил предпримут Вьетнам, сам трудно ведущий диалог со Святым престолом, и Южная Корея. Вызывает тревогу «альянс» Ватикана и КНР и на Западе, где считают, что Святой престол в ряде случаев будет вынужден оказывать какую-то дипломатическую поддержку китайским инициативам. Что скажет, наконец, администрация президента США Дональда Трампа, среди членов которой были (а может и остались) люди, воспринимающие Пекин как главного противника Соединенных Штатов в XXI веке?

Вместе с тем ряд наблюдателей отмечают, что риски есть и для КНР. «Китайские коммунисты с 1989 года изучают причины распада Советского Союза и освобождение народов Восточной Европы, находившихся за «железным занавесом», роль в этом святого Иоанна Павла II, оказавшего давление на Москву, — пишет американский портал LifeSiteNews. — Учитывая, как быстро растет число верующих в Китае, режиму будет тяжело, если появятся новые десятки миллионов христиан». Возможно, это преувеличение. Но вот что говорил недавно монсеньор Энтони Фигейредо, консультант Ватикана. По его словам, одна из проблем в Китае — то, что это огромная страна с точки зрения управления и организации. Что происходит в одном регионе, может быть прямо противоположным в другом. Например, в части преследования верующих и разрушения храмов. Если провинции позволяют себе дифференцированное отношение в отношении католиков, не говорит ли это и о наличии различных политических представлений о будущем страны и ее курсе, что может в перспективе отразиться на единстве партии и правительства?

Что касается России, то и для нашей страны потенциальная ватикано-китайская сделка является фактором со многими неизвестными. Станет ли восстановление отношений между Святым престолом и Пекином подспорьем для православия, откроется ли диалог между китайскими католиками и российскими православными? Напомним, что на институциональном уровне Русская православная церковь лучше всего представлена все же в Японии, где в 1870 году была учреждена православная духовная миссия, в 1970 году Японская православная церковь томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия I получила автономию, на сегодня имеет 150 приходов и 40 священнослужителей (30 священников, 10 диаконов). А в КНР образованная Московским патриархатом Китайская православная церковь в конце 1960-х годов практически прекратила свое существование и де-факто не восстановлена. По словам протоиерея Дионисия Поздняева, православные общины Китая в силу исторической связи опираются прежде всего на РПЦ, однако «для китайских властей сейчас самая большая сложность — понять, в какой мере и в какой форме они готовы допустить необходимую для нормализации православной жизни в Китае помощь со стороны РПЦ».

Может ли Святой престол оказать помощь Московскому патриархату в этом деле? Вопросов пока больше, чем ответов.

Источник www.gr-sozidatel.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.